Стандарты социальной работы по отношению к клиентам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты социальной работы по отношению к клиентам



Главные стандарты социальной работы основаны на следующих положениях и правилах:

1. Принимать на себя при работе ответственность за клиентов, не нарушая полномочий и функций коллег и других должностных лиц.

2. Соблюдать право клиента на конфиденциальность, доверительность, правильно использовать полученную от него информацию, сохранять в тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом. Не предоставлять информацию о клиенте без его согласия другими лицам или организациями, за исключением случаев недееспособности клиента или возможности принесения вреда другим лицам.

3. Учитывать и уважать индивидуальные особенности, потребности и возможности клиентов. Оказывать помощь любым клиентам и помогать им нести ответственность за свои действия. Если социальные услуги клиенту не могут быть оказаны в соответствии с его индивидуальными особенностями, то необходимо сообщить ему об этом.

4. Помогать клиенту, группе лиц достигать максимальной реализации своих индивидуальных возможностей в рамках уважительного отношения к правам других лиц и организаций. Социальные работники должны помочь клиенту понять и правильно строить свои отношения с социальной службой для осуществления законных желаний и интересов.

5. Особого внимания, уважения и терпеливого отношения социальных работников к их проблемам и просьбам заслуживают многодетные матери, дети, подростки др.

6. Социальные работники должны обучаться приемам диагностики морально-психологического состояния клиентов, учитывать, что многие из них часто переживают трудности, стрессовые состояния, проявляют нервозность при общении, неуверенность в своих силах. Необходимо обучаться умению оказывать психологическую поддержку клиентам. Социальным работникам также необходимы специальные условия для снятия стрессов и поправки здоровья.

7. Сохранять ответственность перед клиентом в случаях, когда вносятся изменения в деятельность организации, оказывающей клиенту социальные услуги.

 

Социальное обслуживание пострадавших от семейного насилия

И роль кризисных центров

 

Социальная работа, направленная на оказание социальной помощи женщинам, подвергшимся насилию, строится на принципах адресности, гуманизма, принципа социальной справедливости, альтруизма, гармонизации общественных, групповых и личных интересов, дифференцированного подхода, системности и комплексности. Данные принципы позволяют специалистам по социальной работе выполнять свое главное предназначение - помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; поощрять и поддерживать социальную инициативу и активность человека, его стремление самому разрешать возникающие проблемы.

Так, в случае реальной опасности для жизни и здоровья женщин могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг, куда женщины обращаться за адресной соци­альной или экстренной помощью.

Поддержание социального функционирования может обеспечи­ваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой жен­щин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготов­ке или переобучению их более востребованным профессиям, консультациями, правовой помощью для защиты их прав.

Задачи социального развития могут обеспечиваться деятельностью по созданию и поддержанию групп самопомощи и взаимопомощи, содействию самозанятости и самообеспеченности женщин.

Все эти задачи, как правило, выполняются со­циальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса — правоохранительными органами, служ­бами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т.п.

Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница — учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учрежде­ниях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психоло­гическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходи­мости в защите собственных прав, в трудоустройстве.

Защита от жестокости в семье в условиях нестационарного уч­реждения должна проводиться совместно правоохрани­тельными органами и учреждениями социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.

Эффективной технологией в условиях нестационарной работы является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых могут поддержать друг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста по социальной работе в коррекции личности, в защите социальных интересов.

Более высокий уровень оказания социальной помощи — переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, так объединение клиентов сильнее воздействуюет на личность своих членов. Содействие социального работника в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его клиенты переводятся в ранг субъектов, они равноправ­но участвуют в решении собственных проблем.

Иногда это решение может быть осуществлено только на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирую­щие обстоятельства, но изменяется восприятие их клиентом. Так, груп­па «жены алкоголиков» лишь косвенно может повлиять на пагубное пристрастие своих мужей, но клиентки ставят своей целью учиться быть счастливыми и в условиях пьянства мужа.

Социально-трудовая реабилитация женщин в условиях безработи­цы или угрозы безработицы заключается в оказании социально-психо­логической поддержки женщине, фрустрированной своим ущербным положением на рынке труда. Кроме того, ей оказывается информаци­онная и порой организационная помощь в поисках нового места рабо­ты. Для лучшей адаптации к изменившимся условиям разворачивается деятельность по переподготовке и переобучению женщин дефицитным или более востребованным профессиям. Разу­меется, в такой деятельности необходима самая тесная координация усилий учреждений социального обслуживания и служб занятости.

Содействие в самопомощи и самозанятости женщин выражается в создании в ряде центров социальной реабилитации цехов, мастер­ских, участков трудотерапии, в рамках которых женщины и девочки-подростки имеют возможность обучиться трудовым операциям; про­дукция этих минипроизводств поступает в продажу, а средства используются на улучшение жизни клиентов.

Деятельность центров должна быть направлена на оказание социально-психологической помощи в социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни, в создании в семье атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микро­климата, преодолении конфликтов и иных нарушений внутрисе­мейных отношений. Такие центры могут оказывать услуги женщинам, девушкам, девочкам-подросткам, обратившимся как по собственной инициативе, так и по направле­нию органов и учреждений системы социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, по труду и заня­тости, миграции. Именно в такой структуре должна концентрироваться вся информация о возникающих случаях насилия в отношении женщин и проводиться комплексная работа по оказанию помощи жертвам насилия.

При оказании социальной поддержки жертвам насилия важно придерживаться следующих правил:

  • Внимательно и спокойно выслушать клиента.
  • Не осуждать обратившегося человека
  • Верить тому, что говорит жертва
  • Нельзя обвинять
  • Не принуждать клиента обращаться в милицию. Это решение должен принять он сам.

Если за советом или за помощью обращаются родственники или знакомые жертвы:

  • Следует убедить пришедших, что необходимо поговорить с самой жертвой, и что жертва сама должна обратиться в правоохранительные органы.
  • социальному работнику видны явные последствия или признаки возможного насилия в семье, необходимо, прежде всего, позаботиться о безопасности жертвы.
  • Важно выяснить, к кому из родственников, друзей, знакомых жертва может обратиться за поддержкой

В любых случаях важно избегать «стереотипов спасателя»:

  • чувства, что вы должны исправить другого человека или решить за него его проблемы,
  • желания облегчить его задачу,
  • страха перед ответной реакцией,
  • попыток заставить другого человека, во что бы то ни стало, чувствовать себя лучше,
  • уверенности, что вы должны убедить сделать правильный выбор.

«Стереотипы спасателя» являются защитной реакцией человеческой психики на стрессовую ситуацию. Кроме того, многие из них являются традиционными. Тем не менее, их использование может не только навредить жертве, но и заставляет самого «спасающего» испытывать тяжелые чувства вины или страха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)