Тема 3. 1. Роль международных организаций в политической жизни государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 1. Роль международных организаций в политической жизни государств



Самостоятельная работа: найти и написать год, цели, структуру основных международных организаций: ООН, ЕС, НАТО

Тема 3.2. Глобализация и глобальные проблемы человечества

 


Тема 3.3. Российская Федерация – проблемы социально-экономического

И культурного развития

Основой для формирования российской стратегии перехода к устойчивому

развитию должна служить оценка потенциала России и реализация его на

основных этапах этого перехода. Предлагается выделять три этапа перехода к

устойчивому развитию и их основное содержание.

1. Выживание (1999-2005 гг.) — повышение уровня жизни малоимущих слоев

населения, ликвидация бедности.

2. Модернизация (2006-2020 гг.) — производственно-техническая и социально-

экономическая модернизация с целью построения постиндустриального

общества с достаточно высоким уровнем благосостояния населения, с

надежно функционирующей социальной и производственной инфраструктурой,

со значительной долей (порядка 50%) среднего класса в составе

населения.

3. Экологическая реконструкция (2021-2025 гг.) — крупномасштабные

природовосстановительные мероприятия на экологически неблагополучных

территориях, восстановление и реконструкция разрушенных и поврежденных

экосистем, очистка атмосферного воздуха и водоемов.

Потенциал России многомерен, динамичен; фиксация его основных

параметров необходима для составления прогнозных оценок и определения

геополитической стратегии применительно к указанным выше этапам.

Составляющими потенциала России на рубеже веков следует признать

национальное богатство, природно-ресурсный потенциал, демографический и

трудовой потенциал, потенциал социальной структуры, научно-технический

потенциал. Рассмотрим их подробнее.

Национальное богатство — экономическая категория, в которой фиксируются

как предпосылка социально-экономического развития, так и его результат,

воплощаемый в материальную и духовную культуру общества, в самого человека.

Необходимо различать обыденный и научный подходы к пониманию национального

богатства. В первом случае допустимо толкование богатства как текущего

потока благ и их накопленного итога в вещественном и денежном выражении.

Научный подход к богатству представляет его как накопленный за определенный

временной интервал материальный итог предшествующих циклов воспроизводства

и одновременно как предпосылку их последующего продолжения. Национальное

богатство имеет двойственную природу, определяется единством материально-

вещественной и социальной сторон.

В оценку национального богатства России должна входить не только

стоимость основных фондов, материальных оборотных средств и домашнего

имущества населения (чем прежде и ограничивалась государственная

статистика), но и стоимость земли, лесов, недр, а также стоимость

накопленных знаний и квалификации работников различных категорий

(человеческий капитал). Например, согласно официальным данным, с 1960 г. по

1990 г. национальное богатство СССР увеличилось с 0,6 трлн. До 4,5 трлн.

руб. (в ценах 1973 г.), т. е. в 7,5 раза. После распада СССР его

национальное богатство было разделено между союзными республиками по

территориальному признаку следующим образом: к России отошло около 60%

богатства; к Украине — 16%; к Белоруссии — 3,6%. В Прибалтийских

республиках осталось 3,2%, в Среднеазиатских республиках — чуть более 11%,

в Закавказских республиках — 3,9% общесоюзного национального богатства.

Природно-ресурсный потенциал России характеризуется тем, что она

занимает 1/8 территории суши и обладает самыми большими шельфовыми

акваториями в северной части. По природно-сырьевым условиям Россия может

занимать ведущее место в мировой экономике, что дает ей возможность

обеспечить экономическую безопасность. Природно-ресурсный потенциал России

включает минеральные, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы. В

структуре минерально-сырьевой и топливной базы доминирует уголь (79,5%),

далее следуют газ (6,9%), нефть (6,5%) и другие полезные ископаемые (7,1%).

Для обоснования геополитической стратегии России принципиальное значение

имеют сведения об ее обеспеченности разведанными запасами полезных

ископаемых.

Демографический потенциал является одним из ключевых показателей

социокультурной динамики российской геополитики, поскольку он всесторонне

характеризует исходный, человеческий потенциал страны. Демографический

потенциал включает в себя: численность населения и его воспроизводство,

рождаемость, смертность, возрастную структуру, жизненный потенциал. Следует

отметить, что на динамику и структуру демографического потенциала

непосредственное влияние оказывают состояние хозяйственной деятельности,

экономические реформы, войны и иные возмущающие воздействия

кратковременного и долговременного порядка.

Наблюдаемая с 1992 г. убыль численности населения прогнозировалась еще

давно, кризисные явления лишь усугубили эту тенденцию, а распад СССР

частично сгладил убыль населения за счет чистой миграции в Россию из бывших

союзных республик. Главными причинами уменьшения численности населения стали падение

рождаемости и рост смертности, которые в последнее десятилетие вызваны,

главным образом, социально-экономическими причинами.

Одним из видов национального богатства России является ее научно-

технический потенциал, выступающий основным фактором экономического роста и

геополитического могущества. Наука и передовые технологии стали

непосредственной производительной силой, поэтому очевидные кризисные

процессы, протекающие в современной отечественной науке, негативно

сказываются практически на всех сторонах социальной жизни. К концу 90-х гг.

в нашей стране был накоплен огромный научно-технический потенциал.

Достаточно сказать, что только в СССР (а также в США) осуществлялись работы

практически по всем направлениям естественных, общественных и технических

наук.

В силу относительной замкнутости советской экономики продуктивно

работала наука на нужды ВПК. В оборонной науке и технике были разработаны

так называемые базовые технологии, т. е. системы всех технологических

процессов, охватывающих области НИР, ОКР, подготовки производства, самого

производства, сбыта и сервисного обслуживания. К примеру, в авиации

макротехнологии представляют комплекс, включающий порядка 600 технологий, а

при создании космического корабля «Буран» были задействованы более 1600

технологий. Из 46 макротехнологий, которыми обладают 7 промышленно развитых

стран, на долю США приходится 20-22 макротехнологии, на долю Германии — 8-

10, Японии — 7, Англии и Франции — 3-5, Швеции, Норвегии, Италии и

Швейцарии — по 1-2 макротехнологии, по которым эти страны разделяют или

делят лидерство. Перед Россией стоит задача довести к 2010 г. до 6-7, а к

2025 г. до 12-16 макротехнологий. В настоящее время подобного рода

макротехнологии в нашей стране имеются в области авиации, космонавтики,

ядерной энергетики, судостроения, специальной металлургии, энергетического

машиностроения.

Кризисные явления в науке на протяжении последнего десятилетия вызваны

сокращением государственных ассигнований на ее развитие, оттоком работников

из сферы науки. В результате происходит спад научного капитала. При

нынешних размерах ассигнований на науку возможно достижение уровня научного

капитала 1990 г. лишь к 2020 г. Поэтому высока вероятность необратимого

разрушения научно-технического потенциала. Исправить это положение можно

лишь в том случае, если государство станет основным финансистом науки и

потребителем научно-технической продукции. Для этого доля общих затрат на

науку относительно ВВП должна быть не ниже 1,5%, что соответствует уровню

примерно 4% расходов федерального бюджета.

Государственный патриотизм. Смена идеологических парадигм, социальных

ценностей не проходит бесследно для общества. Осознание новых реалий, новых

общественных связей и отношений, их принятие (или непринятие) требуют

напряжения душевных сил, мобилизации внутренних ресурсов и, самое главное,

времени. Процессы трансформации в России связаны с глубокой модификацией

системы ценностей и моделей социально-экономического поведения. За

последние десять лет страна претерпела сужение географических границ,

изменились ее название и государственная символика. Эти обстоятельства

усилили и без того высокую нестабильность социальной среды. В процессе

адаптации к новым условиям в обществе формируется макроидентичность на

основе новой системы ценностей. Однако процесс этот происходит очень

медленно, так как разброс ценностей россиян чрезвычайно велик и подчас

ценности эти являются полярными (общество -власть, столица - провинция,

Сибирь - Центр, интеллигенция - народ, состоятельные - бедные). Такое

кризисное состояние системы ценностей в значительной мере препятствует

эффективному развитию трансформационных процессов.

Разрабатывается новая политика, которая стремится покончить с

тотальностью, понимаемой как органичность культурного пространства с

«ценностным господством» — эстетическим, социальным, политическим —

отечественной традиции, привить русской культуре «релятивистскую» модель-

Речь идет о концепциях мультикультурализма, или поликультурализма которые

можно понять как теории «расширения границ» Главная цель — внедрить в

границах социокультурного российского пространства «альтернативные

культуры», якобы изгнанные тоталитарной идеологией, дав им те же права,

что и титульной (русской) культуре

Иначе говоря, политика расширения границ по схеме поликультурализма

есть по сути политика размывания границ единого культурного пространства,

созданного многовековой российской историей, подмена исконно отечественных

культурных традиций альтернативными культурами, не имеющими ровно никаких

корней в России и несущими ей чуждый образ жизни, ценностей нравственности

В сфере образования свержение «культурного империализма» реализуется

через внедрение «педагогики альтернатив», которая напрочь отбрасывает всю

исторически спожившуюся систему культурных образцов как устаревшую. Именно

в таком контексте мультикультурализм представлен как метод «культурного

многообразия» и «межкультурного обогащения». Такой принцип образования

сегодня и пропагандируется в качестве приоритетного

В этой связи особенно остро встает проблема традиции в культуре,

притом не столько как реалий фольклора, объектов историко-культурною

наследия или сложившихся учреждений культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.037 с.)