Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе



 

Обучение как способ организации педагогического процесса

Обучение - самый важный и надежный способ получения система­тического образования. Отражая все существенные свойства педаго­гического процесса (двусторонность, направленность на всесторон­нее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качествен­ные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым про­цессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечи­вает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах дея­тельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художест­венно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполне­ния различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-поз­навательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вер­бально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средс­твом выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятель­ности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентаци­онной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче" знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащие­ся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассмат­риваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, осознанным и са­мостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их актив­ностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического про­цесса.

 

Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содер­жания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обуслов­ливают функции обучения: образовательную, воспитательную и разви­вающую. При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитательная - с формированием отношений (В. В. Краевский).

Образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, зако­номерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с об­разовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации про­цесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающе­го соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следс­твенных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочи­ваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчи­ненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и про­лагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции яв­ляется действенность знаний, выражающаяся в сознательном опериро­вании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получе­ния новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.


Умение. как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и пре­дусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков не­обходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения ­отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, ка­честв личности. Формирование личности вообще невозможно без усво­ения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, вы­боре форм и методов исходить из правильно понятых задач воспита­ния на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирова­ние мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее ус­пешность.


Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция, раз­вивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эф­фективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная нап­равленность обучения на развитие личности ученика получила зак­репление в термине "развивающее обучение".

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процес­сов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффек­тивнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоци­онально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предпола­гает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х гг. в педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л. В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспече­ние осознания учащимися процесса учения. А. М. Матюшкин, М. И. Махму­тов и другие разрабатывали ос новы проблемного обучения. И. Я. Лер­нер и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обуче­ния; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин разработали концепцию содержа­тельного обобщения в обучении; И. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и дру­гие обосновали теорию поэтапного формирования умственных дейс­твий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогичес­кой практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.008 с.)