Технология работы с литературой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология работы с литературой.



Курсовая работа выполняется студентом на основе подбора, анализа и обобщения литературных источников. Приступая к их поиску, необходимо точно знать ответы на следующие вопросы: что искать, где искать, как искать, где записывать и как записывать?

Необходимая литература по проблеме исследования подбирается студентом при помощи каталогов библиотек. Каталоги – это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющиеся в фондах библиотек.

Существует 6 видов каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги периодических изданий, электронные и каталоги новых поступлений. Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке необходимо запомнить следующее [3, 4, 14]:

1. Если известно название необходимого источника и фамилия его автора – обратитесь к алфавитному каталогу.

2. Если необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу – обратитесь к предметному каталогу, рубрики в котором следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книг внутри самих рубрик.

3. Если интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу; однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплин.

4. Если необходимо познакомиться со статьями из периодических изданий – обратитесь к каталогам журнальных и газетных статей или к указателям статей, опубликованных в конце последнего номера журнала за конкретный год издания.

5. Если нужна информация о поступивших изданиях книг за последние полгода – обратитесь к каталогу новых поступлений.

6. Если есть возможность использовать глобальную телекоммуникационную сеть Интернет– обратитесь к информационными изданиями типа каталогов, которые в отличие от обычных библиографических изданий включают в себя краткий обзор их содержания. Такие издания характеризуются информационной оперативностью, новизной, широтой охвата источников и наличием справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать материалы. Советуем, обратиться и к фондам Российской государственной библиотеки (http://www.rsl. ru.).

Внимательно работая с каталогами, целесообразно переписать полную и точную информацию о книге или статье, что в последствии при составлении библиографического списка поможет составить библиографическое описание.

При подготовке курсовой работы используются различные источники:

1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.

2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.

3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.

4. Материалы информационной сети Интернет широко используютсяв настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.

Сущность перечисленных источников раскрыта в терминологическом словаре, представленном в прил. 16.

Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.

Бесспорно, большое значение для будущего исследования имеет количество найденной литературы, но без умения работать с литературными источниками, возможно, пропустить или не заметить даже самую важную и необходимую информацию. Чтобы успешно работать с научно-методической литературой, необходимо овладеть различными видами чтения, что во многом сэкономит время и поможет найти нужную информацию среди многообразия литературных источников.

Используя различные виды чтения, предлагаем следующую технологию работы с литературой [4, С.8-10].

Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков статей за год и т.п. с целью нахождения источников, которые могут быть полезны в дальнейшей работе.

Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и т.п. поскольку с их помощью читатель может только предположить, что в книге или статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра устанавливается, какие источники будут использованы в дальнейшей работе, и создается информационно-поисковая система, которая предназначена для фиксации результатов работы с найденными в рабочем списке литературы библиографическими источниками, что облегчает дальнейшую работу с литературой.

Для ее создания целесообразно составить рабочий список литературы, где каждый просмотренный источник получает свой номер. Для определения значимости библиографических источников предлагает использовать пятибалльную систему: 5 - если в содержании источника представлена полная информация по теме исследования; 4 – если в содержании источника представлена небольшая информация по теме исследования; 3 – содержание источника близко к теме; 2- если, скорее всего, не по данной теме, но надо проверить.

Более того, чтобы облегчить дальнейшую работу с литературой, А.Ф.Ануфриев предлагает указывать и страницы, на которых представлен необходимый материал [3, С.44]. Например: 5 (28) - цифра означает номер литературного источника из рабочего списка литературы, цифра в скобках – номер страницы. Следует помнить, что для проведения просмотрового чтения необходимо иметь план работы, в котором сразу целесообразно отмечать данным образом полученную информацию.

Поскольку основной целью просмотрового чтения является знакомство с большим количеством источников за небольшой промежуток времени, то следует предостеречь читателя от погружения на уровень детального изучения источника, особенно когда в нем представлен материал, который долго искали или он представляет высокую значимость.

Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отдельных статей, книг, глав, отдельных страниц для ознакомления с характером информации в целом, уяснения, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, для сортировки материала на существенный и второстепенный, теоретический и практический, для выделения информации, заслуживающей особого внимания. На первые места в плане ознакомления ставятся источники, получившие наивысшие оценки при просмотровом чтении, а на последние – наименьшие. Для полноценного извлечения информации, содержащейся в научном тексте, рекомендуется делать пометки, условные обозначения, выписки отдельных мест текста, цитат на вкладных листах. Обобщение собранного материала требует систематизации и классификации. Выполнить эту работу с наименьшей затратой времени помогает форма записи на одной стороне листа, позволяющая свободно оперировать материалом: разрезать, перекладывать, подклеивать и т.п. Освоению понятий той или иной области знаний поможет ведение собственных словарей терминов, что, безусловно, будет способствовать улучшению восприятия и понимания научного текста и повысит скорость чтения. После такого чтения источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для изучения. Результатом ознакомительного чтения является изменение весовых характеристик библиографических источников из рабочего списка литературы. Поскольку бывает, что первоначальная пятерка, полученная во время просмотрового чтения, превращается в двойку, и наоборот, источник, получивший 3 балла, при ознакомлении содержит ценный материал и получает 5. Таким образом, составляется список наиболее значимых для проводимого исследования источников.

Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения, близкие между собой. Первое предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Ф.Бэкон говорил, что есть книги, которые надо только отведать, другие лучше всего проглотить и лишь немногие следует разжевать и переварить. За время работы с литературой студент должен овладеть гибкостью чтения, которая требует от читателя умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

Приложение – заключительная часть курсовой работы, которую нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, она должна наглядно представлять результаты исследования и иметь прямую связь с текстом работы.

Приложение помогает облегчить восприятие содержания курсовой работы, и может включать в себя методические материалы, дополняющие текст (описание новой методики или технологии), таблицы вспомогательных данных, иллюстрации вспомогательного характера, инструкции, анкеты, методики, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, продукты самостоятельной деятельности детей, таблицы, графики, карты и т.д. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.

Все материалы, представленные в приложении, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования. Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу работы. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т. п.) объединяются единым названием «рисунок».

Рисунок используется тогда, когда нужно изобразить предметы такими, какими мы их зрительно воспринимаем, только без лишних подробностей. Это позволяет лучше понять содержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положения выполнения спортсменом соревновательного действия с выделением основных элементов техники.

Схема - это изображение, передающее с помощью условных графических обозначений основную идею какого-либо устройства, предмета, явления или процесса и показывающая взаимосвязь главных компонентов. Схемы представляют собой чертежи, на которых плоские фигуры (треугольники, прямоугольники, круги и т. п.) соединены линиями (связями). Внутри фигур помещаются надписи (обозначения частей), цифры или буквы, которые расшифровываются в тексте или надписях к иллюстрации.

Диаграмма – один из способов графического изображения зависимости между величинами. Используют гистограмму (столбиковая диаграмма), ленточную диаграмму и круговую диаграмму.

График - указывает результаты обработки числовых данных, т.е. условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, тонкие линии.

К фотографии прибегают, если необходимы особая документаль­ность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверж­дающего правоту автора и подлинность его экспериментов. Допустимо использование как ранее опубликованных фотогра­фий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотогра­фиям предъявляются требования достаточной четкости и функцио­нальности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу ра­боты и специфике положения, которое она должна проиллюстриро­вать.

Приложения помещаются в конце работы, при этом каждое должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Приложение нумеруется арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых представлены приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В тексте работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием его номера.

В заключение отметим, что после того как весь материал собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование – приведение материала в строгое соответствие с оглавлением работы и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логическое построение материла, устранение повторов, усиление доказательности и обоснованности изложения, а также устранение орфографических и стилистических ошибок. Автор работы оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном, сброшюрованном виде научному руководителю для написания отзыва.

 

 

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы – один из важнейших этапов, поскольку придание соответствующей формы исследованию имеет принципиальное значение и должно соответствовать общепринятым требованиям.

1. Общие требования к оформлению.

· Курсовая работа предоставляется в печатном сброшюрованном виде. Текст работы размещается только с одной стороны листа.

· Объем работы: не менее 15 и не более 30 печатных листов, не включая приложение к работе.

· Шрифт: Times New Roman, обычный.

· Размер шрифта: 14.

· Интервал: полуторный.

· Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

· Абзацный отступ – 1,25 см.

· Выравнивание текста по ширине страницы.

· Для выделения в тексте работы слов или словосочетаний можно использовать курсив или полужирный шрифт.

· Введение, каждая глава, заключение, библиографический список, приложение начинаются на отдельной странице.

2. Нумерация страниц. Нумерация страниц сквозная от титульного листа до последней страницы работы, включая приложение. Нумерация страниц титульного листа и оглавления подразумевается, но не проставляется. Страницы нумеруются арабскими цифрами в центре нижнего поля соответствующей страницы цифрой без точки (3).

3. Оформление титульного листа. Текст титульного листа оформляют шрифтом Times New Roman, 14 размер, обычный, полуторный интервал. Тему работы оформляют шрифтом Times New Roman, 16 размер, полужирный, полуторный интервал. Возможно оформление словосочетания «курсовая работа» и названия темы работы шрифтом Times New Roman, 14 размер, полужирный, прописными буквами. Не допускаются переносы и сокращения слов. Образец оформления титульного листа представлен в прил. 5.

4. Оформление оглавления. Все заголовки выполняются с прописной буквы, точки в конце заголовков не ставятся. Названия структурных элементов работы (введения, глав, заключения, библиографического списка, приложения) можно выделить 14 шрифтом полужирным или прописными буквами. По каждой главе, параграфу, пункту указывается номер страницы, который выравнивается по правому краю в столбик. Заголовки глав располагаются друг под другом. Заголовки параграфов и пунктов смещаются вправо на 1,25 см. (5 знаков) и располагаются точно друг под другом. Образец оформления оглавления представлен в прил. 6.

5. Нумерация глав. Главы нумеруются римскими цифрами с точкой (Глава I.), параграфы и пункты – арабскими цифрами с точкой (первый параграф первой главы – 1.1.; первый пункт второго параграфа первой главы - 1.2.1.).

6. Оформление заголовков. Все названия глав, параграфов и пунктов в тексте курсовой работы должны соответствовать их названию в оглавлении. Для оформления заголовков можно использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полужирный. Следует учесть, что шрифт всех заголовков в курсовой работе должен быть единым. Точки в конце названий не ставятся. Расстояния между наименованиями параграфа, пункта, последующего текста располагается на 1 интервал ниже и выравнивается по левому краю работы.

7. Правила сокращения слов. Правилам сокращения подлежат различные части речи. Для сокращений используют следующие способы [11]:

· пишут первые буквы слов (пр. – прочие, др. - другие);

· оставляют одну, первую букву слова (г. – город, гг. – годы, с. – страница, и т.д. - и так далее, и т.п. – и тому подобное, т.к. – так как, т.о. – таким образом);

· оставляют часть слова (обл. - область, мин. – минута, гл. – глава, рис. – рисунок, табл. – таблица);

· пропускают часть букв в середине слова, заменяя их дефисом (изд-во - издательство).

Можно использовать буквенные аббревиатуры, которые составляются из начальных букв полных наименований (РФ, суз, МВД). Авторы могут сами вводить буквенные аббревиатуры, обозначающие специальные для изучаемой темы понятия (СОШ – средняя общеобразовательная школа, ДОУ – дошкольное образовательное учреждение, СДЮШ – спортивная детская юношеская школа, ЗПР - задержка психического развития. Первое упоминание аббревиатуры указывается в скобках после полного наименования, в дальнейшем уже можно использовать заданное сокращение. Например: «детский церебральный паралич (ДЦП)».

8. Правила перечисления. Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению. Основную вводную фразу нельзя обрывать на предлогах и союзах (на, из, от, то, что, как, и т.п.). В оформлении перечислений используют арабские цифры и латинские буквы. Аналогично формируются как буквенные, так и цифровые списки.

В нумерованных списках при крупных текстовых фрагментах, состоящих из развернутых фраз со своими знаками препинания, перечисления пишутся с абзацными отступами, используются арабские цифры с точкой (1., 2.) после которых текст начинается с прописной буквы и завершается точкой. Например, Ход подобных уроков можно разделить на несколько этапов:

1. На первом этапе учитель информатики предлагает провести небольшую разминку, в ходе которой учащиеся повторяют материал.

2. На втором этапе учитель информатики повторяет с учащимися основные правила работы с программным продуктом, которым они будут пользоваться на уроке.

3. На третьем этапе учащиеся индивидуально выполняют задания за компьютером.

4. На четвертом этапе проходит защита работы, ее показ и оценка учителем.

5. На пятом этапе определяется степень достижения целей и задач, поставленных на уроке, подводятся итоги, выставляются отметки.

Мелкие фрагменты перечисления, состоящие из словосочетаний, нумеруются порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой (1), 2), 3) и т.д.), начинаются со строчной буквы и разделяются точкой с запятой. Например, В психолого-педагогической литературе выделяют следующие аспекты профессионального выгорания:

а) снижение самооценки;

б) одиночество;

в) эмоциональное истощение, соматизация.

Если перечисления состоят из отдельных слов, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых. Например, Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, выполняет следующие специфические функции: 1) абилитационно-реабилитационную, 2)корригирующую, 3) компенсирующую. По классификации Всемирной туристской организации выделяют следующие формы туризма:

а) лечебный, б) рекреационный, в) экскурсионный, г) научный, д) деловой,

е) этнический.

9. Правила написания числительных. Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны. Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами (28 кг, 5л и т.д.), при этом точка после сокращений единиц меры, длинны, массы, объема и т.п. не ставится.

Порядковые числительные пишутся словами (восьмой, тридцать первый и т.п.). Порядковые числительные не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся (гл. 11, на рис. 8, в табл. 7 и т.п.), и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным (3-й класс, 2-й этап и т.п.). При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (учащиеся 1 и 2-го классов).

10. Правила цитирования. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания [8, C.48]. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска.

Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой) буквы. Например, Еще В.Г. Белинский писал: «Если вы цените ум человека, то сумейте оценить и массу мозга, в которой происходят все умственные отправления, умейте ценить и нервную систему, передающую нам ощущения». Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например, «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным…» - такой принцип провозглашает Декларация прав ребенка.

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например, М.В.Киселева подчеркивает, что «работа с ребенком – это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс, при котором происходящее в душе психолога взаимодействует с происходящим в душе ребенка».

При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей автора своими словами) следует быть точным в изложении материала и корректным при оценке излагаемого, указывая ссылку на источник.

Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник.

11. Оформление таблиц. Таблицы могут быть представлены как в тесте курсовой работы, так и вынесены в приложение. Все таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица …» с указанием ее порядкового номера (Таблица 3), без знака № перед цифрой и точки в конце названия. Таблица снабжается тематическим заголовком, который отражает содержание таблицы и помещается посредине над ней. Заголовок таблицы оформляется строчными буквами, кроме первой – заглавной. Номер шрифта и межстрочный интервал заголовка и теста таблицы могут быть меньше, чем в основном тексте курсовой работы.

Каждая колонка таблицы должна иметь заголовок и подзаголовок, в конце которых точки не ставятся. Заголовки в таблице пишутся с прописных букв, подзаголовки – со строчных. Промежуточные знаки препинания в тексте таблицы проставляются, в том числе, и точки между предложениями.

При оформлении таблицы следует помнить о научной этике, которая предусматривает упоминания и ссылки на испытуемых в закодированном виде, для сохранения анонимности респондентов. Если в таблицу заносятся сведения о детях, то прописывается имя ребенка полностью и ставится прописная буква фамилии, затем точка. Если цифровые и иные данные в ячейке не приводятся, то в ней ставится прочерк.

Если таблица занимает более одной страницы, то тематический заголовок таблицы указывается один раз, а на следующих страницах в правом верхнем углу над таблицей пишется «Продолжение табл. 2», на последней странице таблицы - «Окончание табл. 2». Часть таблицы, в которой прописано содержание колонок (заголовки и подзаголовки), повторяется на новой странице.

Если в тексте работы представлена только одна таблица, ее нумеровать не следует и слово «Таблица» над ней не пишут.

На все таблицы, приведенные в курсовой работе, обязательно должны быть сделаны ссылки с указанием номера таблицы. Если таблица расположена в тексте работы, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста приведены в табл. 3.». Если таблица вынесена в приложение, то ссылка оформляется следующим образом: «Факторы, влияющие на здоровье детей школьного возраста представлены в прил. 2.». Образцы оформления таблиц представлены в прил. 9.

12. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, схемы, диаграммы, фотографии и т.п.)могут располагаться в самом тексте работы, на отдельных листах между страницами в тексте или могут быть вынесены в приложение. В случае если иллюстрации располагаются на отдельных страницах в тексте работы, то листы с иллюстрациями нумеруются в общем порядке, как и страницы с текстом.

Обязательна сквозная нумерация иллюстраций, представленных в работе. Каждая иллюстрация имеет свое название. Иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая делается внизу под изображением, выравнивается по центру и оформляется следующим образом: сокращенное слово «Рис.», порядковый номер (арабскими цифрами), тематический заголовок без точки в конце, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначаются цифрами, и соответствующие пояснения выносят в подпись. Перенос слов в наименовании иллюстрации не допускается. Название иллюстрации можно выделить курсивом. Например, «Рис. 2. Система закаливания младших дошкольников» или «Рис. 4. Схема выполнения артикуляционной гимнастики».

Обязательным условием является ссылка на иллюстрацию, оформленная в тексте работы с указанием ее номера: «На рис. 1 изображены варианты заданий к методике «Узор» Л.И.Цеханской.», «..как это видно на рис. 3 (из рис. 3)...». Образцы оформления иллюстраций представлены в прил. 10.

13. Оформление ссылок. Ссылки в тексте на приложение, а также на главы и страницы пишутся сокращенно и без номерного знака (рис. 2, табл. 1, гл. I, С.10). Если указанные слова в тексте не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений. Например, «.. из данных, приведенных в таблице, видно…»; «данные таблицы свидетельствуют о…» и т.п.

14. Оформление библиографических ссылок. Библиографическая ссылка – это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте работы другом издании. Ссылки уместно употреблять при цитировании; заимствовании положений, выводов, предложений и цифровых данных; анализе опубликованных работ; необходимости отослать читателя к источнику, в котором вопрос освещен более подробно, чем в работе данного автора.

Оформление ссылок на библиографические источники является одним из основных требований к курсовой работе. Ссылки оформляются на той же странице работы, к которой они относятся. В зависимости от расположения выделяют внутритекстовые, подстрочные и затекстовые ссылки [1, 4, 8, 16, 20].

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст курсовой работы так органично, что изъять ее невозможно. Такая ссылка включается в текст путем указания в скобках выходных данных и номера страницы и оформляется в самом тексте работы. Например, По мнению Г.К.Ушакова, «…в основе неврастении лежит состояние раздражительной слабости, быстрое возбуждение и быстрое истощение различных функций организма. Чувство голода, появляющееся внезапно, проходит, как только он приступает к еде.» (Ушаков, Г.К. Детская психиатрия [Текст] / Г.К.Ушаков. - М.: Медицина, 1973. – С.321). Возможен и такой вариант: В своем исследовании профессор Г.Г.Шанько аргументировано доказывает влияние острых и хронических психотравмирующих воздействий на формирование личности ребенка и появление эмоционально-поведенческих нарушений (Шанько, Г.Г. Неврозы у детей [Текст] / Г.Г.Шанько. – Минск:Харвест, 2006. – 41 с.).

Подстрочные ссылк и применяются чаще, чем внутритекстовые, поскольку они не загромождают основной текст и дают возможность читателю сразу же установить использованный источник. Такие ссылки оформляются внизу страницы, на которой содержится или начинается упоминание издания. От левого поля страницы горизонтальной линией выполняется отчеркивание (не более 15 знаков). Текст ссылки начинается с повторения условного знака, который был выбран в самом тексте (цифры или звездочки *). Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Ссылка оформляется 14 или 12 шрифтом, одинарным межстрочным интервалом. Упоминание на ссылку оформляют в конце цитаты или др. в тексте без пробела. Например, «Н.Л.Черная, описывая результаты проведенного исследования в г. Ярославле, приводит показатель здоровых детей раннего возраста только 8%».[3]

Нумерацию ссылок можно делать для каждой страницы свою или сквозную (сплошную) по каждой главе либо всей работе в зависимости от количества ссылок.

Библиографические ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствований, например: «Цит. по:».

Затекстовые ссылки используются в тех случаях, когда автор сделал большое количество ссылок, которые большинству читателей не нужны по ходу чтения, но могут быть полезны в дальнейшей работе. Ссылка на использованный источник в тексте работы делается с помощью квадратных скобок. В них проставляется номер, под которым источник числится в списке использованной литературы, например [12], [25] и т.д. В случаях, если используются цитаты или заимствованные из публикаций цифровые и другие данные, дополнительно указывается также страница источника. В этом случае ссылки будут иметь следующий вид: [12, С. 51], [25, С. 32]. Подобная запись означает ссылки на 51 страницу источника под номером 12 и на 32 страницу источника под номером 25 из списка использованной литературы.

Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то следует отметить все порядковые номера источников, которые разделяются точкой с запятой. Приведем несколько примеров. Ученые считают, что прилежные дети стремятся, во что бы то ни стало выполнить все задания, реагируют на информационные перегрузки повышением раздражительности, ухудшением сна, изменениями в поведении [2, 6, 13]. Большинство современных исследований [1, 5, 21,22] подтверждают, что...

Ссылки на используемую литературу обязательны. В этом проявляется культура отношения к авторской мысли и авторскому тексту.

15. Оформление библиографического списка. Составление библиографического описания регламентируется государственным стандартом, в котором установлены общие требования к описанию документа и правила его составления.

Нумерация источников сплошная. Сначала в алфавитном порядке размещают источники, опубликованные на русском языке, затем – на иностранном языке, последовательно продолжая нумерацию. Описание каждого источника начинается с абзацного отступа. Возможно выделение фамилии автора курсивом.

Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз. Работы одного автора и его работы с соавторами располагаются в списке в алфавите первых слов заглавий, при этом фамилии соавторов не учитываются.

Последовательность библиографического описания строго регламентирована нормативными документами и не может быть изменена:

· заголовок описания содержит имя индивидуального автора или наименование коллективного автора, или обозначение вида материала, или унифицированное заглавие;

· основное заглавие - заглавие документа, указанное на титульном листе первым;

· сведения об издании - сведения об отличиях данного документа от других изданий того же документа;

· место, год издания - содержат сведения где, в каком году издан документ. Название места издания приводят в именительном падеже. Города Москва и Санкт-Петербург сокращаются - М., СПб; названия остальных городов пишутся полностью. При отсутствии сведений о месте издания приводят слова "Б.м."

· объем издания - сведения о количестве страниц документа, указываются арабскими цифрами и строчной буксов «с» с точкой (21 с.).

Примеры выполнения библиографического описания приведены в прил. 11.

Итак, после того как курсовая работа будет написана и оформлена в соответствии с требованиями, студент сдает ее для написания отзыва научному руководителю. Научный руководитель пишет отзыв на курсовую работу, в котором отражает характер исследовательской деятельности студента, отмечает достоинства работы и выделяет замечания, рекомендации и пожелания для дальнейшего продолжения исследовательской деятельности студента. С формой написания отзыва можно познакомиться в прил. 12.

Заметим, что еще в начале выполнения основного этапа учебно-исследовательской деятельности, целесообразно познакомиться с критериями оценки курсовых работ, которые представлены в прил. 13, что поможет студенту самостоятельно спрогнозировать предполагаемый результат и стремиться к достижению поставленной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.19.251 (0.086 с.)