Тема: 2. Основные направления изучения личности (теории личности) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: 2. Основные направления изучения личности (теории личности)



План семинарского занятия:

Цель – формирование представлений об основных направлениях изучения личности в мировой психологии.

Понятийный аппарат: психоаналитический подход к личности, бихевиористский подход к личности, гуманистическая психология личности, экзистенциальная психология личности, когнитивное направление изучения личности, деятельностный подход к пониманию личности.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Основные направления изучения личности: психоанализ. Основные понятия в концепциях психоаналитического направления. Психоаналитическая теория З.Фрейда. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Юнга. Транзактный анализ Э.Берна. Гуманистический или экзистенциональный психоанализ Э.Фромма.

2. Основные направления изучения личности: бихевиоризм. Научение как формирование поведения. Теории научения.

3. Основные направления изучения личности: когнитивная психология. Когнитивный подход к исследованию личности: Л. Фестингер, Дж. Келли, Э. Аронсон, Дж. Роттер и др.

4. Основные направления изучения личности: экзистенционально-гуманистическая психология. Основные объединяющие понятия концепций гуманистического направления в психологии: уникальность субъективного опыта личности, стремление личности к самоактуализации, перенос центра анализа на рассмотрение психически здоровой и полноценно реализующей себя творческой личности, подчеркивание активного и продуктивного характера её развития.

5. Основные направления изучения личности: отечественная психология. Теория культурно-исторического развития высших психических функций и сознания Л.С.Выготского. Развитие психики человека в процессах труда, познания и общения (Б.Г.Ананьев). Интериоризация и экстериоризация. Роль труда в возникновении сознания (А.Н.Леонтьев). Понятие, структура и виды деятельности человека (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Литература

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Семинарское занятие № 3

Тема: Темперамент

План семинарского занятия:

Цель – формирование представлений о темпераменте.

Понятийный аппарат: темперамент, структура темперамента, свойства темперамента, типологии темперамента.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Общее понятие о темпераменте.

2. Темперамент в структуре индивидуальности.

3. Теории и типологии темперамента.

4. Методы и методики исследования темперамента.

Практическое задание.

Занятие проходит в форме самоисследования студентов с помощью теста измерения экстраверсии-интроверсии и нейротизма Г.Айзенка. Проводится обсуждение результатов с опорой на знания о типах темперамента, особенностей его проявления жизнедеятельности.

Диагностический материал для проведения занятия: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб., 2000. С. 289-294.

Литература

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

 

Семинарское занятие № 4

Тема: Характер

План семинарского занятия:

Цель – формирование представлений о характере..

Понятийный аппарат: характер, структура характера, типологии характера, акцентуированный и патологический характер.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

2. Общее понятие о характере, его структуре.

3. Темперамент в структуре индивидуальности.

4. Соотношение темперамента и характера в структуре индивидуальности.

5. Теории и типологии характера.

6. Возрастные особенности формирования черт характера, проблема их изменения.

Практическое задание.

Занятие проходит в форме представления студентами презентаций, посвященных различным теориям характера и типологиям характера. Материал для подготовки презентаций:

Психологические типологии [Текст]: учебное пособие / ред. Ю. П. Платонов. СПб.: Речь, 2004. 512 с.

Литература

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Семинарское занятие № 5

Тема: Способности

План семинарского занятия:

Цель – формирование представлений о способностях.

Понятийный аппарат: способности, признаки способностей, виды способностей, уровни развития способностей, развитие способностей.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие способностей, признаки способностей (по Б.М. Теплову).

2. Биогенетические теории способностей. Социогенетические теории способностей. Функционально-генетический подход к изучению способностей. Современное состояние проблемы.

3. Связь способностей и эффективности деятельности.

4. Соотношение способностей и задатков. Способности и одаренность.

5. Понятие общих способностей. Понятие специальных способностей.

6. Проблема диагностики способностей. Развитие способностей.

Практическое задание.

Занятие проходит в форме представления студентами презентаций, посвященных различным видам специальных способностей и детской одаренности. Материал для подготовки презентаций: Психология одаренности детей и подростков [Текст] / ред. Н. С. Лейтес. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

Литература

1. Дружинин, В.Н. Психология [Электронный ресурс]: учебник / В.Н. Дружинин. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 656 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21957&cat=1044&page=3

2. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

3. Столяренко Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

Семинарское занятие № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.008 с.)