Критика теории врожденных идей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика теории врожденных идей



 

Д. Локк

 

1. Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно неврождённо. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некие врождённые принципы, некие первичные понятия... так сказать запечатлённые в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собой в мир. Чтобы убедить непредубеждённых читателей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врождённых впечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий и принципов. Ибо, я думаю, все охотно согласятся, что дерзко предполагать врождёнными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать при помощи глаз цвета от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпечатками и врождёнными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же лёгкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально запечатлены в душе...

2. Общее согласие как главный довод. Ничто не пользуется таким общим признанием, как то, что есть некоторые принципы, как умозрительные, так и практические (ибо речь ведут и о тех, и о других), с которыми согласны все люди. Отсюда защитники приведённого взгляда заключают, что эти принципы необходимо должны быть постоянными отпечатками, которые души людей получают при начале своего бытия и приносят с собой в мир столь же необходимо и реально, как и все другие присущие им способности.

3. Общее согласие вовсе не доказывает врождённости. Довод со ссылкой на всеобщее согласие заключает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько признаваемых всем человечеством истин, он всё-таки не доказывал бы врождённости этих истин, если бы удалось показать, что имеется другой путь, каким люди приходят ко всеобщему согласию относительно вещей, о которых они сходятся во взглядах, а я предполагаю, что это показать возможно.

4. Положения «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» – не пользуются всеобщим признанием. Но, гораздо хуже, довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым пользуются для доказательства существования врождённых принципов, мне кажется, скорее доказывает, что их нет, ибо нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества...

5. Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим людям. Ибо, во-первых, очевидно, что дети и идиоты не имеют ни малейшего понятия или помышления о них. А этого пробела достаточно, чтобы расстроить всеобщее согласие, которое должно непременно сопутствовать всем врождённым истинам; мне кажется чуть ли не противоречием утверждение, будто есть запечатлённые в душе истины, которых душа не осознаёт или не понимает, так как «запечатлевать», если это имеет какой-нибудь смысл, означает не что иное, как способствовать тому, чтобы некоторые истины были осознаны...

15. Шаги, которыми разум (mind) доходит до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими ещё пустое место (empty cabinet), и, по мере того как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, подвигаясь вперёд, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имён. Так, разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнений своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днём становится всё более и более заметным. Но хотя запас общих идей и растёт обыкновенно с употреблением общих имён и рассуждающей деятельностью, всё-таки я не вижу, как это может доказывать их врождённость...

25. Откуда мнение о врождённых принципах. То, что люди нашли несколько общих положений, в которых могли не сомневаться сразу, как только их поняли, это, на мой взгляд, прямо и легко вело к заключению, что они врождённы. Это, будучи однажды принято, избавило ленивого от мук исканий и остановило сомневающегося в его исследованиях и коснулось всего, что было однажды названо врождённым. А для тех, кто претендовал на роль учёных и учителей, было немалой выгодой установить в качестве принципа принципов то положение, что нельзя подвергать сомнению принципы. Ибо, установив раз принцип, что есть врождённые принципы, они внушили своим последователям необходимость принять некоторые учения как такие принципы, чтобы отвлечь людей от пользования собственным разумом и способности суждения, заставив принимать всё на веру и слово, без дальнейшего исследования. При такой слепой доверчивости легче было ими управлять и сделать их полезными для тех, кто обладал умением и имел задачу наставлять их и руководить ими. Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и понуждать других на веру принимать за врождённый принцип всё, что может служить целям учителя, – это немалая власть человека над человеком.

Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Соч. - В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. – С. 96–97, 103, 151–152.

 

Теория врожденных идей, как должен усвоить студент, была первоначально создана Платоном, в Новое время развита Декартом, который разделял врожденные идеи (Бога, субстанции, числа, длительности) от врожденных аксиом, или общих положений. В приведенном фрагменте Локк доказывает, что не существует ни врожденных идей, ни принципов познания, ни моральных ценностей. Локк опровергает учение о врожденных идеях при помощи указания процедуры, посредством которой пришли к знанию, и через отрицание довода к общему согласию по поводу некоторого знания. Локк также справедливо выводит критику учения о врожденных идеях из умения создавать общие понятия в познании. Теория врожденных идей коренится также в лени и нежелании пользоваться собственным разумом, а еще более – в желании манипулировать сознанием людей. Итак, в учении о врожденных идеях и его критике сфокусировано все противостояние нововременного идеализма и материализма.

 

Контрольные вопросы

 

1. Как опровергается врожденный характер знания через указание пути, каким приходят к знанию?

2. Почему общее согласие не доказывает врожденности знания?

3. Почему знание не запечатлено в душе от природы? Какие категории людей являются несведующими во всем?

4. Как образуются, по Локку, общие понятия?

5. Каким социальным условиям отвечает учение о врожденных идеях? Как оно помогает приобрести власть над людьми?

 

Домашнее задание

 

1. Из трех утверждений выберите верное: А) врожденными являются идеи, основанные на общем согласии, Б) общие идеи получаются путем абстрагирования единичных вещей, В) общие положения, не вызывающие сомнения, являются врожденными принципами.

2. Назовите проблемы, затронутые в тексте.

3. Составьте жизнеописание Джона Локка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.006 с.)