Ассоциация кризисных центров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциация кризисных центров



Ассоциация кризисных центров

Методическое пособие

Для социальных работников кризисных центров

 

 

Бишкек 2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение
  • Из зарубежного опыта социальной работы
  • Становление социальной работы в Кыргызстане
  • Основные понятия и принципы социальной работы
  • Задачи профессиональной социальной работы
  • Стандарты социальной работы по отношению к клиентам
  • Социальное обслуживание пострадавших от семейного насилия и роль кризисных центров
  • Насилие и его виды
  • Структура процесса консультирования
  • Синдром сгорания
  • Цели и задачи работы телефона доверия для женщин в КЦ
  • Методы работы с женщинами-жертвами насилия
  • Работа со случаем семейного насилия
  • Нормативные Документы по защите Прав женщин, социальной работе в КР

· Документы, регламентирующие деятельность социального работника

 

· Литература………………………………………………………………………

 

 

Введение

Рождение социальной работы, как самостоятельной дисциплины, неразрывно связано с возникновением понятия социального, как особого пространства мышления и реальности. Вместе с ним появились и такие термины, как социальные работники и социальные службы. Понятие «социальный работник» вошло в обиход в начале XX века. Но как самостоятельная профессия и академическая дисциплина, социальная работа вполне утвердила себя лишь после Второй мировой войны. Идеи социальной помощи в США 30-х, в Западной Европе 40-х годов XX века стали выражениями признания права каждого человека на некий минимум достойного существования и превращения государства в гаранта реализации этого права. Однако, вскоре выяснилось, что для претворения подобной идеи в жизнь недостаточно хороших законов и соответствующих материальных ресурсов, нужна также специальная система индивидуализированной помощи тем людям, которые по тем или иным причинам не вписываются в современное общество, оказываются за его бортом. Для эффективности деятельности правительственные циркуляры и государственные ассигнования на социальные нужды должны были быть научно обоснованными, направлены на конкретного адресата, быть тонко подогнаны к запросам людей, а иногда и существенно пересмотрены в свете практики.

В разных странах существовали различные концепции социальной работы. В свете первоначальной практики социальная работа связывается, как правило, с оказанием помощи отдельным людям, социальным группам и этническим общностям для увеличения или восстановления их функциональных особенностей и создания общественных условий, способствующих этой цели.

Общеизвестно, что семья является важнейшим компонентом любого общества, она создает основу государства и от того, как функционирует семья, какова атмосфера в ней и ее состояние во многом зависит благополучие и, в конечном итоге, безопасность и развитие общества и государства в целом.

Семья, в том числе кризисная - категория особого внимания социальной сферы. В кризисных семьях переплетаются многие проблемы, распутать которые представляет порой огромный труд. В этот процесс включаются представители многих учреждений: сотрудники правоохранительных органов, просвещения, медицины, общественных организаций. При этом, важнейшая роль принадлежит социальным работникам.

Цели и задачи данного пособия: формирование у социальных работников знаний, базирующимися на профессиональных ценностях и действующем законодательстве о насилии, о различных его видах, а также навыках и умениях психосоциальной работы с кризисными семьями, жертвами и насильниками.

 

Основные понятия и принципы социальной работы

Диагностика – процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. В более узком смысле – изучение отношения индивида к социальным ценностям общества, группы, исследования сущности социальных проблем, которые создают жизненную затруднительную ситуацию для индивида, семьи, группы.

Клиенты социальной службы - лицо, семья или группа лиц, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в учреждениях и предприятиях социального обслуживания или лица, подлежащие обеспечению этими услугами.

Консультация -метод социальной работы, который заключается в исследовании проблемы клиента, нахождение вместе с ним позитивных путейее разрешения, даче советов и рекомендаций о путях и технологиях ее разрешения и об имеющихся социальных ресурсах. Консультирования осуществляются разными способами. Они отражают разнообразие условий деятельности и личных качеств клиентов, также множество концепций, методов вмешательства, используемых профессиональными социальными работниками. Наиболее важный результат консультирования - преобразование внутреннего мира клиента, с учетом разнообразия условий деятельности и личных качеств клиента. Основа этих изменений - переосмысление жизненных ценностей.

Конфиденциальность -этический принцип, в соответствии с которым социальный работник или другой представитель этой профессии не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего. В особых случаях социальные работники обязаны юридическим путем раскрыть представителям властей некоторую информацию, которая влечет за собой возбуждение судебного преследования.

Психосоциальная работа - направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента. Потребность в психосоциальной помощи появляется в случае социальной дезадаптации, при возникновении психологического дискомфорта, что может быть вызвано причинами как внешнего, так и внутреннего характера, либо их сложным сочетанием.

Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получить определенные блага. Права человека делятся на:

а) гражданские (личные), гарантирующие индивидуальную свободу;

б) политические, определяющие возможности активного участия граждан в управлении делами государства и общества;

в) экономические, предусматривающие право на собственность, предпринимательство, свободное распоряжение рабочей силой

г) социальные, обеспечивающие человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.

д) культурные, гарантирующие духовное развитие личности

Социальные службы. К социальным службам относятся предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, а также органы управления этими службами.

Социальная защита населения основана на законодательно установленных государством социальных гарантиях, принципах, методах, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп. Социальная защита представляет совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и т.д.. Кроме того, социальная защита состоит из комплекса государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной помощи социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, основанный на оказании государственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Эта деятельность осуществляется профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками (волонтеры). Она направлена на содействие и помощь человеку, семье или группе лиц, попавшим в трудную для них жизненную ситуацию через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь. Уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическая и психологическая поддержка, ориентирующая нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению сложных ситуаций и способствующих им в этом.

Социально-правовые услуги - оказание помощи в оформлении различных документов по вопросам получения льгот, пенсионного обеспечения и другим социальным выплатам, представительство в суде в целях защиты прав нуждающихся.

Социально-психологические услуги - оказание психологической помощи и иные реабилитационные мероприятия психологического характера.

Трудная жизненная ситуация -ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина или семьи(инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорностью, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного жительства, конфликты и жестокое обращение в семье), которую они не могут преодолеть самостоятельно и нуждаются в социальной поддержке и социальном обслуживании.

Этика социальной работы относительно самостоятельный раздел этической науки, который изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, выясняет специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников, обосновывает особенности принципов профессионального поведения социальной работы, раскрывает ее функции, определяет специфику содержания категорий этики социальной работы. Она также изучает характер нравственной стороны профессиональной деятельности социального работника и нравственных отношений в сфере социального обслуживания населения.

 

И роль кризисных центров

 

Социальная работа, направленная на оказание социальной помощи женщинам, подвергшимся насилию, строится на принципах адресности, гуманизма, принципа социальной справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, дифференцированного подхода, системности и комплексности. Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе выполнять свое главное предназначение - помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поощрять и поддерживать социальную инициативу и активность человека, его стремление самому разрешать возникающие проблемы.

Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг, куда женщины обращаться за адресной соци­альной или экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечи­ваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой жен­щин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготов­ке или переобучению их более востребованным профессиям, консультациями, правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по созданию и поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, содействию самозанятости и самообеспеченности женщин.

Все эти задачи, как правило, выполняются со­циальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, служ­бами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учрежде­ниях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психоло­гическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходи­мости в защите собственных прав, в трудоустройстве.

Защита от жестокости в семье в условиях нестационарного уч­реждения должна проводиться совместно правоохрани­тельными органами и учреждениями социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.

Эффективной технологией в условиях нестационарной работы является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых могут поддержать друг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции личности, в защите социальных интересов.

Более высокий уровень оказания социальной помощи — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, так объединение клиентов сильнее воздействуюет на личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправ­но участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирую­щие обстоятельства, но изменяется восприятие их клиентом. Так, груп­па «жены алкоголиков» лишь косвенно может повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но клиентки ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях пьянства мужа.

Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработи­цы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психо­логической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Кроме того, ей оказывается информаци­онная и порой организационная помощь в поисках нового места рабо­ты. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более востребованным профессиям. Разу­меется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социальной реабилитации цехов, мастер­ских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; про­дукция этих минипроизводств поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов.

Деятельность центров должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи в социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни, в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микро­климата, преодолении конфликтов и иных нарушений внутрисе­мейных отношений. Такие центры могут оказывать услуги женщинам, девушкам, девочкам-подросткам, обратившимся как по собственной инициативе, так и по направле­нию органов и учреждений системы социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и заня­тости, миграции. Именно в такой структуре должна концентрироваться вся информация о возникающих случаях насилия в отношении женщин и проводиться комплексная работа по оказанию помощи жертвам насилия.

При оказании социальной поддержки жертвам насилия важно придерживаться следующих правил:

  • Внимательно и спокойно выслушать клиента.
  • Не осуждать обратившегося человека
  • Верить тому, что говорит жертва
  • Нельзя обвинять
  • Не принуждать клиента обращаться в милицию. Это решение должен принять он сам.

Если за советом или за помощью обращаются родственники или знакомые жертвы:

  • Следует убедить пришедших, что необходимо поговорить с самой жертвой, и что жертва сама должна обратиться в правоохранительные органы.
  • социальному работнику видны явные последствия или признаки возможного насилия в семье, необходимо, прежде всего, позаботиться о безопасности жертвы.
  • Важно выяснить, к кому из родственников, друзей, знакомых жертва может обратиться за поддержкой

В любых случаях важно избегать «стереотипов спасателя»:

  • чувства, что вы должны исправить другого человека или решить за него его проблемы,
  • желания облегчить его задачу,
  • страха перед ответной реакцией,
  • попыток заставить другого человека, во что бы то ни стало, чувствовать себя лучше,
  • уверенности, что вы должны убедить сделать правильный выбор.

«Стереотипы спасателя» являются защитной реакцией человеческой психики на стрессовую ситуацию. Кроме того, многие из них являются традиционными. Тем не менее, их использование может не только навредить жертве, но и заставляет самого «спасающего» испытывать тяжелые чувства вины или страха

Насилия и его виды

Насилие против женщин - это любой акт насилия или его угроза, причиняющий или могущий причинить вред физическому, сексуальному или психическому здоровью женщины, принести ей страдания и включающий также самовольное лишение ее свободы, где бы оно ни происходило - в общественной или частной сфере.

Часто насилие в семье проявляется в качестве комбинации физического, сексуального и психологического насилия. Ниже даются некоторые примеры из диапазона жестокого обращения и насилия. Этот список включает модели поведения и действия, которые считаются насильственными и оскорбительными. Во время работы с женщинами и изучения случаев насилия в семье важно задавать вопросы типа: "Обращался ли с Вами Ваш супруг подобным образом...". С помощью подобных вопросов социальному работнику будет легче определить к какому виду насилия подвергался клиент.

Физическое насилие

n нанесение телесных повреждений;

n побои и истязания;

n садизм;

n принуждение к аборту;

n принудительная стерилизация;

n доведение или склонение к самоубийству;

n убийство.

Наиболее часто социальные работники сталкиваются с проявлениями и последствиями физического насилия. Это происходит потому, что остальные виды насилия труднее идентифицируются не только жертвами, но и специалистами, тогда как наглядные следствия физического насилия (синяки, следы побоев) заставляют окружающих и работников социальных служб интересоваться происходящими в семье событиями.

Физическое насилие один из наиболее распространенных и опасных видов насильственных действий. Согласно данным статистики Ассоциации Кризисных центров в 2008 году в Кризисные Центры обратились 7304 женщин, из них 2912 подверглись физическому насилию.

Сексуальное насилие

n принуждение к сожительству;

n совершение полового акт с особой жестокостью;

n принуждение к половым отношениям против воли;

n изнасилование в браке;

n заставляет вступать в половые отношения после побоев;

n принуждение смотреть и/или повторять порнографические действия;

n инцест

Психологическое насилие

n оскорбления, шантаж, угрозы;

n акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над женщиной;

n угрозы насилия по отношению к себе;

n преследование;

n контроль над деятельностью женщины и контроль над кругом общения женщины;

n клевета;

n унижение;

n Пренебрежение нуждами;

n принуждение к исполнению унижающих ее действий;

n принуждение к вступлению вбрак

Экономическое насилие

n ущемление и лишение распоряжаться семейным бюджетом;

n лишение средств к существованию;

n запрет на работу;

n финансовый контроль в семье;

n непризнание труда женщин в домашнем хозяйстве экономической категорией

n отказ в содержания детей,

 

Цикл насилия

 

Насилие обычно стандартно. Цикл насилия имеет три фазы:

  1. Напряжение - отдельные вспышки оскорблений. Женщины обычно реагируют спокойно, стараясь разрядить обстановку или пытаются защитить свое положение в семье. Оба партнера могут оправдывать поведение мужчины его реакцией на стресс из-за работы, денег и т.д. С ростом напряжения способности женщины балансировать становятся все слабее. Именно на этой стадии для женщин наиболее необходимо и эффективно найти поддержку и помощь.
  2. Острое насилие - всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина не может отвергать, что они имеют на нее сильное влияние. Однако женщина обычно заранее чувствует приближение такой ситуации, и с ее приближением растут страх и депрессия. Но тем не менее острое насилие существует потому, что мужчина выбирает насильственный способ отношений. После этого обычно наступает отрицание серьезности инцидента, обращения в милицию, за медицинской помощью. На этой стадии женщине необходимо помочь осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать-уйти из дома, укрыться, позвать на помощь друзей.
  3. "Медовый месяц" В этом периоде мужчина может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять женщину в том, что это она спровоцировала насилие. В этот период женщина счастлива, верит, что этот человек изменится. Это время, когда женщине труднее всего уйти, но необходимо помнить, что, однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным усилением.

Жестокость и насилие в семье следуют определенной схеме, независимо от того, когда это происходит, и, кто принимает участие. Цикл повторяется, и с каждым разом становится все сильнее и страшнее. На каждой стадии этого цикла обидчик не только не теряет контроль над собой, но и контролирует и лишает сил к сопротивлению свою жертву. Цикл насилия включает в себя шесть хорошо различимых стадий: подготовка сцены (или ловушка), акт насилия, чувство "вины" и боязнь возмездия, извинения и оправдания, перемена поведения к лучшему и планирование нового нападения.

Чувство вины

Чувство вины обычного человека в корне отлично от чувства вины человека жестокого и способного на насилие. Нормальный человек испытывает чувство вины по отношению к жертве, человек, практикующий насилие, испытывает чувство вины по отношению к самому себе. Он не раскаивается в том, что причинил боль своей жертве. Он может извиниться за свое поведение, но только чтобы избежать возможного наказания. Цель извинения - обеспечить свою безнаказанность.

Рационализация

Обидчик приводит оправдания и обвиняет жертву в причине своего поведения. Обычно оправдания сводятся к употреблению алкоголя или жестокому обращению с ним родителей в детстве. Для многих это объяснение может показаться вполне приемлемым. Однако, злоупотребление алкоголем и испытанная в детстве жестокость родителей не являются основной причиной насильственного поведения обидчика. Кроме того, жертве ставится в вину ее поведение. Например, "Если бы ты прибрала в доме, мне бы тебя бить не пришлось," или, "Если бы ты вовремя приготовила обед, мне бы тебя бить не пришлось." Целью этой стадии является снятие с себя вины.

"Нормальное" поведение

Это довольно сложная стадия. После проявления жестокости и насилия обидчик может превратиться в заботливого, верного, очаровательного и доброго человека, каким она, жертва, его полюбила. Он может повести ее в ресторан, купить цветы, уверять ее, что он изменится. Целью этой стадии является удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия.

Фантазии и планирование

Насилие происходит, как правило, запланировано. Обидчик фантазирует или зрительно представляет себе картину следующего нападения.. Он тешится властью от возможности воплощения своей фантазии. Стадия планирования уделяет внимание более специфическим деталям сценария, что понадобиться иметь под рукой и что сделать, чтобы жестоко поиздеваться над женой или сожительницей.

Ловушка или подготовка сцены

Эта стадия совершения задуманного. Он заманивает свою жертву в ловушку.

Полный цикл

Приведем пример полного цикла насилия и жестокости, проходящего через все стадии.

 

Идентификация случая.

Деятельность социального работника на этапе знакомства предполагает сбор первичной информации, расследование и составление заявления. Эти данные могут быть получены как в результате прямого интервью пострадавшей женщины, так и на основании наблюдений или же обращения в соответствующие органы. Уже при первом контакте с жертвой насилия важно понять, какая именно помощь в первую очередь необходима. Социальный работник рекомендует к какому специалисту (юристу, психологу, медицинскому работнику) можно обратиться жертве для получения более адекватной помощи

Диагностика случая.

На этапе диагностики социальный работник обращает внимание на признакифизического и психического насилия: синяки, ссадины, порезы, ожоги и т.д.

Планирование действий социального работника и контактирование.

Этап планирования и контактирования предусматривает определение пакета услуг, круга необходимых специалистов и организаций. Контактирование осуществляется как со специалистами, которых решено привлечь к работе с конкретным случаем, так и с самим клиентом – пострадавшей женщиной.

Контроль и оценка действий.

Этап контроля и оценки деятельности специалиста по социальной работе предполагает анализ, на сколько выбранные им организации и учреждения отвечают запросам женщин, подвергшихся насилию в семье.

Случай первый

В Кризисный центр по телефону доверия обратилась молодая девушка. Она не могла говорить, плакала, просила назначить встречу. Из беседы следовало, что она с сестрой оказалась в трудной жизненной ситуации. Я пригласила ее вместе с сестрой в убежище поговорить. Зина пришла одна, сестра не согласилась встречаться с кем-либо. Она не верила, что кто-то может их поддержать.

С первых минут общения нужно было создать атмосферу доверия и поддержки. Между делом выяснила, как она узнала про наш Центр. Она сказала, что знает из газет несколько телефонов доверия, и почему-то, выбрала нас с надеждой получить поддержку. Я одобрила ее выбор и дала ей знать, что здесь не останутся равнодушными к ним, и она может довериться нам. Затем Зина детально в течение двух часов излагала свою ситуацию:

Зине 17 лет, а ее сестре 18. Отец с матерью находятся в разводе уже 10 лет. Мама живет своей жизнью, хочет пожить для себя. В течение последних 10 лет девочки жили с отцом. Все эти годы отец занимался развращением малолетних девочек. Он приводил их домой. У них однокомнатная квартира. Отец выгонял своих дочерей на кухню. Все это время девочки росли полуголодными. Их отец им никогда не покупал ничего, кроме муки. Иногда их наведывала мать, приносила по сладости и мясо.

Недавно одна из матерей потерпевшей девчонки обратилась в суд, и их отца привлекли к уголовному делу. В этот момент он находился в следственном изоляторе. О нем написали в газете. После этого в школе и во дворе показывали на Зину пальцем. Сын соседей на площадке не давал прохода старшей сестре, приставал и сексуально домогался. Он так и говорил: "Раз Ваш отец занимался развращением, Вы - тоже проститутки!". Им было страшно выходить во двор, и они замкнулись в квартире. Они никогда не любили отца и считали, что он должен получить по заслугам. В это время мать уехала на Иссык-Куль со своим очередным сожителем.

Находясь в такой кризисной ситуации, Зина обратилась в Кризисный центр. После беседы она с удовольствием приняла предложение прийти в убежище и сразу же позвонила домой сестре, и просила немедленно приехать сюда. Обещала ей, что все будет нормально. Пока старшая сестра ехала, я показала ей комнату, где будут они жить, показала кухню, где женщины в убежище готовят обед. Зина сказала, что не умеет готовить потому, что никогда их не учил никто. Я сказала, что они успеют научиться. Тем временем приехала старшая сестра, молчаливая, боязливая, не по годам взрослая. Они обе такие молодые и красивые, добрые и столько в своей жизни пережили. Затем мы втроем вели беседу, они всё еще были в состоянии безысходности. Рассказали еще вот о чем, после ареста отца к ним приставали милиционеры тоже, они подумали, что девочки - несерьезные, хотели воспользоваться их кризисной ситуацией. Таким образом, им необходимо было укрыться.

Так, они стали жить у нас в убежище. За время проживания здесь, они получили необходимую консультацию психолога. Мы со своей стороны составили план действий:

- немедленно обратиться в органы внутренних дел для выяснения поведения участковых милиционеров по отношению к девочкам;

-поработать с сыном соседа, который домогался (провести разъяснительную работу);

- пригласить и поговорить с журналистом, который написал статью про их отца.

Зина в этот момент заканчивала школу, ей оставалось сдать еще два выпускных экзамена, предстоял выпускной вечер, куда она даже не мечтала попасть, но мы смогли ей помочь осуществить эту мечту. Она сдала последние экзамены, уже находясь у нас. Результаты, конечно, были удовлетворительными. О какой успешной сдаче экзаменов могла идти речь в такой ситуации. Обе девочки хотели поступить в кулинарное училище, что и сделали. Там их тоже поддержали.

Когда они возвращались домой, я пришла вместе с ними. У соседей, конечно же, было другое отношение. Сын соседа извинился перед ними и признался, что поступил неправильно. Участковый милиционер тоже обещал помощь и оказание поддержки.

Через месяц они пришли к нам просто рассказать о себе. Теперь они учатся в училище, получают стипендию. Мать очередной раз вышла замуж и уехала в другое государство, отца лишили свободы на 5 лет. Старшая сестра немного раскрылась, стала веселой, а Зина и раньше была открытой девочкой. Они так любят друг друга. Готовы поддерживать друг друга всю жизнь. Живут в своей квартире, никого не бояться. Вот такая история девочек-сирот при живых родителях.

Комментарий доктора Виттингтон:

Общественное просвещение агентства обеспечено эффективно, так как объявление в газете дало Зине достаточную информацию для поиска помощи. С такой системой "горячей линии" человек, который отвечает в агентстве, берет на себя огромную ответственность, выслушав, соответственно отреагировав, оценив ситуацию и пригласив клиента. Можно пребывать достаточно долго без осуществления звонка, пока кто-нибудь не придет и не научит, что делать, окажет добро, проявляя профессиональные навыки. Позвонившая Зина демонстрирует силу, действуя. Часто звонящие, даже прошедшие через ужас, не могут проявить силу, чтобы изменить ситуацию. Часто члены семьи могут быть далеки и дисфункциональны, и не достаточно плакать, чтобы они оказали помощь. В этом случае Зина нуждалась в первой встрече в агентстве самостоятельно, без сестры, потому что ее старшая сестра чувствовала страх и была не расположена к визиту.

Возможно старшая сестра приняла приглашение для самосохранения и защиты. Зина и служащие агентства основывались на достаточном доверии и уважении, вовлекая сестру.

Личная, психологическая помощь жертве физического, эмоционального, сексуального пренебрежения могла бы включать обширное лечение, зависящее от теоретической базы обслуживания.

Посттравматический стрессовый беспорядок может быть одним из многих синдромов, которые характеризуют жертву такого пренебрежения и унижения (ДСМ-4). Психологический подход может включать месяцы и годы терапевтических сессий, с периодичностью два или три раза в неделю. Существующие подходы могли бы включать год недельной или двухнедельной сессий для каждой сестры для самораскрытия и определение жизненных целей и выявления сил. Вообщем, перед терапевтом встают 4 задачи процесса самоактуализации жертвы насилия:

1. Раскрытие женского опыта

2. Объяснение ее права выбора и защита для самосохранения

3. Построение с ее силами решения во избежание порицания жертвы

4. Уважение ее прав на самоопределение.
Агентство использует системный подход в немедленной стабилизации ситуации Зины и ее сестры по принципу "здесь и сейчас". Система для этих молодых женщин вовлекает дисфункциональную семью, соседей, которые живут рядом, образовательные учреждения, где они учатся, окружающее сообщество, плюс все, что произошло в убежище по отношению к ежедневному проживанию.

Используя системный подход, социальный работник должен постоянно сохранять равновесие потребностей и силы клиентов узами и властью сообщества.

Навыки социального работника и методы должны поддерживать достоинство и конфиденциальность клиента со времени звонка и всего участия в поддержке в процессе изменения ситуации. Поэтому агентство препятствует общему насилию в семье, социальный

работник заботиться обо всех сторонах взаимоотношений клиента с сообществом и окружающими людьми.

Социальные работники и студенты социальной работы могут обсудить и продолжить анализ, исследуя данную ситуацию.

Случай второй

Поздно вечером раздался звонок на телефон доверия. С другого конца слышался дрожащий голос женщины и плач ребенка: «Эже! Можно я приеду к вам все расскажу. Звоню с автомата и ребенок плачет». Тут можно сразу определить, что она наша клиентка.

Стоял холодный зимний вечер. Гульжамал с грудным ребенком на руках и девочкой шести лет, одетые не по зимнему пришла в Кризисный центр для женщин. В первую очередь их нужно было обогреть, накормить.

Через два часа, уложив детей спать, пришла рассказать свою ситуацию. Я осознавала, насколько ей трудно говорить и конечно старалась по-дружески поддержать ее. Во время разговора она плакала, говорила, что ее мучают кошмары, чувствовала себя виноватой. Все тело и лицо Гульжамал были в синяках.

В течение пяти лет она с дочкой терпела морально-психологическое и физическое насилие со стороны мужа. Дочку зовут Кыял, она от первого брака. Муж постоянно критикует Гульжамал, ревнует ко всем, обзывает. По любому поводу начинает скандал и избивает ее вместе с дочкой. Он очень часто бросался с ножом. Вместе со мной терпела насилие и моя девочка. Вот это больше всего убивало меня и во всем я винила себя. Родственники не могли ничем помочь, считая, что домашнее насилие не преступление, а просто скандал - семейное дело, в которое не принято вмешиваться. Позже Гульжамал поймет, что это был миф о насилии.

Случайно прочитала о Кризисном Центре в Бишкеке и задумалась о том, как можно спасти себя и дочь от насилия и поняла, что мне не станет легче до тех пор, пока я не начну сама бороться против своего обидчика. Сделала первый шаг. Уехала в момент очередного скандала мужа, поэтому не смогла взять с собой документы, одежду для детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.097 с.)