Налоговая работа как работа по сбору, обработке и анализу информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая работа как работа по сбору, обработке и анализу информации



В настоящее время большая часть контрольной работы приходится на районные налоговые инспекции, где для выбора объектов проверки используется анализ форм бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и учредительных документов, представляемых плательщиками в инспекции, материалы встречных проверок, информация, полученная из иных источников.

Анализ производится, в основном, в "ручном" режиме с использованием опыта, знаний и интуиции сотрудников инспекции. Компьютерная система позволяет делать выборки предприятий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, безусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной.

Эта работа существенно осложняется ростом числа плательщиков, каждый из которых на этапе выбора объектов для налогового контроля должен рассматриваться как потенциальный нарушитель налогового законодательства, а также постоянным сокращением числа показателей квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятий, что снижает ее аналитическое значение с точки зрения выявления налоговых нарушений. Ситуация усугубилась и тем, что в основу расчета основных показателей работы организаций (выручки и прибыли) для бухгалтерского отчета и для расчета налогов стали закладываться разные методики их расчета, что свело "налоговое" значение бухгалтерской отчетности практически к нулю.

Кроме того, действующее законодательство еще позволяет отдельным организациям осуществлять хозяйственную деятельность, основанную на наличных расчетах, представляя в инспекцию "нулевую" отчетность или вообще не представляя ее. Эффективная методика пресечения деятельности таких предприятий в настоящее время отсутствует. В то же время, эти организации не могут существовать вообще не контактируя с государственными органами и банками, проблема состоит в том, чтобы наладить оперативное получение налоговой инспекцией информации о таких контактах, их месте, времени и целях.

С учетом вышеизложенного, эффективный выбор объектов для налогового контроля возможен только в том случае, когда состав показателей информационной базы налоговой инспекции отвечает следующим требованиям:

- содержит возможно более полную информацию о тех сторонах хозяйственной деятельности предприятия, которые связаны с исчислением и уплатой им налогов;

- предоставляет налоговым органам возможность быстро разыскивать налогоплательщиков и их должностных лиц;

- позволяет получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;

- дает возможность контролировать достоверность информации, поступившей из различных источников путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

- позволяет оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогопла-тельщиков с государственными органами и банками.

Для того чтобы создать информационную основу налоговой работы, отвечающую вышеперечисленным требованиям, налоговые органы должны получать информацию от:

1. Налогоплательщиков (бухгалтерская отчетность, налоговые декларации; сведения о наличии счетов в банках, суммах дебиторской и кредиторской задолженности; учредительные документы и т.д.).

2. Банков (справки об открытии и закрытии счетов, о движении средств по счетам, о нарушениях кассовой дисциплины; а также выписки о поступлении средств на счета бюджетов и внебюджетных фондов, контролируемых инспекцией).

3. Таможенных органов (сведения о предприятиях, так или иначе участвовавших в таможенных процедурах - прежде всего по экспортным и импортным грузовым таможенным декларациям).

4. Органов валютного контроля (информация об участниках внешнеэкономической деятельности и нарушителях валютного законодательства).

5. Центрального банка Российской Федерации (о выдаче и отзыве лицензий у коммерческих банков, о выдаче разрешений на вывоз капитала и выявленных фактах вывоза капитала без таких разрешений).

6. Органов, уполномоченных регистрировать юридические лица и предпринимателей (сведения об их создании, реорганизации и ликвидации).

7. Органов, регистрирующих акты гражданского состояния и занимающихся регистрацией граждан по месту жительства.

8. Лицензирующих органов (сведения о выдаче, приостановлении и отзыве лицензий).

9. Государственных внебюджетных фондов (о состоящих у них на учете плательщиках, представленной ими отчетности и уплаченных взносах, о выявленных в ходе их проверок нарушениях).

10. Органов государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним (о фактах приватизации, деприватизации, аренды и других операций с объектами собственности).

11. Органов регистрирующих операций с землей.

12. Органов статистики (статистическая отчетность плательщиков и сводные показатели по территории и региону).

13. Местных органов власти и их инспекций (о фактах выдачи различных разрешений, наложении санкций за нарушения законодательства и т.д.).

14. Правоохранительных органов (сведения о налогоплательщиках, выявленные в ходе их работы).

15. Судов, арбитражных судов (о рассматриваемых ими гражданских делах).

16. ГИБДД, инспекции по маломерному флоту и подобных органов (обо всех владельцах автомобилей, катеров, яхт, самолетов и т.д.).

17. Средств массовой информации (вся реклама, как прямая, так и скрытая, должна собираться, систематизироваться и быть доступной для анализа).

18. Иных органов, по роду своей деятельности, располагающих информацией о налогоплательщиках.

19. Граждан (письма, заявления, жалобы - в том числе и анонимные, поступающие в инспекцию).

В настоящее время, налоговая инспекция, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, имеет право на получение большей части этой информации. Однако встает другой важный вопрос – как не утонуть в огромном количестве документов, справок, сведений, поступающих в инспекцию. Действительно, информация имеет ценность только в том случае, когда она может быть обработана, систематизирована и проанализирована в короткие сроки в целях налогового контроля. Если информация не используется при анализе, то она не только не способствует усилению налогового контроля, но даже препятствует ему, поскольку на обработку этой информации используются ресурсы инспекции, которые требуются на других направлениях.

Налоговая инспекция в настоящее время - это завод по переработке информации. Именно поэтому очень большое значение придается внедрению информационных технологий.

Совершенно очевидно, что такой объем информации требует принципиально новых технических и организационных решений по ее обработке и хранению. Кроме того, необходим единый идентификатор организаций, и граждан в масштабах страны - он должен использоваться всеми государственными органами и всеми банками и указываться во всех документах, получаемых от предприятия или выдаваемых ему.

Таким идентификатором должен стать идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговыми органами. Однако в настоящее время ИНН налогоплательщика применяется только налоговыми органами; внебюджетные фонды имеют собственную нумерацию плательщиков, а остальные структуры ее вообще фактически не применяют.

Необходимо обеспечить реальную и эффективную защиту информации от несанкциони-рованного доступа.

Важен и вопрос о том, на каком уровне эффективнее всего собирать и обрабатывать информацию. Так, большая часть информации от плательщиков поступает в налоговые органы низового, территориального, уровня

Хранение обработанной информации на территориальном уровне нецелесообразно из-за условности границ сфер контроля низовых налоговых органов, крайней сложности обеспечения защиты информации и невозможности ее оперативной актуализации и пополнения. Кроме того, в большинстве случаев, деятельность хозяйствующих субъектов выходит за пределы зоны, контролируемой одной районной инспекцией.

Хранение на федеральном уровне существенно осложнит оперативный доступ к информации от низовых инспекций и потребует существенных затрат на создание высокопроизводительной системы связи центра с регионами на территории всей России.

Таким образом, оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень. Именно на этом уровне облегчается решение задачи по обмену информацией, с одной стороны - с территориальными инспекциями, а с другой - с федеральным уровнем. Проще обеспечить сохранность информации и ее защиту. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков редко выходит за пределы региона.

Для осуществления работы по сбору, вводу в компьютер, сортировке, обработке и анализу информации на региональном уровне начались работы по созданию центров обработки данных (ЦОД).

При запуске ЦОД в промышленную эксплуатацию, в них будет аккумулироваться информация, поступающая от налогоплательщиков, как непосредственно в ЦОД, так и через территориальные налоговые органы. В них же должна поступать информация от других организаций, собираемая на региональном уровне, а также соответствующая часть информации, полученной на федеральном уровне. В результате этого, в ЦОД должно формироваться своего рода электронное "досье" на налогоплательщика, содержащее в себе всю информацию о его деятельности, которую можно получить из его контактов с государственными органами и банками.

Анализ этого досье должен производиться как в автоматическом, так и в ручном режиме. Автоматизированный анализ должен происходить периодически, по заданной схеме, без дополнительного вмешательства со стороны пользователей, либо по их конкретным запросам по мере необходимости. Результаты такого анализа должны сообщаться в аналитическое подразделение ЦОД для более глубокого, машинно-ручного, анализа.

В результате такой работы, в ЦОД должны составляться и передаваться на территориальный уровень предложения по формированию планов выездных налоговых проверок на квартал или месяц с рекомендацией, на какие периоды деятельности проверяемых предприятий и на какие налоги следует обратить особое внимание.

Основная часть информации по юридическим лицам и часть информации по физическим лицам аккумулируется в районных налоговых инспекциях. Эта информация поступает в разные периоды времени, от разных "поставщиков", в разные подразделения инспекции, на бумажных и на цифрофых носителях. Это существенно осложняет обработку и анализ этой информации.

Налоговый инспектор, осуществляющий налоговый контроль, должен четко знать, какая информация о налогоплательщике имеется в инспекции, и использовать ее с максимальной эффективностью. Повышение эффективности использования информации является одним из важнейших путей повышения эффективности налоговой работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.01 с.)