Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осн стратегии исследования науки. проблемное поле философии науки

Поиск

Ф ил.науки — это, во-1, философское направление, исследующее хар-ки научно-познавательной деят-ти, а во-2, — раздел фил., разрабатываемый в рамках различных фил-их направлений и изучающий науку как специф.сферу чел-ой дея-ти и как развивающуюся систему знаний.

Со второй половины 19 — нач. 20 в. развиваются 3 осн.стратегии исследования науки:

1) Дисциплинарное иссл.науки (т. е. иссл.науки в рамках ряда дисциплин, каждая из кот.рассматривает определ.аспекты в науке);

2) Междисциплинарное иссл.науки (науковедение);

3) Философско-методологическая стратегия.

Фил.науки как раздел фил. оформилась в сер.XX в. в ответ на потребность осмыслить соц.и культур.функции науки в условиях научно-технич.прогресса.

Фил.науки как филос.направление существует с сер.XIX в.

Осн.проблематика фил.науки претерпела существенные изменения.

1) На1 этапе (вторая пол.XIX в.) осн.внимание уделялось исследованию психол-их хар-ик

2) На 2 этапе (первая треть XX в.) происходило осмысление революционных изменений в основаниях науки на рубеже веков

3) На 3, аналитическом, этапе (вторая треть XX в.), преобладали? анализа языка науки.

4) Современный, постпозитивистский Обсуждаются проблемы роста научного знания.Ставится вопрос о влиянии на фил.науки результатов и методов социально-гуманитарного знания.

Философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания. Антропология (философия человека): - личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки.

 

 

42 Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки
Выражением «протонаука» обознач.-ся явления в др. культурах, родственные науке в ее нынешнем понимании, но не отвечающие тем или иным критериям, которые в совокупности характеризуют современную нам науку. Такие явления известны в истории Шумера, Вавилона, Древнего Египта, Индии, Китая, Греции.
Знания, относящиеся к области математики, астрономии, механики, медицины имели в древневосточных цивилизациях прикладной характер. Эти знания позволяли строить колоссальные гидротехнические и культовые сооружения, дворцы, создавать технику для строительства и боевых действий, производить землемерные работы, вести контроль, учет и расчеты хозяйственной деятельности, создавать календари, предсказывать соотношение светил, которое имело магическое и религиозное значение, исцелять некоторые недуги.
Уже древние ученые осознавали, что возникновение знаний обусловлено потребностями практики.

Древние греки заимствовали некоторые математические и астрономические знания в странах Востока. Например, знание о соотношении сторон прямоугольного треугольника, сформулированное в теореме Пифагора, Вместе с тем греки привнесли в науку нечто принципиально новое: теоретическое рассмотрение и доказательство. Теория — это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с
другом положений. Таким образом, знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основанными на принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснение и доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов.
Итак, идеалом античной науки стало доказательное, теоретическое, логическое мышление и знание. Полагают, что важнейшей предпосылкой, обусловившей превращение доказательно-теоретического мышления в идеал или норму, явился демократический уклад общественной жизни в ряде древнегреческих городов.

 

43. Зарожд опытных наук и оформл дисциплинарно организ науки в культуре эпохи Возрождения и нового времени.

Под влиян христианского средневек мировоззр возникли предпосылки для становл опытных наук. К ним относятся: 1. Снятие принципиального противопоставления естественного (физика) и иск-нного (механика). Впоследствии механика стала основой физики как науки о природе.

2. Устране разрыва между небесным и земным мирами.

3. Представлен о господстве чел-ка над природой. Если в эпоху Античности чел-к был обычное природное сущ-во, то согл Библии благословил Бог чел-ка властвовать над всей землей.

Становл опытных наук связано с Г. Галилеем,И. Кеплером, Х. Гюйгенсом, Р. Гуком, И. Ньютоном,Ф. Бэконом, Р. Декартом. Галилей сделал осн.познан природы наблюдение, эксперимент и математ расчет; заложил основы классич механики, сформулир принцип относит-ти движ, законы инерции, свободного падения тел; открыл при помощи изготовл им телескопа горы на Луне, спутники Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце, обнаружил его вращение. Кеплер вывел 3 закона движен планет. Гюйгенс установил законы колебаний маятника, создал волновую теорию света. Гук открыл закон пропорц-ти между силой, прилож к упругому телу, и его деформацией. Ньютон создал классич механику; открыл закон всемирного тяготения, разраб дифференц-ное и интегральное исчисления.

Эмпиризм - в основе познан лежит чувственный опыт.Бэкон, основатель эмпиризма, утвержд, что нужна опытная наука, дающая практически-полезные знания.(знание-сила

За время, прош с эпохи возникн эксперимент-математич естествознан, наука перешла от додисциплинарной (1) стадии к стадии дисциплинарно-организованной(2) науки и достигла стадии усиления междисциплинарных связей(3). 1) началась вместе с зарожд эксперимент-математич естествозн. В этот период в сист научн знан доминир механика, вся природа охватыв 1 механистич картиной мира. 2) к 18-нач 19 в сформир специфич картины реальности в биологии, химии; формир система прикладных и инженерно-технич наук. 3) наст время – хар-ны комплексные исследоват прогр, в кот участ спец-ты разных обл знания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.16 (0.01 с.)