Основные подходы к выполнению курсовых работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к выполнению курсовых работ



Сасарина Е.Е.

Основные подходы к выполнению курсовых работ

студентами педагогического колледжа

учебно-методическое пособие

 

 

Рыбинск, 2008 г.

Печатается по решению научно-методического

совета ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа

Рецензенты:

Копотюк Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, директор ГОУ ЯО Рыбинского педколледжа

Пятницына Наталья Львовна, кандидат филологических наук, заместитель директора по научно-методической работе ГОУ ЯО Угличского педколледжа

 

Сасарина Е.Е. Основные подходы к выполнению курсовых работ

студентами педагогического колледжа: учеб.-метод. пособие. – Рыбинск: ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008. – 116 с.

 

Вопрос методического обеспечения самостоятельной работы студентов, регламентации процесса исследовательской деятельности, формулирования единых требований к написанию, оформлению и оценке курсовых проектов является актуальным в процессе выполнения курсового исследования. Данное учебно-методическое пособие направлено на рациональную организацию учебно-исследовательского труда студентов и познакомит их с приемами, обеспечивающими успешное выполнение исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению качества учебно-исследовательской работы студентов колледжа.

Материалы, представленные в пособии, адресованы студентам специальностей 050000 «Образование» и педагогам, осуществляющим руководство исследовательской деятельностью студентов.

 

© ГОУ ЯО Рыбинский педколледж, 2008

© Сасарина Е.Е.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ……………………………………………………….…….…….......................................................4

 

Глава I. Подготовительный этап выполнения курсовой работы ……………….................................6

1.1. Выбор научного руководителя………………………….…………………………………..……6

1.2. Выбор темы курсовой работы………………………………...……………………………….....9

1.3. Определение содержания, структуры и этапов выполнения курсовой работы.....................11

 

Глава II. Основной этап выполнения курсовой работы ………………………..………………….….13

2.1. Написание основных элементов курсовой работы………..…...................................................13

2.1.1. Титульный лист и оглавление……………………........................................................…13

2.1.2. Введение……………………………….…….……….…....................................................14

2.1.3. Основная часть…………………………………..……………………...............................19

2.1.4. Заключение, библиографический список и приложение………………………………..23

2.2. Оформление курсовой работы…………………….…………………….…………………..…..27

 

Глава III. Заключительный этап выполнения курсовой работы ……………………………….....…33

3.1. Подготовка к защите курсовой работы……………………....……………...............................33

3.2. Процедура защиты курсовой работы………………….……………………………………..…36

 

Заключение ………………………………………………...….……………………………………………..38

 

Библиографический список ……………………….…….…………………..……………………….……39

 

Приложение ……………………………………………………………………………………………….....41

 

Введение

Там, где господствует дух науки, творится великое.

Н.И.Пирогов

 

В настоящее время научно-технический и социальный прогресс, становление информационного постиндустриального общества оказывает мощное воздействие на сферу профессионального образования. На фоне этого глобального процесса усиливается исследовательский компонент в профессиональной деятельности специалиста. От современного педагога сейчас требуются не только фундаментальные знания, сформированные профессиональные умения, развитые творческие способности, но и овладение комплексом исследовательских умений, необходимых для анализа и отбора предлагаемых инновационных образовательных технологий и совершенствования своей профессиональной деятельности на научной основе.

Сегодня системе образования требуется специалист–исследователь, инициативный, самостоятельно мыслящий и широко образованный, способный предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения, реализовать свой личный и профессиональный потенциал, одновременно удовлетворяя потребности общества.

Шадрина Л.И. под учебно-исследовательской деятельностью понимает такую форму «…организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением студентами творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования» [31, С.28]: постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора соответствующего материала, его анализа, систематизации и обобщения.

Исследовательская работа один из способов формирования профессиональной компетенции специалистов в системе образования. Являясь эффективным средством развития творческого потенциала будущего специалиста, учебно-исследовательская деятельность, способствует появлению новых качеств - широты кругозора, видение проблем, определенную системность и логичность мышления, что пригодится в дальнейшей научной и педагогической деятельности, в общении, в быту и вообще в жизни. Она позволяет актуализировать знания, получаемые при изучении различных дисциплин учебного плана, сформировать умения работать с информацией, расширить способы деятельности. Она развивает научную активность студента, самостоятельность, контроль и самоконтроль, умение изучать и исследовать, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать, делать выводы, сопоставлять и излагать мысли на бумаге, что, в конечном итоге, способствует повышению качества подготовки студентов, их конкурентоспособности в современной системе образования.

В период обучения студентов в колледже им предлагается выполнить разные виды учебно-исследовательских работ: реферативные, курсовые, выпускные квалификационные работы. Каждый из этих видов отличается определенным объемом и возрастающей по содержанию степенью сложности и обработки теоретических и практических материалов. Одни работы содержат лишь обзор и критическую оценку имеющихся научных трудов, другие являются результатом исследовательской деятельности студента в период педагогической практики, третьи представляют собой результат творческого решения научной проблемы.

Овладение студентами исследовательскими навыками в процессе выполнения этих видов работ окажется полезным при обучении их на второй ступени непрерывного профессионального образования – в вузе, при обучении в аспирантуре и написании диссертационного исследования, при обобщении своего педагогического опыта в самостоятельной профессиональной деятельности, при подготовке к аттестации.

Осуществление учебно-исследовательской работы регламентируют государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования повышенного уровня, предусматривающие в учебных планах самостоятельную работу студентов. Приобщение студентов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения среднего профессионального образования, когда у них формируется теоретическое мышление. В современной практике среднего профессионального образования защита выпускной квалификационной работы студентами является обязательным требованием государственной итоговой аттестации. Поэтому возникает необходимость постепенной, углубленной подготовки всех студентов колледжа к организации и проведению психолого-педагогических исследований, что осуществляется благодаря преемственности в выполнении реферативной, курсовой и выпускной квалификационной работ, в ходе выполнения которых формируется система исследовательских умений и навыков студентов, направленных на совершенствование их профессиональной подготовки.

Бесспорно, осуществление учебно-исследовательской деятельности по различным вопросам и проблемам развития, обучения и воспитания представляет определенную сложность, прежде всего, при написании курсовой работы. Именно в процессе выполнения курсового проекта, в отличие от реферативной работы, студент учится подбирать необходимые методики, планировать и осуществлять практическое исследование, анализировать и делать выводы для последующей практической деятельности. Выполнение студентами курсовой работы является важным этапом их подготовки к осуществлению исследовательской деятельности на более высоком теоретическом и практическом уровне при написании выпускной квалификационной работы.

В данном учебно-методическом пособии представлен опыт работы педагогического колледжа по руководству учебно-исследовательской деятельностью студентов в системе непрерывного педагогического образования. Материалы, представленные в пособии могут найти практическое применение в учреждениях среднего профессионального образования при организации и выполнении курсовых работ студентами педагогических колледжей.

Выбор научного руководителя

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе средних и высших педагогических учебных заведений. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего педагога, развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Согласно Рекомендациям по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов [21].

Выполнение студентами курсовой работы проводится с целью:

· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

· углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

· формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

· формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

· развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· подготовки к итоговой государственной аттестации.

Выполнение курсовой работы способствует формированию и совершенствованию следующих исследовательских умений:

· выбирать и обосновывать тему исследования;

· определять и обосновывать понятийный аппарат исследования;

· находить и применять соответствующие методики исследования;

· подбирать соответствующую литературу, необходимую для осмысления темы исследования;

· сопоставлять свой опыт с отраженным в литературе по данной проблеме;

· анализировать, критически оценивать, выделять ведущие идеи и результаты своей деятельности;

· обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;

· формулировать выводы и рекомендации по окончании исследования и на их основе принимать решения;

· осознанно повышать уровень педагогического мастерства.

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познава­тельной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использова­ние в педагогической практике новых способов, средств и прие­мов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т. е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования - это основная идея, которая связывает воеди­но все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы. Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – слож­ный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе ра­боты результатами и возникшими трудностями [19, С.26]. Тем не менее, ос­новную работу по разработке замысла и логики педагогического ис­следования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположитель­ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Вместе с этим, следует указать, что логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, кото­рым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возмож­ностей.

Курсовая работа предполагает обзор литературы по избранной теме, изложение современного состояния вопроса, его краткой истории, формулировку выводов и их аргументацию. Работа выполняется в сроки с начала сентября по конец апреля текущего года обучения студента в колледже.

Обычно процесс психолого-педагогического исследо­вания состоит из следующих этапов:

Подготовительный этап

1. Выбор научного руководителя.

2. Определение и утверждение темы работы.

3. Определение характера и структуры работы.

4. Составление календарного плана выполнения работы.

Основной этап

1. Подбор литературы по проблеме исследования.

2. Формулирование понятийного аппарата исследования и обоснование актуальности выбранной темы.

5. Разработка и составление рабочего плана исследования (оглавление).

6. Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы, анализ и обобщение литературных источников по изучаемой проблеме.

7. Внесение корректировок в план работы: изменение, уточнение, изъятие, дополнение (в случае необходимости).

8. Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего, как позитивного, так и негативного.

9. Организация практического исследования и отбор методов для ее проведения.

10. Анализ и обобщение полученных результатов практической деятельности.

11. Формулирование основных выводов по результатам исследования.

12. Текстовое оформление работы.

13. Написание заключения и введения.

14. Составление и оформление библиографического списка.

15. Подготовка и оформление приложений.

16. Оформление титульного листа.

Заключительный этап

1. Подготовка публичного выступления с результатами исследования.

2. Защита курсовой работы.

После каждого этапа выполнения плана исследования студент может обратиться за консультацией к научному руководителю для дальнейшей корректировки работы.

Итак, последовательно рассмотрим процесс выполнения курсового проекта, который включает в себя взаимосвязанные и последовательные этапы исследовательской деятельности, каждый из которых решает свои специфические задачи.

Подготовительный этап выполнения курсовой работы начинается с выбора научного руководителя и определения темы будущего исследования. Впрочем, первый шаг в выполнении курсовой работы может начинаться и наоборот: сначала студент выбирает тему будущего исследования, а потом определяет научного руководителя. В том и другом случае, выполнение курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель оказывает студенту помощь в форме систематических консультаций и обсуждений результатов исследования.

Выбор научного руководителя – возможно, самый важный выбор, который предстоит сделать студенту. Взаимопонимание и деловой контакт между руководителем и студентом - залог успешного и плодотворного сотрудничества не только при написании курсовой работы, но и в дальнейшем, при выполнении выпускной квалификационной работы.

Существует несколько способов выбора научного руководителя. Во-первых, студент может целенаправленно выбрать преподавателя, с которым у него налажены доброжелательные отношения и под руководством которого ему бы хотелось осуществлять исследовательскую деятельность. В данном случае автоматически определяется направление будущего исследования – это учебная дисциплина, в которой данный преподаватель является специалистом. Во-вторых, сначала можно выбрать направление исследования – учебную дисциплину, по которой студент имеет достаточно глубокие знания или ее изучение интересно студенту. В этом случае автоматически определяется научный руководитель - преподаватель данной дисциплины. В-третьих, преподаватель сам предлагает студенту выполнять работу под своим руководством, аргументируя выбор различными причинами. Но не стоит соглашаться сразу – целесообразно сначала подумать, интересна ли именно Вам область, в которой работает данный педагог, стоит учесть, какие взаимоотношения сложились между вами на данный период времени, и готовы ли Вы к сотрудничеству и совместной работе. В-четвертых, студенты часто интересуются о том, как руководит работами тот или иной преподаватель, и советуются со студентами старших курсов к «кому лучше пойти». Однако в данном случае, возможно совершить ошибку, поскольку опыт взаимоотношений одних людей не всегда может быть использован другими. Здесь речь идет о личных качествах и предпочтениях. Например, если студент нуждался в поддержке и частых консультациях, но работал с руководителем, желающим, чтобы его информировали о ходе работы и новых идеях только через какое-то время, то первый чувствует себя заброшенным, а руководитель негодует из-за того, что его подопечный требует слишком много внимания. У предшественников взаимопонимание не сложилось, но если Вас устраивает такая форма отношений, то возможно работа будет плодотворной, а отношения деловыми и доброжелательными.

Трудно давать советы о том, как выбрать научного руководителя, но при осуществлении данного выбора каждому студенту следует учесть следующие рекомендации:

1. Бесспорно, научный руководитель должен быть компетентен[1] в том направлении, в котором проводится исследование. «Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно» (Станислав Ежи Лец) [12, С.775].

2. Для избежания разочарований и упреков в неверном совете лучше осуществлять выбор научного руководителя самостоятельно, полагаясь на свои интересы и интуицию.

3. До начала работы целесообразно сразу обсудить форму взаимоотношений с научным руководителем и постараться заранее прийти к согласию в вопросе о том, как именно будет проходить совместная работа. «Способов работы с людьми столько же, сколько людей» (Ирена Дзедзиц) [12, С.714].

Формы деловых взаимоотношений студенту предлагает научный руководитель, предоставляя ему свободу выбора.Первая форма предполагает, что студенту нужна постоянная поддержка и тесное общение с научным руководителем (особенно в начале работы), а руководитель, имея постоянную обратную связь, дает указания, направляет ход его научной работы. Есть студенты, которых угнетает постоянный контроль и указания на то, чем следует заниматься дальше. Те могут выбрать вторую форму - студент имеет время подумать о предстоящей работе, прежде чем обсудить результаты с руководителем, и возможность на первых порах делать ошибки, при этом руководитель время от времени задает общий курс, не указывает конкретно направление научных изысканий.

Помните, в ходе выполнения курсовой работы приобретаются не только навыки исследовательской деятельности, но и навыки общения. Осуществляя выбор научного руководителя, стремитесь к тому, чтобы общение в ходе исследовательской деятельности стало приятным и полезным как для Вас, так и для того, с кем Вы будете работать!

Круг обязанностей студента и обязанностей научного руководителя при выполнении курсовой работы представлены в прил. 1, 2. Внимательное знакомство с ними поможет понять, какую помощь может оказать научный руководитель и за что несет ответственность студент при выполнении курсовой работы.

 

 

Выбор темы курсовой работы

Существенное значение в успешном проведении исследования и защите выполненной работы играет выбор темы предстоящего исследования. Тема отражает название того, чем собирается заниматься исследователь. Тема – лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области [16, С.44].

Тематика исследовательской работы определяется в соответствии с присваиваемой студенту квалификацией. Если студенту присваивается только основная квалификация, то тематика курсовой работы определяется содержанием образования, обеспечивающим данную квалификацию. Если студенту присваивается кроме основной еще дополнительная квалификация, то тематика работ по специальностям определяется содержанием образования, обеспечивающим основную и дополнительную квалификацию [22, С. 23].

По тематике учебно-исследовательские работы можно разделить на три группы [9]:

1. Историко–педагогические и историко–психологические работы направлены на анализ психолого–педагогических подходов к той или иной проблеме в различные периоды становления и развития детской психологии и педагогики, обобщение педагогического опыта в предшествующие исторические эпохи.

2. Психологические работы направлены на выявление психологических особенностей возрастного развития, специфики развития того или иного психического явления, изучение социально–психологических вопросов развития ребёнка, психологических аспектов обучения и воспитания.

3. Педагогические работы связаны с анализом современного опыта работы дошкольных и школьных учреждений, анализом образовательных программ, эффективности их внедрения, а также могут быть направлены на разработку программ, циклов занятий, игр и т.д.

Тематика работ, как правило, разрабатывается преподавателями учебного заведения по возможности совместно со специалистами других образовательных учреждений и организаций, заинтересованных в разработке тем. Темы работ должны отражать современный уровень развития образования, культуры, науки, техники, производства и соответствовать социальному заказу общества.

Предложенные преподавателями колледжа темы курсовых работ обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий и согласуются с кафедрами различных факультетов ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, что обеспечивает преемственность и предоставляет возможность проводить исследование не только в колледже, но и в вузе, а возможно и написание диссертационного исследования. « Нельзя останавливаться на достигнутом – надо делать из него диссертацию» (Г.Костовецкий и О.Попов) [12, С.210].

С примерным перечнем тем курсовых работ для студентов разных специальностей можно познакомиться в информационно-методическом центре колледжа.

От правильного выбора темы исследования зависит успех всего дела. Для определения темы курсовой работы студенту необходимо знать, что:

1. Тема исследования должна соответствовать специальности и быть направлена на изучение особенностей работы с детьми в рамках получаемой квалификации.

2. При выборе темы работы, первоначально студент должен определиться с направлением исследования, т.е. с учебной дисциплиной, по которой будет проводиться исследование. Для студентов, обучающихся по специальностям 050704 Дошкольное образование, 050705 Специальное дошкольное образование, 050303 Иностранный язык, 050720 Физическая культура направлениями исследования являются педагогика, психология, частные методики; для студентов специальности 050202 Информатика – педагогика, психология, методика обучения информатике, общим основам информации, программированию, программному обеспечению ЭВМ.[2]

3. Следует учитывать возможности преемственности курсовой работы с выпускной квалификационной работой и перспективы разработки темы на последующих ступенях непрерывного образования, поэтому тема должна быть глубоко продуманной. Выпускная квалификационная работа может стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве составной части (главы, параграфа) выпускной квалификационной работы.

4. Тема работы должна быть актуальна и должна иметь теоретическую и практическую значимость. Студенческие исследования не претендуют на фундаментальные научные открытия, однако студент должен чётко представлять уровень достижений современной науки по исследуемой теме и направления её дальнейшего развития. Это необходимо для экспериментального поиска.

5. При выборе темы следует учитывать возможности и научно-практические интересы студента, а также глубину знаний по выбранному направлению исследования. Тему нужно выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыться способностям юного исследователя. Естественно, если тема интересна, то студент больше увлечен ее изучением. А это значит, что в ходе работы больше рождается оригинальных идей и содержательнее получится работа.

Возможны различные варианты выбора темы работы. В первом случае студент выбирает тему работы из примерного перечня тем, которые представлены в информационно-методическом центре колледжа, во втором - научный руководитель советует студенту тему будущего исследования с учетом его пожеланий и интересов, в третьем - студент сам предлагает тему работы научному руководителю при условии обоснования целесообразности ее разработки. Следует заметить, что в отдельных случаях допускается выполнение исследования по одной теме группой студентов.

Для избежания ошибок в формулировке темы курсовой работы необходимо учесть следующие рекомендации:

1. Формулировка темы не должна быть многословной (не более 10 слов).

2. Нежелательно использовать в названии темы слова «роль», «значение», «особенности», которые нацеливают на исследование лишь актуальности проблемы; эти понятия могут быть включены в название одного из параграфов.

3. Тема должна звучать шире формулировки вопросов, рассматриваемых в программе учебных курсов, а также вопросов обозначенных в плане курсовой работы.

Важно помнить, что на заключительном этапе выполнения курсовой работы, необходимо обязательно проверить соответствие темы ее содержанию и в случае несоответствия внести корректировки в название темы работы до ее защиты. К сожалению, встречаются случаи, когда студентом проведена большая работа, изучено достаточное количество литературных источников, работа отличается грамотным стилем изложения материала, глубиной и обоснованностью выводов, но не соответствует утвержденной ранее теме. В данном случае решение об оценке за защиту курсовой работы принимают члены комиссии. Примерные темы курсовых работ по различным специальностям представлены в прил. 3.

Тема курсовой работы и научный руководитель закрепляются за студентом по его личному письменному заявлению, написанному по установленной форме и подданному в течение установленных сроков (до 30 сентября текущего года) заместителю директора по научно-методической работе, курирующему данный вид деятельности. Образец заявления представлен в прил. 4.

Поданные заявления рассматриваются и в случае необходимости корректируются заместителем директора по научно-методической работе, и утверждаются приказом директора образовательного учреждения.

Следует отметить, что утвержденная тема курсовой работы в процессе проведения исследования может корректироваться и дополняться. Изменение тематики курсовой работы производится по личному заявлению студента с обоснованием необходимости корректировки утвержденной ранее темы с обязательным письменным согласием научного руководителя не позднее, чем за два месяца до защиты курсовой работы (до 1 марта текущего года).

Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовых работ студентами колледжа осуществляет заместитель директора по научно-методической работе в соответствии с должностными обязанностями.

Итак, после выбора темы исследования и научного руководителя, переходим к выполнению второго шага - планированию этапов учебно-исследовательской деятельности.

Введение

Введение – это вступительная часть учебно-исследовательской работы, которая содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена курсовая работа студента. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается краткий анализ литературных источников, определяется степень изученности вопроса в теории и практике, формулируются понятийный аппарат исследования (проблема, цель и задачи, объект и предмет исследования), теоретическая основа, избранные методы исследования, теоретическая значимость и возможности практического использования предлагаемых материалов.

Приступая к написанию курсовой работы, не спешите сразу писать введение, поскольку это ответственная часть текста, в которой должны точно, кратко и грамотно отражаться все ее достоинства. Поэтому лучше всего, определив понятийный аппарат исследования, начать с основной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем переходить к написанию введения и заключения, когда автором работы будет достигнута полная ясность в понимании выбранной темы.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к исследовательским работам. Актуальность темы определяет ее приоритетность, научная значимость, перспективность и неразработанность [29, С.34].

Наиболее распространенными ошибками при написании актуальности являются:

· Представление информации, носящей второстепенный характер, которая загромождает текст и мешает полноценному ее восприятию: излишнее раскрытие какого-либо понятия, перечисление задач, направлений деятельности, условий и т.п. - что уместно и необходимо при написании основной части работы, а не во введении.

· Употребление общих фраз, не доказывающих актуальность исследования. Например, «….Проблема исследования актуальна, поскольку движения на воздухе закаливают организм, способствуют усиленному обмену веществ, улучшают работу сердца и легких…».

С точки зрения композиционной структуры обоснование актуальности темы должно занимать примерно 1-2 страницы введения. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния образования, которые актуализируют выбор темы. Необходимо обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях реформирования образования.

Таким образом, обоснование актуальности должно содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите работы.

Для подтверждения и усиления актуальности выбранной темы далее должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных направлениях, указать недостаточно освещенные пункты, а также недостатки или искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в литературе, если таковые имеют место. Важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение проблемы.

В курсовой работе допустимо формулирование проблемы исследования. Проблема - это научный вопрос, на который имеющиеся на сегодняшний день знания не дают готового ответа [14, С.20]. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?”. Проблемы обусловленывозникшими противоречиями типа: практика – практика; практика – теория; теория – теория.

Проблема формулируется, как правило, в виде вопроса. Например: Как наиболее эффективно организовать работу с семьей в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями в развитии? Какие условия необходимо соблюдать при занятии туризмом, чтобы он способствовал оздоровлению младших школьников? Как эффективно использовать компьютерные программы в обучении иностранному языку в основной школе?

Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема. Задавая вопрос, исследователь не должен дать на него однозначный ответ «да» или «нет», поскольку ответ будет получен в ходе проведения исследования. Поэтому в формулировке проблемы должно быть заложено противоречие, которое необходимо разрешить в процессе исследования.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблему и избранное для изучения [14, С.23]. Объект исследования – это сфера поиска. Это может быть: процесс воспитания, процесс формирования, процесс развития, внеклассная работа, деятельность воспитанника, взаимодействие между субъектами процесса, психические процессы и т.п. Объект исследования является более широким понятием, чем предмет исследования.

Предмет исследования – это часть объекта, выбираемая для исследования, его изучение и является целью исследования. Это может быть: содержание, условия, среда, формы, методы, приемы обучения и воспитания, деятельность.

Часто предмет исследования совпадает с темой исследования или близок к ней по звучанию. Если объект исследования - это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Вернемся к теме о профессиональном выгорании педагогов дошкольных образовательных учреждений. В данном случае объект исследования – синдром профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений, предмет исследования – способы профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Далее формулируется цель исследования – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Формулировка цели начинается с глагола: изучить, рассмотреть, описать, установить, выяснить, определить, вывести и т.п. Цель исследования направлена на решение поставленной проблемы. « Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух) [12, С.555].

Задачи исследования - это составные части цели; это те конкретные последовательные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели или решения проблемы. Фактически, определение задач составит план работы, который будет отражен в оглавлении.

При формулировании задач исследования следует учитывать следующее:

· в курсовой работе должно быть не более 2 - 3 задач;

· чем больше ставится задач, тем больше ответов необходимо дать на поставленные вопросы, тем больше потребуется формулировать выводов;

· задачи формулируются конкретно, в соответствии с темой, проблемой и целью исследования;

· формулировка задач начинается



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.108 с.)