Международно-правовая регламентация некоторых видов космической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международно-правовая регламентация некоторых видов космической деятельности



В науке международного права можно встретить классификацию различных видов деятельности в космическом пространстве. Чаще всего критерием для такой классификации выступает цель деятельности. На основе этого критерия обычно различают исследование, использование и эксплуатацию космоса. Исследование означает любую научную и экспериментальную деятельность в космическом пространстве; использование подразумевает размещение в космосе технических средств, предназначенных для решения каких-то практических задач; эксплуатация космоса — это извлечение из него каких-либо полезных составляющих, например, минеральных ресурсов небесных тел.

Существуют и иные виды классификации космической деятельности (мирная и военная, научная и прикладная, коммерческая и некоммерческая и т. п.).

Общие нормы международного космического права распространяются на все виды деятельности в космосе. Однако широкое применение искусственных спутников Земли для решения многих практических задач привело к необходимости регулирования отдельных видов космической деятельности на основе специальных норм международного космического права.

В 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 1721 (XVI), в которой провозглашалось, что связь с помощью искусственных спутников Земли должна стать доступной для всех государств на глобальной основе. При этом дискриминация недопустима.

Координация эксплуатации систем спутниковой связи осуществляется Международным союзом электросвязи (МСЭ).

В 1982 г. была заключена Международная конвенция электросвязи, в которой говорится о том, что частоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые следует эффективно и экономно использовать государствам - членам МСЭ, с целью обеспечения справедливого доступа к этой орбите и этим частотам с учетом особых потребностей развивающихся государств и географического положения некоторых стран.

По мере развития космической техники на определенном этапе стало возможно обеспечивать из космоса не только передачу радиосигналов, но и телевизионное вещание. В связи с этим возникла потребность правового регулирования деятельности по непосредственному телевизионному вещанию через спутники (НТВ).

В 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2916 (XXVII) о необходимости разработки принципов использования государствами искусственных спутников для непосредственного телевизионного вещания в целях заключения международного соглашения или соглашений. В 1982 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН были утверждены Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. Суть принципов сводится к тому, что служба НТВ может создаваться только на основе соглашений или договоренностей между государством вещания и государством приема НТВ.

Широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности государств (сельское и лесное хозяйство, геология, картография и др.) получило дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ). Этот метод заключается в том, что с помощью спутников производится съемка определенных участков поверхности Земли, а также спутниковой аппаратурой измеряются различные земные излучения. Полученные данные позволяют изучать многие природные явления на поверхности Земли, антропогенное влияние на природную среду, контролировать выполнение договоров по ограничению вооружений и разоружению. Естественно, что такая деятельность требует международно-правовой регламентации.

Еще в 1969 г. Комитет по космосу ООН приступил к рассмотрению этой проблемы. Однако лишь в 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства. В соответствии с этим документом государства должны сотрудничать в области ДЗЗ. Деятельность по ДЗЗ не должна наносить ущерба законным правам и интересам зондируемого государства. Государство, осуществляющее ДЗЗ, несет ответственность за ущерб, причиненный законным правам и интересам зондируемых государств. Зондирующие государства должны консультироваться с зондируемыми по просьбе последних. Необходимо использовать ДЗЗ в целях охраны окружающей среды и защиты человечества от стихийных бедствий. Принципы охватывают мирную деятельность государств по осуществлению ДЗЗ и не относятся к наблюдениям из космоса в военных или военно-контрольных целях.

В связи с совершенствованием ядерных технологий появилась возможность использовать ядерные источники энергии (ЯИЭ) на борту космических объектов.

В 1978 г. над территорией Канады произошел инцидент с советским спутником “Космос-954”, оборудованным ядерным реактором, в результате чего часть канадской территории получила радиоактивное заражение. Это вызвало необходимость разработки специального правового режима для таких космических объектов.

В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве. Согласно Принципам использование ЯИЭ на борту космических объектов целесообразно. Однако государства должны прилагать усилия для защиты людей и окружающей среды от опасностей, связанных с радиацией. Любое государство, запускающее космический объект с ЯИЭ на борту, должно своевременно информировать заинтересованные государства в случае появления на космическом объекте неисправностей и возникновения опасности возвращения радиоактивных материалов на Землю. ЯИЭ могут использоваться на космических объектах при осуществлении межпланетных полетов и на высоких орбитах. На низких (околоземных) орбитах ЯИЭ могут использоваться при условии хранения отработавших объектов на достаточно высоких орбитах. Предусматривается также обязанность запускающего государства проводить тщательную экспертную оценку безопасности ЯИЭ до запуска объекта в космос.

Государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность с использованием ЯИЭ на космических объектах. Государства также обязаны компенсировать материальный ущерб, причиненный использованием ЯИЭ в космосе. В данном случае понятие ущерба включает обоснованные расходы на проведение операций по поиску, эвакуации и расчистке зараженных территорий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.005 с.)