Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание форм аттестации текущего контроля успеваемости



Текущий контроль успеваемости проводится на каждом занятии при выполнении практических заданий и контроля выполнения домашних заданий.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета. К зачету допускаются студенты при выполнении следующих требований:

· посещение не менее 50% занятий;

· выполнение заданий на семинарских и практических занятиях;

· выполнение самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине «Психология личности» проводится в середине семестра в форме тестирования. Задания и инструкция для тестирования приведены ниже.

Инструкция: Вам будет предложен тест по предмету «Психология личности», который состоит из вопросов и утверждений. Нужно выбрать один из вариантов

 

1. Предметом психологии личности является:

a) Личностные особенности человека;

b) Природа и источники индивидуальных и групповых различий;

c) Темпераментальные особенности человека.

2. Какие факторы развития личности выделяют в психологии?

a) Генетический

b) Средовой и генетический

c) Генетический, средовой и фактор личной активности

3. Чем ближе проявление индивидуальности к уровню психофизической индивидуальности человек, тем сильнее сказывается влияние...

a) фактора среды

b) Наследственных факторов

c) собственной активности

4. Фактор среды оказывает доминирующее влияние, в той части своей индивидуальности, где человек является:

a) индивидом

b) социальным индивидом

c) индивидуальностью

5. Гиппократ создал свою типологию темпераментов на основе:

a) преобладающей жидкости в организме

b) конституции человека

c) преобладания сигнальной системы

6. Темперамент – это характеристика индивида со стороны его...

a) содержательных особенностей

b) динамических особенностей

c) ценностных ориентаций

7. Для нервной системы холерика характерно...

a) слабость, неуравновешенность

b) уравновешенность, подвижность

c) преобладание возбуждения над торможением

8. Для нервной системы меланхолика характерно...

a) слабость, неуравновешенность

b) уравновешенность, подвижность

c) преобладание возбуждения над торможением

9. Для нервной системы флегматика характерно...

a) уравновешенность, подвижность

b) слабость, неуравновешенность

c) уравновешенность, но инертность

10. Для нервной системы сангвиника характерно...

a) преобладание возбуждения над торможением

b) уравновешенность, но инертность

c) уравновешенность, подвижность

11. Типологии темперамента Э.Кречмера и У. Шелдона относят к...

a) гуморальным

b) конституциональным

c) факторным типологиям

12.В основу классификации «соматотипов» У.Шелдона положено:

a) соотношение жидкостей организма

b) соотношение видов тканей организма

c) соотношение гормонов в организме

13.К гуморальным теориям темперамента относятся типологии:

a) Сиго, Шелдона, Кречмера.

b) Айзенка, Гилфорда, Юнга

c) Гиппократа, Аристотеля, Лесгафта

14.И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от....

a) типа нервной системы

b) количества нейронов

c) телосложения

15.Два основных нервных процесса, которые отражают деятельность головного мозга – это

a) анализ и синтез

b) возбуждение и торможение

c) индукция и дедукция

16.Кант понимал характер как...

a) качественную оценку личности, являющуюся достоинством

b) способы реагирования в определенных ситуациях

c) преувеличенное развитие отдельных свойств

17. Понятие «личность» описывает

a) содержательную сторону поведения

b) формально-динамическую сторону поведения

c) мотивационно-волевую сторону поведения

18.Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения в типичных ситуациях – это...

a) темперамент

b) характер

c) способности

19.Характер определяется фактором...

a) наследственности

b) воспитания и самовоспитания

c) собственной активности

20.Те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности, называют:

a) чертами характера

b) задатками

c) способностями

21.Преувеличенное развитие отдельных черт личности называют:

a) нормой

b) акцентуацией

c) психопатией

22.При акцентуации характера ухудшается...

a) самочувствие

b) социальная адаптация

c) интеллектуальное функционирование

23.К возрастным периодам, наиболее подверженных появлению акцентуаций характера, относят:

a) раннее детство, младенчество

b) подростковый, юность

c) молодость, зрелость

24.Болезненное уродство характера, в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми – это...

a) акцентуация

b) психопатия

c) астения

25.Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими, называются:

a) задатками

b) способностями

c) чертами

26.К общим способностям относятся...

a) Интеллект, обучаемость, креативность

b) лидерские, художественные, математические

c) биологически обусловленные

27. К специальным способностям относятся....

a) Интеллект, обучаемость, креативность

b) лидерские, художественные, математические

c) биологически обусловленные

28.От способностей зависят такие параметры деятельности, как...

a) скорость, глубина, легкость

b) виды знаний, умений и навыков

c) физиологическое обеспечение

29.Предпосылки развития способностей – это...

a) задатки

b) IQ

c) особенности воспитания

30.Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с...

a) определение нормативности развития

b) профотбором

c) разделением людей на группы

31.Развитие общих способностей человека предполагает развитие его...

a) познавательных процессов

b) физического облика

c) специальных способностей

32.С чем часто путают при психодиагностике способности?

a) Задатками

b) Возможностями

c) Достижениями

33.Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает...

a) Талантом

b) Гениальностью

c) Одаренностью

34.В какой теории способностей говорится о том, что способности передаются от поколения к поколению?

a) биогенетическая теория

b) социогенетическая теория

c) деятельностная теория

d) функционально-генетическая теория

35.Система индивидуально-волевых качеств личности, обеспечивающих относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществления различных видов деятельности:

a) задатки

b) специальные способности

c) талант

d) общие способности

4.4.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

Контроль качества усвоения знаний по дисциплине проводится в форме зачета.

Примерные вопросы к зачету

1. Общая характеристика психологии личности.

2. Основные направления изучения личности: психоанализ.

3. Основные направления изучения личности: бихевиоризм.

4. Основные направления изучения личности: когнитивная психология.

5. Основные направления изучения личности: экзистенционально-гуманистическая психология.

6. Основные направления изучения личности: отечественная психология.

7. Уровни психологического изучения человека: индивид – субъект – личность – индивидуальность.

8. Личность: основное понятие.

9. Структура личности.

10. Функции личности.

11. Черты личности их формирование.

12. Развитие личности: основные проблемы и подходы (биогенетический подход).

13. Развитие личности: основные проблемы и подходы (социогенетический подход).

14. Развитие личности: основные проблемы и подходы (персоногенетический подход).

15. Периодизация развития личности. Основные подходы.

16. Зрелость личности: основное понятие и развитие.

17. Понятие индивидуальности в психологии.

18. Понятие темперамента. Структура темперамента.

19. Понятие типа темперамента и различные типологии темперамента.

20. Развитие темперамента.

21. Понятие характера.

22. Структура характера.

23. Развитие характера. Воспитание и самовоспитание характера.

24. Типологии характера.

25. Общая характеристика способностей.

26. Общие и специальные способности.

27. Талант и одаренность.

28. Теория механизмов психологической защиты.

29. Типология защитных механизмов.

30. Представление о копинг-ресурсах и копинг-стратегиях личности.

 

 

РАЗДЕЛ 5. Информационное сопровождение дисциплины

5.1.Перечень основной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

1.2.Перечень дополнительной учебной литературы, необходимой для основания дисциплины

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.

3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т.: т. 1: пер. с фр. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии: психологический практикум / Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2010.

5. Дифференциальная психология: учебное пособие / С. К. Нартова-Бочавер. – 2-е изд., испр. – М.: Флинта, 2006.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: учебник / Е. П. Ильин. – 2-е изд. Доп. – СПб.: Питер, 2001.

7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010.

8. Психология индивидуальных различий. Тексты / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М., 2008.

9. Психология личности: Учебное пособие. / Под ред. П.П. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008.

10. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В. В. Архангельская. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2007.

12. Хьелл Л. Теории личности: Учеб. Пособие. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2009.

 

1.3.Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины

eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/

Национальный психологический журнал [Электронный ресурс]: научно аналитическое издание. – Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/npj/index.html

Koob.ru [Электронный ресурс]: электронная библиотека. – Режим доступа: www.koob.ru

PsyJournals.ru [Электронный ресурс]: портал психологических изданий. – Режим доступа: http://psyjournals.ru

Институт психологии Российской академии наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ipras.ru/

Psyche.ru [Электронный ресурс]: история отечественной психологии. – Режим доступа: http://psyche.ru/

Российское Психологическое Общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://рпо.рф

РАЗДЕЛ 6. Глоссарий

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии А. выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий спецификой внутренних состояний субъекта (в отличие от реактивности, когда действия обусловливаются предшествующей ситуацией) и произвольностью, т. е. обусловленностью наличной целью субъекта.

Архетип (от греч. Archetipos — первообраз) — центральное понятие аналитической психологии. А. — способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Согласно Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, ак­тов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психиче­ского отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое. Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом, который изучал неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости. В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено (надсознательные явления, поведенческое автоматизмы и стереотипы, подпороговое восприятие и др.).

Бихевиоризм (от англ. Behaviour – поведение) — психологическое направление, в котором в качестве предмета психологии фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции ®. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность).

Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления (например, произвольные память и внимание, словесно-логическое мышление). В. П. ф. – одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Я. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале ХХ в. (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка). И выдвинувшее программу исследования цедостных структур психики, не сводимых к её компонентам и певичных по отношению к ним. Согласно постулатам гещтальт-теории, мир состоит из целостных сложно-организованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое. Все психические процессы характеризуются целостностью, стремлением к интеграции и завершенностью. Фундаментальное понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт (образ, целое, структура).

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. Как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. К данном у напрвлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер. Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь — единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Движения непроизвольные и произвольные – движения человека, отличающиеся друг от друга тем, что первые совершаются бессознательно, автоматически, а вторые носят сознательный характер, выполняются в соответствии с образом стоящей перед субъектом цели. Д. н. регулируются, как показал еще И. М. Сеченов, ощущениями проприорецептивными, отражающими особенности самих выполняемых движений, а также экстерорецептивными, сигнализирующими о тех изменениях в окружающей среде, которые вызываются этими движениями.

Действие (в психологии). Д. – произвольный акт, процесс, подчиненный представлению о результате, образу предвидимого будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели. С. Л. Рубинштейн рассматривал Д. в качестве исходной единицы психологического анализа деятельности.

Деятельность — активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные компоненты, с помощью которых деятельность реализуется. Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.).

Защитные механизмы — термин для обозначения бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Индивид (от лат. Individuum — неделимое) — Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного.
Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Иногда понятие индивид используют для обозначения отдельно взятого человека в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психоло­гических и др.

Индивидуальность -это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Соотношение понятий «индивид»-«личность»-«индивидуальность» отражено в афоризме А.Г.Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Интеллект (от лат. Intellect – понимание, познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Когнитивная психология — направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Коллективное бессознательное — термин, введенный К.Юнгом для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием К. б. выступают архетипы — всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием.

Культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20—30-е гг. российским психологом Л.С.Выготским при участии его учеников А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как “натуральных” изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся “культурными”. Внешне это проявляется в том, что они приобретают осознанность и произвольность. В ходе интериоризации структура внешней деятельности трансформируется и “сворачивается”, с тем чтобы вновь трансформироваться и “развернуться” в процессе экстериоризации, когда на основе психической функции строится “внешняя” социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак — слово.

Личность. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В отечественной психологии в рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Таким образом, можно сказать, что личность – это социальный индивид, проявляющийся в системе его отношений и социальных ролей.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологиче­ского и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Психоаналитическое направление – основано З. Фрейдом в конце ХIХ в. И в настоящее время представлено рядом концепций, часто объединяемыми понятием глубинная психология, в которых постулируется ведущая роль бессознательных процессов в поведении индивида и формировании его личности. К ним относится: психоанализ З.Фрейда и неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромм), аналитическая психология К.Г.Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, а также современные психодинамические концепции, где основное внимание уделяется сложным динамическим отношениям сознательных и неосознаваемых процессов психики – например, транзактный анализ Э.Берна, трансперсональная психология С.Грофа.

Психология (от греч. Psyche – душа, logos – учение) — наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему иру. Со 2–й половины ХIХ в. Произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно исторического опыта.

Рефлексия — самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями.

Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Субъект деятельности – деятельность определяет все аспекты социального бытия и развития личности. Это позволяет рассматривать личность в её деятельностном измерении: как субъекта осознанной и целенаправленной деятельности.

Экзистенциальная психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бьюдженталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам.

Проверено Щукиной М. А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.08 с.)