Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса



 

§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация

В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социально­го управления, поскольку обращены к всестороннему развитию лич­ности. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со слож­ным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безо­шибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессио­нально владеть методами педагогической деятельности.

Под методами осуществления целостного педагогического про­цесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, мето­ды являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимо­действие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учи­теля, который выступает руководителем и организатором педагоги­чески целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы (части, детали), которые называются ме­тодическими приемами. Например, составление плана изучаемого материала, применяемое при сообщении новых знаний, при работе с книгой и т.п. По отношению к методу приемы носят частный подчи­ненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической за­дачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

Методы осуществления педагогического процесса и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В од­них обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь ре­шения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий част­ное назначение. Беседа, например, является одним из основных ме­тодов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, использу­емых на различных этапах реализации метода приучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность ма­нере его педагогической деятельности. Кроме того, используя раз­нообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамично­го учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами обучения и воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наг­лядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусс­тва, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью со­держания, исключительным богатством и мобильностью организацион­ных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а также воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических услови­ях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

 

§ 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскры­вающий сущность и закономерности функционирования методов осу­ществления целостного педагогического процесса. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, те­оретическое и практическое и тем самым способствует целесообраз­ному и более эффективному их использованию.


В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К _ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные _и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) _и самоконтроля в процессе обучения.

Применение методов осуществления педагогического процесса ведет к изменению личности постольку, поскольку оно ведет к воз­никновению мыслей, чувств, потребностей, которые побуждают к оп­ределенным поступкам. Отсюда можно сделать вывод, что в процессе учебно-воспитательной работы с учащимися необходимо формировать их сознание, возбуждать соответствующие эмоциональные состояния, вырабатывать практические умения, навыки и привычки. А это проис­ходит как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, что требует объединения методов обучения и воспитания в единую систе­му.

Методы реализации педагогического процесса, применяемые в процессе обучения, предполагают предъявление требований, поощре­ние и порицание, создание общественного мнения и др. В то же вре­мя в воспитании нельзя обойтись без обучения воспитанников нор­мам общественного поведения, без разъяснения требований, формирования взглядов и убеждений. Каждый метод реализует в единстве об­разовательную, воспитательную и развивающую функции, а его общее назначение состоит в организации и стимулировании педагогически целесообразной деятельности детей.

Система общих методов осуществления целостного педагогичес­кого процесса имеет следующий вид:

методы формирования сознания в целостном педагогическом про­цессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспиты­вающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюде­ния, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродук­тивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные _методы);

методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воз­действие, поощрение, наказание и др.);

методы контроля эффективности педагогического процесса (спе­циальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).


В реальных условиях педагогического процесса методы его осу­ществления выступают в сложном и противоречивом единстве. Решаю­щее значение здесь имеет не логика отдельных, "уединенных" средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимо­действия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.005 с.)