ТОП 10:

Становление и развитие журналистики в Европе.



Развитие производства и рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей. В 1530 г. в Венеции появилось одно из первых информационные бюро. На знаменитом риальто (мосту) рядом с лавками менял и золотых дел мастеров возникло особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключалось в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Образовался даже особый цех «scrittori d`avise» (переписчики новостей), которые вскоре появились в Риме под названием novellanti или gazettanti». Подобные бюро стали создаваться и в других европейских городах.

Слово «газета» происходит от названия серебряной венецианской монеты чеканки 1538 г. За 1 газетту житель Венецианской республики мог купить рукописный листок, в котором сообщались разные новости. В 1631 г. французский медик Теофраст Ренодо использовал это слово в названии первого во Франции еженедельного печатного издания «Ла газет». Это был небольшой листок размером в половину обычного стандартного листа писчей бумаги.

Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV в. ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия – 1465 г., Швейцария – 1468 г., Франция – 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша – 1473 г., Чехия и Англия – 1482 г., Австрия и Дания – 1482 г., Швеция – 1483 г., Португалия – 1487 г.

Первые газеты, рассчитанные прежде всего на купцов и горожан, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для деловых людей того времени.

Но уже «Gasette», созданная во Франции при участии кардинала Ришелье, стала публиковать и политические новости.

«Relation aller Fürnemmen und gedenckwürdigen Historien», изданная в 1605 г. в Страсбурге, считается первой газетой. Первое успешное ежедневное издание на английском языке – британская газета The Daily Courant, печаталась с 1702 по 1735 гг. Во второй половине XVII в. появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые отличали их от другой печатной продукции - регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации.

В конце XIX в. выделились две разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих кругов, интеллигенции).

Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцы стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества.

На рубеже XIX–XX вв. были изобретены радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 1920-х гг., а телевидение – в конце 1940-х гг.

К 1980-м гг. развитие всех трех типов каналов массовой информации привело к созданию единой системы журналистики, к их «равноправию» (в некоторых отношениях лидером стало телевидение). Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специ­фичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее – это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор­мацию.

Со временем пресса оформилась как влиятельный социальный инструмент и стала именоваться «четвёртой властью» (помимо законодательной, исполнительной и судебной) благодаря значительной роли в обществе через формирование массового сознания в мировых масштабах.

В последнее время всё более ак­тивно развивается четвертый тип каналов информации – всемир­ная компьютерная сеть (Интернет), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Однако нужно иметь в виду, что эта информация все более становится коммерческой, то есть коммерциализированной. На многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Интернет-пользователю предлагается лишь краткий обзор наиболее важных событий. Со временем, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

 

ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ

На Руси письменными документами были рукописные летописи, создававшиеся в монастырях. На рубеже XV–XVI вв. трудами дипломатов Ивана III появилась светская публицистика. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустили первую печатную русскую книгу «Апостол».

В XVII в. для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, изготавливались рукописные газеты «Вестовые песни», или «Куранты» (от фр. «courant» – текущий; «Курантами» назывались голландские периодические издания XVII в. - «Amsterdamische Courant» и др.), основу которых составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Из донесений заграничных агентов в Московском Посольском приказе составлялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться «Курантами». С 1631 г. начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги – «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей). Составлялись «Куранты» 2–4 раза в месяц в 2–3 экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность такого издания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками и юродивыми.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.255.49 (0.004 с.)