Учебник для магических ВУЗов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебник для магических ВУЗов



ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

Учебник для магических ВУЗов

Вопросы и задания
Правила и определения
Экспериментальные задания
Контрольные вопросы
Дополнительный материал

Панов С. А.

Зельеварение. Учебник для магических ВУЗов: учебник для магических образовательных учреждений / С. А. Панов. – 2 издание. – ВКонтакте.: Министерство магии, 2011. – 270, [2] с.: ил.

 

Учебник С. А. Панова «Зельеварение. Учебник для магических ВУЗов» содержит весь необходимый теоретический и практический материал для изучения курса зельеварения в магических образовательных учреждениях. Может служить для изучения предмета на минимальном, базовом и профильном уровне.

Учебник соответствует официальной программе занятий по зельеварению для студентов магических школ с 1 по 7 курс.

Предисловие

Дорогие ребята!

 

Вы начинаете изучение очень интересной и очень загадочной науки – зельеварения.

 

Зельеварение вместе с другими волшебными дисциплинами – травологией, алхимией, УЗМС и трансфигурацией – составляет единый блок естественнонаучных магических предметов, которые вы обязательно будете изучать в любой школе магии и чародейства!

 

При изучении зельеварения очень важно обращать внимание не только на теоретический материал, но и на практические задания, а также на вопросы в конце параграфа. При изучении предмета на профильном или углублённом уровне настоятельно рекомендуется прочитывать дополнительный материал в учебнике или в других образовательных ресурсах.

 

Важно отметить, что зельеварение – это не просто магическая наука. Обращая внимание на все тонкости, необходимо внимательно слушать учителя, вчитываться в изучаемый материал и с уважением относиться ко всем прелестям магического мира. Только лишь в этом случае, вы сможете превратить простой предмет в удивительный мир веществ, который с лёгкостью может стать делом всей вашей жизни.

 

С Уважением,

Панов Сергей Алексеевич,

Учитель зельеварения и алхимии.

 

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

Классификация зелий Греты Вальцоген.

 

Как вам известно, каждое зелье характеризуется составом, степенью воздействия и целью применения.

В 1590 году немецкий профессор зельеварения Грета Вальцоген предложила классификацию зелий, которая, по мнению многих, является фундаментальной основой зельеварения. Это первая единая классификация, основанная на составе зелья, его степени воздействия и цели применения.

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

Аксиомы зельеварения.

 

Аксиома – это исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств истинности других положений.

 

Основателями классического зельеварения принято считать троих ученых – Грету Вальцоген, Ларса Бьеркинда и Шарля Кантеля. Именно им мы обязаны появлением основных аксиом данной науки. Как вы понимаете, каждый из них внес свой вклад. Итак, в зельеварении можно выделить три группы аксиом: относительности, эквивалентности зелий и об операциях над зельями.

 

Аксиомы относительности

Эти аксиомы сформулированы Гретой Вальцоген в 1616 году.

 

1. Состав любого как моносоставного, так и полисоставного зелья в равной степени ассоциативен и коммутативен.

 

2. Процесс приготовления зелья носит как ассоциативный, так и коммутативный характер.

 

3. Расстояние Кантеля – величина относительная, ибо зависит от многочисленных факторов.

 

Эквивалентность зелий

 

Сформулированы Шарлем Кантелем в 1621 году.

 

1. Два зелья, принадлежавшие к одному и тому же классу зелий по цели применения, эквивалентны тогда, когда их расстояния Кантеля совпадают в пределах некоторых установленных границ.

 

2. Два и более зелий эквивалентны тогда, когда совпадают их расстояния Кантеля до сотых долей, и они имеют, по крайней мере, один общий ингредиент.

 

3. Для эквивалентных зелий справедливы все свойства эквивалентности числовых множеств.

 

Периодический закон

Свойства химических элементов, а также образованных ими простых веществ, периодически изменяются в зависимости от их величины относительной атомной массы.

Этот закон был установлен 1 марта 1869 года Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Графическим отображением Периодического закона является Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

 

Закон сохранения массы

Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате её.

Этот закон был открыт Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

 

 

Закон постоянства состава

Любое определенное химически чистое соединение независимо от способа его получения состоит из одних и тех же химических элементов.

 

Этот закон установил Жозеф Луи Пруст.

 

Конечно же, в химии существует великое множество законов, следствий и правил, устанавливающих свойства химических веществ и соединений.

К сожалению, в мире волшебников нет необходимости знакомиться с ними.

В курсе зельеварения вы их изучать не будете.

 

 

1. Какова роль химических законов в зельеварении? 2. Расскажите подробнее о Периодическом законе. 3. Расскажите подробнее о законе сохранения массы. 4. Расскажите подробнее о законе постоянства состава.

 

«Кромлевый сок» Ингредиенты: сок берёзы, липовый мёд, ртуть. Эффект: затуманивает глаза.

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

Аналитическое зельеварение.

 

 

Для экспериментального определения состава зелья используют химический анализ или применяют методы аналитического зельеварения.

 

Аналитическое зельеварение – это отрасль зельеварения, изучающая анализ вещества на содержание различных элементов.

С помощью качественного анализа определяют, какие ингредиенты входят в состав вещества. Количественный анализ помогает определить, сколько их в системе.

 

Самыми основными методами анализа зелья является:

 

-Трансфигурационные заклинания (проверка на наличие ингредиентов, способных к трансфигурации)

-Заклинание «Хемилюмос» и «Хеминокс» (проверка на визуальные частицы)

-Применение любого химического индикатора (фенолфталеин и др.)

-Добавление другого вещества (проверка при помощи химической или магической реакции)

 

и.т.д.

1. Что такое аналитическое зельеварение? 2. Какие основные методы анализа вы знаете? 3. По заданию учителя попробуйте проанализировать какое-либо зелье, используя основные методы анализа аналитического зельеварения.
«Старящее зелье»

Ингредиенты: зубы крокодила, спорыш, крылья скарабеев, желчь кошки и ноготь того, кто пьет зелье.
Эффект: делает выпившего его старше.

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

Алхимия.

 

В VII веке началось победоносное шествие новой мировой религии – ислама – что привело к созданию огромного Халифата, включившего в себя Малую и Среднюю Азию, Северную Африку (включая, разумеется, и Египет) и юг Пиренейского полуострова в Европе. Арабские халифы, подражая Александру Македонскому, покровительствовали наукам. На Ближнем Востоке – в Дамаске, Багдаде, Кордове, Каире – были созданы университеты, на несколько столетий ставшие главными научными центрами и давшие человечеству целую плеяду выдающихся учёных. Слово alkhemeia преобразовалось в арабском языке в al-khimiya, давшее название описываемому этапу. Влияние ислама в арабских университетах было сравнительно слабым; кроме того, изучение трудов античных авторов не противоречило трём обязательным исламским догматам – вере в Аллаха, в его пророков и загробный суд. Благодаря этому на Арабском Востоке могли свободно развиваться научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности, в том числе и александрийская alkhemeia.

 

Теоретической основой арабской алхимии стало учение Аристотеля и его идея о взаимопревращениях элементов. Однако для интерпретации опытных данных, касающихся свойств металлов, теория Аристотеля оказалась не слишком удобной, поскольку описывала, прежде всего, физические свойства вещества. Арабский алхимик Айюб ал Рухави (769-835) давал следующее весьма громоздкое и туманное объяснение свойств металлов, основанное на учении Аристотеля:

"…Золото содержит больше влажности, чем серебро, поэтому оно более ковко. Золото жёлтое, а серебро белое, т.к. первое содержит больше тепла, а второе – больше холода. Медь суше, чем серебро или золото, и её цвет более красен, т.к. она теплее. Олово более влажно, чем серебро или золото, так же обстоит дело и со свинцом. Это объясняет, почему они так легко плавятся на огне. Больше всего влажности в ртути, поэтому она, подобно воде, испаряется на огне. Что касается железа, то оно землистее и суше, чем все остальные, … и оно с трудом поддаётся действию огня и не плавится, подобно другим, если только плавящая сила не приведена в тесное соприкосновение с ним…".

 

Развитие алхимической практики потребовало создания новой теории, основанной на химических свойствах веществ.

Абу Муса Джабир ибн Хайан (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий. Джабир ибн Хайан создал теорию, призванную более конкретно объяснять свойства металлов (в частности, такие, как блеск, ковкость, горючесть) и обосновывать возможность трансмутации. Следует особо отметить, что ртутно-серная теория представляла собой попытку теоретического обобщения опытных данных в достаточно частном вопросе, не претендуя на всеобщность объяснения. Это в корне отличает её от классических натурфилософских учений. Суть ртутно-серной теории состоит в следующем.

 

В основе всех металлов лежат два принципа – Ртуть (философская Ртуть) и Сера (философская Сера). Ртуть является принципом металличности, Сера – принципом горючести. Принципы новой теории, таким образом, выступают как носители определённых свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы. Важно отметить, что на протяжении многих веков принималось, будто действие высоких температур (метод огня) есть наилучший метод для упрощения состава тела. Следует подчеркнуть, что философская Ртуть и философская Сера не тождественны ртути и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских Ртути и Серы как принципов, причём принципов, скорее духовных, нежели материальных. Металл ртуть, по мнению Джабира ибн Хайана, представляет собой почти чистый принцип металличности (философская Ртуть), содержащий, тем не менее, некоторое количество принципа горючести (философской Серы).

 

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в недрах Земли, дают Серу, мокрые – Ртуть. Затем под действием теплоты два принципа соединяются, образуя семь известных металлов – золото, серебро, ртуть, свинец, медь, олово и железо. Золото – совершенный металл – образуется, только тогда, когда вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно; "созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира" (al-iksir, от греческого ξεριον, т.е. "сухой"), который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро. Поскольку плотность золота больше плотности ртути, считалось, что эликсир должен быть очень плотной субстанцией. Позднее в Европе эликсир получил название " философский камень " (Lapis Philosophorum).

«Паста для лечения ожогов» Ингредиенты: желудочный сок носорога, волосы из хвоста единорога, струганное копыто пятнистого оленя, сера, пепел. Эффект: лечит ожоги.

 

 

«Феликс Фелицис» Ингредиенты: лунный камень, яд бумсланга, яйца эльфов, весенний дождь, корпотка, антропогора, южная синявка, слизь амфоры египетской, сердцевина рога единорога, коготь гиппогрифа, зелье Счастья. Эффект: приносит везение и удачу.

Проблема трансмутации, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводилась к задаче выделения эликсира, обозначаемого алхимиками астрологическим символом Земли.

 

По мнению алхимиков, процесс превращения "несовершенных металлов" в "совершенный металл" – золото – может быть отождествлён с "излечением" металлов. Поэтому эликсир, согласно представлениям последователей Гебера, должен был обладать ещё многими магическими свойствами – исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие. Именно эти "побочные функции" эликсира и закрепились в современном значении этого слова в русском языке. Вообще следует отметить, что арабская алхимия всегда самым тесным образом была связана с медициной, которая в арабском мире была развита весьма высоко (в частности, в Багдаде ещё в VIII веке появилась первая государственная аптека), и практически все арабские алхимики были известны ещё и как врачи.

 

1. Кто разработал ртутно-серную теорию? В чём её смысл? 2. Что означает число «семь» в алхимии? 3. Кратко расскажите о возникновении и развитии Арабской алхимии.

§35. Краткий очерк истории алхимии.

Европейская алхимия.

«Средство для отращивания волос» Ингредиенты: крысиные хвосты, шерсть единорога, перхоть барабашки, чешуя и волос русалки. Эффект: после применения отрастают волосы.


Европейские государства, прежде всего страны южной Европы, достаточно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (1-й начался в 1096 году). Европейцы получили возможность ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с наследием античности, сохранившимся благодаря арабам. В XII веке начались попытки перевода на латинский язык арабских трактатов и сочинений античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты: в Болонье (1119), Монпелье (1189), Париже (1200). Начиная с XIII века, можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода.

 

Следует отметить, что между арабской и европейской алхимией имели место весьма существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где христианская (католическая) церковь активно вмешивалась во все светские дела; изложение идей, противоречащих христианским догматам, было делом весьма небезопасным. Алхимия в Европе с момента своего зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего всякий алхимик в любой момент мог быть объявлен еретиком со всеми вытекающими последствиями. Однако европейские властители, как светские, так и церковные, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой, доступной только посвящённым. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение достигнутых результатов. Впрочем, в течение довольно долгого времени европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

 

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий (Albertus Magnus). Труды Альберта Великого ("Книга об Алхимии" и пр.) сыграли важную роль в том, что натурфилософия Аристотеля стала наиболее значимой для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Альберт Великий первым из европейских алхимиков детально описал свойства мышьяка, почему ему иногда приписывают открытие этого вещества. Альберт Великий высказывал даже мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

 

Современником Альберта Великого был английский монах-францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший, в частности, знаменитейший трактат "Зеркало Алхимии". В трактате даётся подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Роджер Бэкон определял алхимию следующим образом:

 

"…Алхимия есть наука, указывающая, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения…".

 

По мнению Бэкона и последователей, приготовление эликсира из "первичной субстанции" должно было осуществиться в три стадии – нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается малый эликсир, способный превращать металлы в серебро) и рубедо (красная, продуктом которой и является великий эликсир).

 

Роджер Бэкон подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов, и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. Бэкон был одним из первых, кто привёл описание чёрного пороха, и иногда считается его изобретателем. Необходимо отметить, что появление огнестрельного оружия стало сильнейшим стимулом для развития алхимии и её тесного переплетения с ремесленной химией.

 

В работах Альберта Великого и Роджера Бэкона, как и в сочинениях арабских алхимиков, доля мистицизма была сравнительно невелика. В то же время для европейской алхимии в целом мистические элементы значительно более характерны, нежели для арабской. К основоположникам мистических течений часто относят испанского врача Арнальдо де Виллановы (1240-1313) и Раймунда Луллия (1235-1313). Их труды также были посвящены трансмутации (Луллий даже утверждал, будто ему удавалось получать философский камень и золото), причём особый упор делался на магических операциях, необходимых для получения желаемых результатов.

 

Мистические течения в европейской алхимии занимали очень значительное место. Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки; общее число задач было равно, естественно, семи:

 

1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum);

2. Создание гомункулуса;

3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя;

4. Палигенез, или восстановление растений из пепла;

5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото.

6. Извлечение квинтэссенции.

7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Именно по мистическим соображениям мышьяк и сурьму алхимики отказывались признавать самостоятельными металлами, т.к. для них не хватает планет, которых, по тогдашним представлениям, всего семь; мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты. Мистицизм и закрытость европейской алхимии породили, естественно, значительное число мошенников от алхимии.

 

Тем не менее, в XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка).

 

Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.

 

Многие сведения о различных веществах приводятся в сочинениях знаменитого алхимика XV века Василия Валентина: подробно описывается сурьма, соединения цинка, висмута, олова, свинца, кобальта, способы получения и свойства соляной кислоты и винного спирта и т.д.

 

Кроме легендарного Василия Валентина, в XV-XVII веках в Западной Европе широкой известностью – либо благодаря своим мнимым успехам в получении философского камня, либо благодаря своим сочинениям, – пользовались многие алхимики: Николас Фламель, Александр Сетоний, Иоганн Исаак Голланд, Михаил Седзивой, Венцель Зейлер и многие другие. Алхимические идеи были чрезвычайно популярны в обществе; вера в чудодейственные свойства философского камня, казалось, была незыблемой. Однако к середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным быстро прогрессирующее разделение. С одной стороны – вырождающееся мистическое направление, представители которого по-прежнему пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными из последних являлись иатрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

 

Алхимии изначально были присущи весьма серьёзные отрицательные черты, которые, в конце концов, и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки. Тем не менее, уязвимость алхимии для критики с точки зрения современной науки никоим образом не означает, что труд многих поколений алхимиков был бессмысленным и бесполезным.

 

Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Токсицид»

Ингредиенты: слюна волка, сок антропогоры и златоцветник.
Эффект: парализует докси.

1. В чём отличия между арабской и европейской алхимией? 2. Какие отрицательные черты присущи алхимии? 3. Кратко расскажите о возникновении и развитии Европейской алхимии. 4. Что является главным результатом алхимического периода?

 

«
«Экстракт цикуты» Ингредиенты: свежая цикута, порошок цикуты. Эффект: успокаивающее средство.

§36. Биография Николаса Фламеля.

Николас Фламель — французский алхимик, которому приписывают изобретение философского камня и эликсира жизни.

Николас Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. Считается, что его родители умерли, когда он был слишком молодым, после их смерти Николас переезжает в Париж и становится общественным писарем.

После женитьбы на Перренелль, женщине зрелых лет и дважды вдове, Фламель арендует две мастерских, одну для себя, другую — для своих коллег и копировальщиков. Всё имущество супругов переходит в совместное владение.

В 1357 году Фламель, будучи владельцем небольшой книжной лавки, приобретает для нее папирус, известный как «Книга Иудея Авраама». В течение 20 лет он пытается разгадать «тайный смысл» книги, часть которой была написана на арамейском языке. Для перевода этой части книги он под видом паломничества посещает еврейские общины Испании (в то время евреям запрещалось жить во Франции), после чего возникает миф о том, что Николасу Фламелю якобы удалось раскрыть секрет философского камня. Миф укрепился в связи с долгой жизнью Фламеля.

В 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости Николас Фламель занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.

В 1397 или 1404 году умирает Перренелль, жена Николаса. Сам Фламель умирает предположительно в 1418 году, предварительно купив себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери. Поскольку у него не было детей, почти всё своё имущество он завещал этой церкви. После их смерти возникает легенда, что якобы Фламель предсказывал свою смерть и тщательно к ней готовился, что якобы на самом деле похороны были инсценированы, а Фламель со своей женой скрылся. Легенда получает продолжение и всё чаще Фламеля с супругой «видят» после смерти, например в 1761 году на спектакле в Парижской опере.

В 1624 году выходит английский перевод его трудов «Тайное описание благословенного камня, именуемого философским».

1. Кто такой Николас Фламель? В чём его заслуга? 2. Кратко опишите биографию Николаса Фламеля. 3. В данном учебнике очень скептично написано о том, что Николас Фламель сумел создать философский камень. Конечно, сегодня существует множество рецептов приготовления философского камня. Как вы считаете, Николас Фламель сумел самостоятельно создать философский камень или нет? Ответ обоснуйте.
«Эйфорийное зелье» Ингредиенты: яйца дикобраза, стебель розы без шипов, лепестки китайской магнолии, плод аклоры. Эффект: приносит ощущение радости, эйфории.

 

Контрольные вопросы 1. Что изучает алхимия? 2. Что такое философский камень? 3. Что такое эликсир жизни? 4. Что такое магистерий? 5. Почему искусство делать золото называлось герметическим? 6. Философский камень и эликсир жизни – это одно и то же вещество, или разные вещества? 7. Где зародилась алхимия? 8. Кого считают основателем алхимии? 9. Кратко расскажите о возникновении и развитии Александрийской алхимии. 10. Кратко расскажите о возникновении и развитии Арабской алхимии. 11. Кратко расскажите о возникновении и развитии Европейской алхимии. 12. Что означает число «семь» в алхимии? 13. Какие отрицательные черты присущи алхимии? 14. Кто разработал ртутно-серную теорию? В чём её смысл? 15. Кто такой Николас Фламель? В чём его заслуга? 16. Был ли действительно создан философский камень? Почему вы так считаете?

 

 

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

КУРС

§37. Введение в общую теорию алхимического символизма. Основные алхимические теории.

 

Вы приступаете к подробнейшему изучению общей теории алхимического символизма. Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения. Второе, что это длительный процесс. И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книжки.

 

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

 

Теория четырёх элементов – это алхимический закон, отражающий взаимосвязь вещества и четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли.

 

Квинтэссенция – это тончайшая субстанция, способная удерживать в себе стихию молнии (или электричества) и абсолютный покой, которого на Земле не существует.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно учению космологическому учению Платона, Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел, из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

 

Следующим звеном познания теоретической алхимии является ртутно-серная теория, разработанная известным алхимиком – Гебером:

 

 

 

Следующей, очень важной теорией стала теория серы, ртути и соли, называемая Триадой алхимиков.

 

Алхимический символ – это условное обозначения элемента (вещества), отражающее его состав, свойства и ряд признаков, касающихся космоса.

 

Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.е. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

1. В чём смысл теории четырёх элементов? Можно ли её назвать теорией пяти элементов? 2. Что такое квинтэссенция? 3. В чём смысл ртутно-серной теории? 4. В чём смысл теории серы, ртути и соли? 5. Объясните, что изображают рисунки, приведённые в параграфе.


§38. Общие понятия об алхимических знаках и

«Кводпотное зелье» Ингредиенты: неусыхающий раствор, пепел сожженной листвы дуба и клёна, порошок из листьев молочая. Эффект: используется в Кводпоте.

символах. Правила анализа алхимических символов.

 

Как вам известно, алхимия – это предшественник химии и зельеварения. И именно поэтому, алхимия имела совершенно другие символы, отражающие состав веществ и содержащие в себе признаки космических тел.

 

 

 

«Зелье Иохнесса» (Теоретическое ознакомление) Ингредиенты: кровь единорога, слюна оборотня и шерсть мантикоры. Эффект: используется против врагов.

Любой алхимический символ нужно не только знать, но и уметь его расшифровывать. Запомните ряд правил анализа любого алхимического символа.

 

Заключение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 930; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.262 с.)