Понятие о технологии осуществления педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о технологии осуществления педагогического процесса



Технологию непосредственного осуществления педагогического _процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-поз­навательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля.. Центральное мес­то среди них занимает технология организации деятельности, являю­щейся по существу реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

В соответствии с принципом органичного сочетания педагоги­ческого руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управля­ющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей дея­тельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения коррективов в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления учащихся с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

 

§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе

Непосредственное осуществление педагогического процесса свя­зано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников.

Организаторская деятельность., будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для дости­жения общей цели. Как один из специфических видов человеческой деятельности, своим объектом она всегда имеет группу людей, а следовательно, выражает отношения "человек - группа людей", "ор­ганизатор - группа организуемых". Люди, их психология, их практи­ческая деятельность - основной и специфический объект организатора - субъекта организаторской деятельности'.

Особое место организаторская деятельность занимает в струк­туре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельности учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления пе­дагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед вос­питанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание ус­ловий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение методов, средств и приемов осуществле­ния педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъек­тов педагогического процесса и создание условий для его эффектив­ного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собс­твенно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятель­ных этапов и их взаимосвязей (Л.И.Уманский):

усвоение задачи, установление отношения организаторов и ор­ганизуемых к условиям задачи;

подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения;

определение материальных средств, временных и пространствен­ных условий, планирование на основе оптимальных данных;

распределение обязанностей, определение формы организации,

инструктаж;

внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими ор­ганизаторами, обеспечение внешних связей;

учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и пе­репланирование;

работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и мате­риальных средств, отчетность;

итоговый анализ выполнения задачи и оценка деятельности (ин­дивидуальной и коллектива). Эта структура организаторской дея­тельности в равной мере относится и к организаторской деятельнос­ти педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного ре­зультата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, фор­мы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчине­ны тому или иному виду деятельности детей. В связи с этим конеч­ная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей.

Однако, несмотря на отстраненность организаторской деятельности детей, эта деятельность обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащих­ся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Тем не менее основной продукт организаторской дея­тельности всегда носит психологический, идеальный характер.

По своим внешним характеристикам организаторская деятель­ность педагога проявляется как исполнительская, практическая. Од­нако она прежде всего и главным образом внутренняя, психологичес­ки творческая. Исполнительский и творческий характер организа­торской деятельности определяет ее внутреннюю противоречивость, обусловленную диалектикой цели и средств ее достижения.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов. Отсюда и организаторская деятельность включает в себя различные методы, средства и прием психологического и педагогического воз­действия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются и в деятельности педагога.

Первое место среди них занимает функция групповой интегра­ции, формирования межличностного внутреннего единства. Результа­том осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвя­зи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации. 'Вторая функция - внешнекоммуника­тивная, направленная на установление связей и координацию дейс­твий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышесто­ящими организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвер­тая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемыми в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то дру­гой.

Функции организаторской деятельности педагога можно соотнес­ти с группой общепедагогических умений, необходимых для их осу­ществления, - мобилизационных, информационных, развивающих и ори­ентационных (см. раздел 1, гл.2).

 

§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.


Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом социальных отношений и общественного поведения.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осозна­вание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в челове­ческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б.Ительсон).

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процес­сы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Сущность технологии осуществления педагогического процесса как раз и заключается в том, что педагог совершает пере­ход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью учащихся.

Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются ак­тивность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная не­повторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и ду­ховной деятельности производны от труда и несут в себе его глав­ную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобра­зуя природу, человек преобразует себя. Последнее имеет значение для понимания механизмов самовоспитания: включаясь в деятель­ность, воспитанник формирует себя как личность, как субъекта сво­его общего и профессионального развития.

В.В.Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержа­ние, а сама деятельность направлена на творческое созидание опре­деленного материального или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов дея­тельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С.Каганом, предложена Н.Е.Щурковой:

познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуаль­ному развитию и овладению научными знаниями;

трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;

художественная деятельность, развивающая эстетическое мироо­щущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим худо­жественную самодеятельность школьника;

спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жиз­ни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту чело­веческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;

общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к актив­ному преобразованию действительности;

ценностно-ориентационная деятельность, направленная на раци­ональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявле­ниях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отно­шений;

коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

В разные периоды возрастного развития содержание деятельнос­ти школьников и соотношение ее различных видов изменяются. Появ­ление психических новообразований обусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочета­нию всех видов деятельности.

Отечественной педагогикой обнаружен ряд закономерностей, обусловливающих организацию деятельности школьников в ходе осу­ществления педагогического процесса.

Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенци­ально обладают определенными развивающими и воспитательными воз­можностями. Однако каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, пе­реживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем бо­лее все остальные. Поэтому при организации педагогического про­цесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношени­ем, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

Результатом педагогического воздействия является формирова­ние у школьников готовности к выбору цели и способов деятельнос­ти. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его опережающим отражением, цель человека является той силой, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значи­тельно возрастают, если она специально организуется как коллек­тивная и творческая, если она направлена на удовлетворение пот­ребностей общества и в то же время учитывает интересы и потреб­ности воспитанников.

По отношению к формирующейся личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражне­ние учащихся, формирование у них опыта общественного поведения.

Педагогическая инструментовка деятельности должна отвечать назначению, потенциальным возможностям и задачам. Так, организа­ция учебно-познавательной деятельности, будучи направленной на получение вполне определенного предметного результата в виде сис­темы знаний, умений и навыков, основной задачей имеет формирова­ние ведущей духовной потребности - потребности в знаниях и актив­но-положительного отношения к ним.

Выделим ряд принципиальных требований, которые предопределя­ют технологию организации любого вида развивающей деятельности. Прежде всего при организации такой деятельности следует исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личнос­ти, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потреб­ностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности. Соблюдение этого требования, в свою очередь, может быть обеспече­но только при условии адекватной инструментовки любого вида дея­тельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, коллективу, природе, науке, учебе, искусству, отдельному человеку и т.д.).

Непременным требованием к организации любого вида деятель­ности является создание условий обязательного переживания воспи­танником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворен­ности собой и веры в свои силы и возможности. Не менее важно так инструментовать деятельность, чтобы она способствовала планомер­ному "сдвигу мотива на цель" (А.НЛеонтьев), т.е. формированию со­циально ценных мотивов поведения и деятельности. Наконец, органи­зация каждого вида деятельности должна подчиняться обусловленным его спецификой организационным правилам, касающимся объема, мес­та, времени (дозирования) и т.п.

Соблюдению технологических требований осуществления различ­ных видов развивающей деятельности во многом будет способствовать уяснение специфики деятельности по следующей схеме:

сущность и назначение вида деятельности;

содержание данного вида деятельности и место ее преимущест­венного осуществления;

возможные формы деятельности;

типичная атрибутика, сопровождающая данный вид деятельности; наиболее яркие специфические особенности деятельности; психолого-педагогические условия достижения воспитательного и предметного результатов.

Технологические требования и особенности деятельности детей, которую предстоит организовать, определяют технологии организации развивающих видов деятельности детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.019 с.)