Взаимодействие отделов внутри налоговой инспекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие отделов внутри налоговой инспекции



Необходимость взаимодействия отделов внутри налоговой инспекции обусловлена единством цели инспекции, единством технологии налоговой работы, одними и теми же налогоплательщиками, расположенными на контролируемой территории. Практически ни одно действие не может быть выполнено, ни один документ не может быть издан инспекцией с участием только одного ее отдела, тем более - с участием только одного инспектора.

Например, плательщик обратился в районную налоговую инспекцию с письмом о разъяснении конкретного вопроса по налогообложению его деятельности. В этом случае работа инспекции организуется в следующей последовательности:

Письмо поступает в общий отдел, где регистрируется в журнале входящей корреспонденции. После этого письмо рассматривает руководитель инспекции или его заместитель, расписывает в отдел, к компетенции которого относится заданный вопрос, и устанавливает срок исполнения. Письмо через общий отдел инспекции поступает к начальнику соответствующего отдела. Начальник отдела изучает письмо и передает его инспектору, который будет готовить проект ответа. Инспектор, изучив нормативные документы по сути заданного вопроса, готовит проект ответа, визирует его и представляет начальнику отдела. Начальник отдела прорабатывает проект ответа, при необходимости согласовывает с юридическим отделом инспекции, визирует его и представляет на подпись руководителю инспекции или его заместителю. Руководитель инспекции изучает запрос и проект ответа и подписывает его либо возвращает на доработку. Если ответ подписан, то он передается в общий отдел инспекции для регистрации в журнале исходящей корреспонденции и отправки налогоплательщику по почте. В течение всего процесса работы с письмом его движение по инспекции и установленный руководителем срок ответа контролируется Общим отделом, который фиксирует, в каком конкретно отделе в данный момент находится письмо, и сколько времени осталось до истечения срока его исполнения.

Рассогласованность в работе сотрудников и подразделений инспекции приведет к тому, что письмо либо потеряется, либо попадет не в тот отдел, либо на него не будет дан ответ, либо будет нарушен срок ответа, либо будет дан неправильный ответ. В любом из этих случаев инспекция не выполнит обязанности, возложенные на нее п.п. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ (разъяснение порядка уплаты налогов и сборов) и ст. 33 НК РФ (корректное и внимательное отношение к налогоплательщикам). В практической работе это может вылиться в жалобу налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган на халатное отношение сотрудников инспекции к своим служебным обязанностям.

В том случае, если в письме налогоплательщика содержался не запрос о разъяснении налогового законодательства, а, например, заявление о возврате излишне уплаченного налога
(в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ), последствием несвоевременного исполнения письма будет возмещение плательщику процентов за каждый день превышения срока возврата переплаты в соответствии с п. 9 той же статьи.

В ряде случаев, задержки с исполнением писем, поступающих в налоговую инспекцию, могут повлечь за собой привлечение должностных лиц этой инспекции к административной ответственности.

Необходимо отметить, что приведенный пример описывает взаимодействие внутри налоговой инспекции по одному из самых простых сценариев. При этом во взаимодействии участвуют
2-3 отдела и 6-7 ее сотрудников, включая руководителя инспекции и начальников этих отделов.

Организацию работы и взаимодействия подразделений инспекции осуществляет руководитель инспекции и его заместители.

Права и обязанности руководителя и его заместителей определяются их должностными инструкциями и распределением обязанностей между ними. Как правило, инспекция, достаточно условно, делится на блоки по направлениям работы, каждое из которых курируется руководителем или заместителем руководителя. В каждый блок входят наиболее тесно связанные между собой подразделения инспекции. Эта связь обусловливается либо общностью информа-ционной базы, либо неразрывностью технологической цепочки с участием этих отделов, либо едиными правилами работы с определенной категорией налогоплательщиков.

Например, в инспекции может быть выделен блок, занимающийся выездными проверками налогоплательщиков. В этом случае, руководитель инспекции или один из его заместителей курирует работу отделов выездных проверок юридических лиц, оперативного контроля и проверки правильности удержания подоходного налога у источника выплаты. Понятно, что каждый из этих отделов занимается весьма разнообразной работой, но все-таки основной их задачей является контроль за налогоплательщиком на месте осуществления его деятельности. Объединение этих отделов под кураторством одного заместителя облегчает координацию их работы, информационный обмен между ними, маневрирование ресурсами во время проведения проверок.

В другой блок объединяются отделы камеральных проверок, учета и анализа, принудительного взыскания недоимки. Этот блок организуется по "технологическому" принципу и ориентирован на организацию максимально четкого взаимодействия подразделений во всей цепочке от приема от плательщиков налоговых деклараций, через их ввод в компьютер, камеральную проверку, начисление сумм в лицевые счета до взыскания в бюджет" несвоевременно уплаченных налогов. Этот блок так же курируется заместителем руководителя инспекции.

В третий блок могут объединяться отдел декларирования и взыскания налогов, удерживаемых налоговыми органами, и отдел прочих налогов и сборов с физических лиц. Этот блок формируется по принципу общности налогоплательщиков налога на доходы физических лиц и прочих налогов с физических лиц.

Руководитель инспекции, как правило:

- осуществляет общее руководство деятельностью инспекции;

- организует работу инспекции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и внебюджетные фонды;

- организует взаимодействие подразделений инспекции при выполнении ими задач, возложенных на инспекцию, и взаимодействие инспекции с другими налоговыми органами, государственными и негосударственными организациями;

- утверждает планы работы инспекции и ее подразделений, графики проверок, графики совместных проверок с налоговой полицией, другими органами и контролирует их выполнение;

- организует и проводит оперативные совещания и общие собрания коллектива инспекции;

- контролирует соблюдение действующего законодательства в работе налоговой инспекции, правильность применения финансовых и административных санкций к налогоплательщикам;

- рассматривает сам и организует работу заместителей по рассмотрению материалов проверок, протоколов об административных правонарушениях и принятия решений о применении финансовых и административных санкций;

- рассматривает сам и организует работу заместителей по рассмотрению писем, жалоб, заявлений предприятий и граждан и принятию по ним решений в соответствии с законодательством и предоставленными ему правами, ведет прием посетителей по этим вопросам;

- утверждает штатное расписание инспекции, исходя из установленного фонда оплаты труда и должностных окладов и утвержденной структуры, а также распределение обязанностей между руководителем инспекции и его заместителями и между отделами инспекции;

- информирует вышестоящие налоговые органы и другие государственные учреждения о результатах работы инспекции;

- контролирует правильность составления и своевременность представления в вышестоящие налоговые органы установленных форм отчетности и пояснительных записок к ним.

Таким образом, на руководителя возложена большая работа по общему контролю за работой инспекции, координации деятельности заместителей (т.е. блоков по направлениям работы), представлению инспекции в вышестоящих и сторонних организациях и административно-хозяйственная работа. Поэтому руководитель инспекции непосредственно курирует, как правило, только юридический отдел, отдел информационного обеспечения и электронного ввода данных, отдел по работе с персоналом, отдел финансового и хозяйственного обеспечения и общий отдел. Но из этого правила бывают и исключения.

Заместители руководителя инспекции выполняют аналогичные функции по организации деятельности курируемых подразделений. При этом в соответствии с распределением обязанностей между руководителем инспекции и его заместителем один из заместителей исполняет обязанности руководителя инспекции во время его отсутствия "по умолчанию" (в соответствии с приказом о распределении обязанностей), а другие - могут исполнять его обязанности только в соответствии с отдельными приказами.

Огромную роль в организации взаимодействия сотрудников инспекции играют начальники отделов. Они действуют в соответствии с положением об инспекции и своем отделе и должностной инструкцией. Начальник отдела:

- осуществляет руководство работой отдела;

- организует работу отдела по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и внебюджетные фонды;

- организует взаимодействие сотрудников отдела при выполнении ими задач, возложенных на отдел и инспекцию, и взаимодействие отдела с другими подразделениями инспекции;

- составляет планы работы отдела и графики проверок, проводимых отделом, принимает участие в составлении планов и графиков работы инспекции, организует в отделе работу по их реализации и контролирует ход их выполнения сотрудниками отдела;

- совершенствует работу отдела, изучает и внедряет передовые методы работы, организует проведение экономической и технической учебы в отделе;

- контролирует исполнение сотрудниками отдела своих должностных обязанностей, выполнение заданий руководства отдела и инспекции, докладывает руководству инспекции о фактах нарушения сотрудниками законодательства, трудовой и исполнительной дисциплины;

- оперативно информирует руководство инспекции о выявленных в ходе контрольной работы отдела фактах нарушения налогового законодательства, относящихся к компетенции других отделов;

- обеспечивает составление отчетности, установленной вышестоящими налоговыми органами и представляет ее на утверждение руководству инспекции в установленные сроки.

Необходимость четкого взаимодействия отделов инспекции и ее сотрудников учитывается при подготовке положений об отделах и должностных инструкций каждого налогового инспектора. Поскольку эти документы носят достаточно "долгосрочный" характер, в них находят отражение наиболее важные и стабильные точки соприкосновения с другими подразделениями.
В то же время, налоговая работа постоянно меняется, появляются новые налоги, новые направления работы, совершенствуется законодательство, возникает необходимость в проведении разовых работ. Не все такие моменты могут найти отражение в должностных инструкциях и положениях об отделах. Эти документы дополняются приказами и распоряжениями по инспекции, которые издаются для решения конкретных вопросов взаимодействия. Кроме того, руководитель инспекции, его заместители, начальники отделов в пределах своей компетенции могут давать подчиненным им сотрудникам устные указания по выполнению тех или иных работ во взаимодействии с другими сотрудниками инспекции. Эти указания подлежат такому же четкому выполнению, как и распоряжения, данные на бумаге.

Большое значение для организации взаимодействия внутри налоговой инспекции играет планирование ее работы.

В районной налоговой инспекции разрабатывается несколько видов планов.

В начале года инспекция разрабатывает план контрольной работы на год. В плане отражаются вопросы, на которые инспекции следует обратить особое внимание в планируемом периоде, устанавливается, какие контрольные мероприятия необходимо организовать и в какие сроки. Этот план обсуждается на уровне руководства и отделов инспекции. С учетом результатов этого обсуждения, особенностей состава налогоплательщиков на контролируемой территории, структуры и кадрового состава готовится план контрольной работы инспекции. План утверждается руководителем инспекции и становится основным документом, определяющим ее работу в очередном году. План доводится до всех отделов инспекции и становится организационной основой для их взаимодействия по его выполнению.

В отделах инспекции составляются свои планы работы на очередной год. В них включаются мероприятия, которые должны быть выполнены отделом в очередном году с указанием сроков и ответственных за исполнение. Планы составляются с учетом общего плана работы инспекции, а также обязанностей отделов, вытекающих из законодательных и нормативных актов, регулирующих их работу. Если в план включаются мероприятия, требующие координации усилий с другими отделами, а таких - большинство, то соответствующая позиция включается и в план другого отдела. Планы работы отделов утверждаются руководителем инспекции и должны безусловно выполняться.

Особое место занимают в организации работы инспекции графики проведения выездных налоговых проверок. Они составляются ежеквартально на основании анализа налоговой отчетности налогоплательщиков и других сведений о них. График определяет, какие конкретно предприятия или граждане должны быть проверены в течение квартала, устанавливает, кто из инспекторов будет проводить проверку и в какой период времени в рамках квартала. Эти графики утверждаются руководителем инспекции и служат основой не только для организации работы отделов выездных проверок, но и для их взаимодействия с другими отделами, располагающими информацией о плательщике, либо проводящими их проверки по вопросам своей компетенции. При составлении графиков проверок руководство инспекции стремится к тому, чтобы обеспечить комплексность проверки плательщика - сразу силами двух или трех отделов по всем вопросам исчисления и уплаты налогов.

 

Взаимодействие между налоговыми органами "по вертикали" и "по горизонтали" налоговой системы

Взаимодействие между налоговыми органами России происходит как бы в двух направ-лениях - "по вертикали" и "по горизонтали".

Взаимодействие "по вертикали" обусловлено тем, что система налоговых органов Российской Федерации является трехуровневой. На федеральном уровне действует центральный аппарат ФНС РФ и сборам и межрегиональные инспекции ФНС России. На уровне регионов функционируют управления ФНС России. На местном уровне - инспекции ФНС России по районам, инспекции по районам в городах, инспекции в городах без районного деления, межрайонные инспекции.

Каждое из этих звеньев системы налоговых органов имеет свои, локальные, задачи, функции и полномочия, но решают одну общую задачу - обеспечение поступления средств в бюджет России. Налоговые органы разного уровня связаны друг с другом отношениями администра-тивного подчинения и взаимодействуют "по вертикали".

Центральный аппарат и региональные управления ФНС России выполняют администра-тивные и методические функции. Они, как правило, не работают непосредственно с налогоплательщиками и не контролируют соблюдение ими налогового законодательства и уплату налогов. Районные (межрайонные) инспекции, напротив, ведут работу непосредственно с закрепленными за ними налогоплательщиками, осуществляют налоговый контроль за их деятельностью и непосредственно обеспечивают поступление средств в бюджетную систему страны.

В части организации взаимодействия внутри налоговой системы основными задачами ФНС РФ являются:

- планирование работы налоговых органов страны;

- организация работы нижестоящих налоговых органов с. целью максимально эффективного выполнения задач, стоящих перед федеральной службой;

- координация работы нижестоящих налоговых органов;

- контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;

- организация взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами, а в отдельных случаях - с налоговыми органами других государств;

- методическое обеспечение деятельности нижестоящих налоговых органов с целью единообразного применения налогового законодательства на всей территории страны;

- разработка и внедрение единой структуры нижестоящих налоговых органов и единой технологии их работы;

- распределение численности сотрудников и фонда оплаты труда между нижестоящими налоговыми органами в соответствии с нагрузкой и спецификой каждого региона.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации решает эти задачи путем разработки различных регламентирующих документов, обязательных для исполнения нижестоящими налоговыми органами.

В соответствии с п. 3 ст. 31 НК РФ, Федеральная налоговая служба Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Следует уточнить, что эти документы обязательны также и для налоговых органов. Устанавливая форму декларации по налогам или заявления о постановке налогоплательщика на учет, ФНС России уже формирует определенную технологию их обработки в налоговой инспекции и схему взаимодействия налоговых органов в ходе этой обработки.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации издает приказы об организации работы по тем или иным направлениям; регламенты проведения отдельных работ; распоряжения и письма по отдельным вопросам налоговой работы. Эти документы обязательны для исполнения нижестоящими налоговыми органами и регулируют их совместную работу по сбору налоговой информации и по налоговому контролю.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляет общее методическое обеспечение процесса сбора налогов. Оно дает разъяснения по вопросам, возникающим у нижестоящих налоговых органов в ходе их деятельности, обеспечивая единообразный подход к этим вопросам на всей территории страны. В том случае, когда разъяснение по вопросам применения налогового законодательства готовит региональное управление ФНС России, оно должно быть согласовано с федеральной службой.

ФНС России разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности налоговых инспекций и методические указания по их заполнению. Оно контролирует своевременность представления отчетности нижестоящими налоговыми органами и правильность ее составления. Федеральная налоговая служба Российской Федерации дает отдельные поручения нижестоящим налоговым органам по представлению информации по отдельным вопросам налоговой работы, проведению тематических проверок или проверок отдельных категорий налогоплательщиков и контролирует их выполнение. Анализирует результаты работы налоговых органов в регионах и принимает меры по результатам этого анализа. Выявляет и распространяет передовой опыт налоговой работы.

В начале года ФНС России разрабатывает и утверждает план контрольной работы налоговых органов. Этот план доводится до региональных управлений ФНС и служит основой для планирования их деятельности.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации совместно с другими заинтересо-ванными организациями, участвует в составлении межведомственных планов по отдельным направлениям работы, доводит эти планы до нижестоящих налоговых органов и контролирует их исполнение. Федеральная служба подготавливает двухсторонние и многосторонние межведом-ственные соглашения и положения о взаимодействии и организует работу налоговых органов по их практическому исполнению.

В ходе проверок работы нижестоящих налоговых органов сотрудники ФНС России обращают внимание на то, как организовано их взаимодействие с другими органами регионального и местного уровня, а также между подразделениями одного налогового органа.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков федерального уровня. Для этого она получает от региональных управлений информацию о включении налогоплательщиков в ЕГРН и исключении их из него, проверяет представленную информацию на полноту и достоверность и "подкачивает" ее в свою базу данных. В том случае, когда в ходе присвоения ИНН налогоплательщикам у нижестоящих налоговых органов возникает необходимость в получении информации из федерального ЕГРН, то ФНС России, по запросу, предоставляет такую информацию.

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации выполняют аналогичные функции по организации и координации взаимодействия с районными инспекциями ФНС, расположенным в регионе.

В некоторых случаях региональные управления ФНС организуют получение и предварительную обработку информации, необходимой для осуществления налогового контроля, от региональных подразделений других министерств или органов государственного управления региона. В этом случае, информация после ее обработки на региональном уровне, передается в районные налоговые инспекции для использования при налогообложении юридических и физических лиц.

Необходимость взаимодействия налоговых органов одного уровня - взаимодействия "по горизонтали" - обусловлена следующими факторами:

1. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспек-цией, осуществляют хозяйственную деятельность на территории одной или нескольких других инспекций.

2. Налогоплательщики ведут хозяйственную деятельность на территории одной инспекции, но имеют объект налогообложения, зарегистрированный на территории другой инспекции.

3. Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, контролируемой одной инспек-цией, проводят хозяйственные операции с предприятиями, банками, гражданами, зарегистрированными на территории других инспекций.

4. Налогоплательщики по разным причинам могут переходить с налогового учета в одной инспекции на учет в другую инспекцию.

Взаимодействие "по горизонтали" осуществляется путем обмена информацией между налоговыми органами одного уровня, путем организации встречных проверок и одновременных проверок хозяйствующих субъектов на нескольких территориях. В некоторых случаях налоговая инспекция передает право на взыскание неуплаченных налогов другой налоговой инспекции.

Обмен информацией между налоговыми органами одного уровня может организовываться на постоянной основе в соответствии с нормативными документами, изданными вышестоящими налоговыми органами, и в инициативном порядке.

Налогоплательщики встают на учет в налоговых инспекциях по месту государственной регистрации, по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. В каждом из этих случаев налоговая инспекция может присвоить ему ИНН. В результате, возникает реальная опасность присвоения одному налогоплательщику двух, трех, и более ИНН. Во избежание этого ФНС России установлено, что ИНН присваивается только по месту государственной регистрации налогоплательщика. При его обращении в налоговую инспекцию для постановки на учет по месту нахождения филиалов и представительств организаций, месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств, инспекция, в которую он обратился, обязана направить запрос в инспекцию по месту его государственной регистрации для получения сведений о присвоенном ему ИНН.

При проведении проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением налоговые инспекции контролируют все организации и предпринимателей, фактически работающих на их территории, вне зависимости от места их государственной регистрации. Акты таких проверок рассылаются в те налоговые инспекции, где проверенные плательщики состоят на учете. Решения по выявленным нарушениям принимаются по месту учета нарушителей. Одновременно, налоговые органы получают информацию о том, где конкретно работают "их" налогоплательщики.

Физические лица, состоящие на учете в налоговой инспекции по месту регистрации, могут владеть имуществом или пользоваться земельными участками, расположенными на территории других инспекций. Уплата налогов на землю и имущество, в этом случае, должна производиться по месту нахождения земли и имущества. Однако соответствующая налоговая инспекция не всегда может разыскать таких плательщиков и вручить им налоговые уведомления и требования об уплате налогов. В этом случае она пересылает эти документы в инспекцию по месту регистрации гражданина для вручения их ему и контроля за уплатой налогов. О принятии такой недоимки ко взысканию инспекция по месту жительства плательщика сообщает в инспекцию по месту нахождения объектов обложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.65.102 (0.06 с.)