Информационные потоки в налоговой инспекции, состав информации, аккумулируемой в налоговой инспекции, и ее использование в процессе сбора налогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные потоки в налоговой инспекции, состав информации, аккумулируемой в налоговой инспекции, и ее использование в процессе сбора налогов



Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

- информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

- информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

- информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

- информацию от налоговых агентов;

- информацию от сборщиков налогов (сборов);

- информацию от банков и органов казначейства;

- информацию от органов власти и управления;

- других налоговых органов;

- других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов. По запросу налоговых органов банки обязаны представлять развернутую информацию о движении средств по счетам налогоплательщиков.

От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д. Часть этой информации поступает в обязательном порядке (например, на основании требований статьи 85 НК РФ), часть – по запросам налоговых органов.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по. отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности (как правило, незаконных) предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

- периодическую,

- нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

- ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

- ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

- годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

- обязательные,

- необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) норматив-ными актами.

В ряде случаев обязанность налогоплательщиков по представлению информации в налоговую инспекцию установлена не Налоговым кодексом, а другими законами. Например, в ст. 4 закона Российской Федерации "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что контрольно-кассовые машины, используемые для денежных расчетов с населением, подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия. Из этого следует, что при покупке ККМ, до ее установки в торговой точке, организация или предприниматель обязаны представить в налоговую инспекцию пакет документов, необходимых для ее регистрации. К таким документам относятся: заявление установленной формы, паспорт ККМ, договор с центром технического обслуживания на обслуживание и ремонт ККМ. Налоговая инспекция вводит эту информацию в свою базу данных и использует при контрольной работе, особенно информацию о месте установки кассовой машины, поскольку именно там осуществляется реальная деятельность плательщика и будет осуществляться налоговый контроль.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

- учет налогоплательщиков;

- камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;

- учет поступлений в бюджетную систему и ведение лицевых счетов;

- прием и обработка сведений о доходах физических лиц.

Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. Действительно, прежде чем собирать налоги, необходимо определить круг тех, с кого их собирать.

На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности. Фактически, процесс учета плательщиков - это непрерывный процесс, который происходит от момента постановки на учет и до снятия с учета в связи с прекращением деятельности предприятия или смертью гражданина.

Учет плательщиков - это информационная основа всей налоговой работы, от того, насколько качественно будут выполнены все процедуры на этом участке, зависит качество работы всей инспекции.

В то же время, нельзя сводить учет плательщиков только к определенной совокупности формальных, технических процедур по включению сведений о плательщике в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН), по получению, и составлению некоторого количества стандартных документов.

Практика работы показывает, что налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Перечень сведений, представляемых плательщиками в налоговые органы для постановки на учет, определен НК РФ, а конкретные формы документов - приказами ФНС РФ.

Для постановки на учет налогоплательщик - юридическое лицо представляет в налоговую инспекцию по месту своего нахождения:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

- устав;

- договор о создании юридического лица (если есть);

- письмо Госкомстата России с указанием присвоенных кодов;

- документы, подтверждающие местонахождение налогоплательщика;

- справку из банка об открытии счета;

- заявление по установленной форме.

В этих документах содержатся сведения о полном и сокращенном названии предприятия, его организационно-правовой форме, уставном капитале, учредителях и их долях, порядке формирования уставного капитала, отраслевой принадлежности предприятия, наличии филиалов или вышестоящих организаций, первом счете в банке, телефоне, юридическом и фактическом адресах. Кроме того, в момент постановки на учет инспекция фиксирует данные на руководителя и главного бухгалтера предприятия. Эти сведения оперативно включаются в базу данных ЕГРН и хранятся в ней постоянно. По мере изменения этих сведений в ходе деятельности налогоплательщика инспекция уточняет базу данных, поддерживая ее в актуальном состоянии.

Предприниматель без образования юридического лица для постановки на учет одновременно с заявлением представляет:

- свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или копию лицензии на право занятия частной практикой;

- документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.

При постановке на учет налогоплательщиков - физических лиц в состав сведений о них включаются также их персональные данные:

- фамилия, имя, отчество;

- дата и место рождения;

- пол;

- адрес места жительства;

- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика.

В течение 5 дней с момента подачи плательщиком всех необходимых документов налоговый орган обязан поставить его на учет, присвоить ИНН и выдать Свидетельство о постановке на учет. Соответственно, в течение того же времени информация о налогоплательщике вносится в базу данных налоговой инспекции.

Важным направлением сбора информации о налогоплательщике является работа по получению информации из банков об открытых плательщиком счетах. Статьей 86 НК РФ установлено, что банки открывают счета налогоплательщикам только при предъявлении Свидетельства о постановке на учет. В пятидневный срок со дня открытия, или закрытия, счета банк обязан информировать об этом налоговую инспекцию по месту учета плательщика. Кроме того, об открытии счета в инспекцию должен сообщить и сам налогоплательщик (в пятидневный срок - в соответствии с п.2 ст.23 НК РФ).

Большой объем информации поступает в отдел организации учета налогоплательщиков от сторонних организаций, перечисленных в ст. 85 НК РФ, и обязанных сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующую информацию. Это:

- органы, осуществляющие регистрацию организаций, - о зарегистрированных (перерегистри-рованных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях;

- органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель-ность без образования юридического лица, - о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;

- органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, - о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы;

- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, - о фактах регистрации;

- органы, осуществляющие регистрацию рождения и смерти физических лиц, - о фактах рождения и смерти физических лиц;

- органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, - о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах;

- органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, - об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом;

- органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, - о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения.

Все эти сведения поступают в инспекцию, как правило, на бумажных носителях - бланках установленной формы. Эта информация также должна фиксироваться в базе данных инспекции для дальнейшего ее использования в целях налогового контроля. Исключение, по крайней мере, в г. Москве, составляет информация от органов, осуществляющих учет или регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах. В связи с большим объемом информации сведения эти представляются на магнитных носителях.

Таким образом, информация, аккумулируемая инспекцией на стадии учета налогоплатель-щиков, становится основой для дальнейшего налогового контроля за их деятельностью. Эта информация, как правило хранится в инспекциях постоянно. Сотрудники инспекции должны стремиться к тому, чтобы сохранить не только актуальность этих данных, но и историю их изменения во времени, т.е. вновь вводимая информация должна дополнять, а не заменять ранее введенную.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В ходе работы отделы инспекции, осуществляющие камеральную проверку налоговой отчетности юридических лиц, получают от плательщиков:

- налоговые декларации (расчеты по налогам);

- баланс и приложения к нему (бухгалтерскую отчетность);

- сведения об учетной политике предприятия;

- сведения о смене должностных лиц предприятия;

- актуальную информацию о счетах плательщика в банках;

- актуальную информацию о сфере деятельности плательщика;

- документы, подтверждающие право плательщика на использование заявленных в налоговых декларациях льгот по налогам;

- пояснительные записки и объяснения должностных лиц предприятия по вопросам его хозяйственной деятельности.

Эти документы обязательно представляются в инспекцию с периодичностью 1 раз в месяц или 1 раз в квартал в зависимости от налогоплательщика, вида налога и суммы платежей. Некоторые документы, например, приказ об организации учетной политики или пояснительная записка к годовому отчету, представляются в инспекцию один раз в год.

В ходе камеральной проверки инспектор налогового органа, в соответствии с правом, предоставленным ему статьей 88 НК РФ, имеет право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При необходимости, инспектор может также провести встречную проверку, истребовав у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, документы, относящиеся к его деятельности. Это право предоставлено ему статьей 87 НК РФ. Инспектор имеет право также запросить у банков, в которых открыты счета налогоплательщика, информацию по операциям по этим счетам (ст. 86, НК РФ).

Документы, получаемые и обрабатываемые в ходе камеральной проверки, содержат достаточно полную информацию о налогооблагаемой базе предприятия, ставках и льготах по уплачиваемым им налогам, взаимоотношениях с важнейшими партнерами по бизнесу, отрасли и сфере деятельности. Анализ показателей бухгалтерской отчетности позволяет делать выводы о различных аспектах финансового состояния предприятия - платежеспособности, устойчивости, рентабельности и т.д.

В то же время, к достоверности большинства показателей бухгалтерской и налоговой отчетности предприятий следует относиться с осторожностью. С одной стороны, плательщики, заполняя формы отчетности, часто допускают ошибки, ведущие к неправильной уплате налогов. Эти ошибки носят арифметический либо методический характер. Одни ошибки выявляются при арифметической проверке и логическом сопоставлении показателей форм отчетности, но другие могут быть определены и устранены только в ходе выездных налоговых проверок.

С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и фактор преднамеренного искажения показателей налоговой отчетности с целью минимизации налоговых выплат.

В подавляющем большинстве случаев информация представляется в инспекцию на бумажных носителях. Соответственно, налоговый инспектор должен не только провести камеральную проверку, но и ввести данные в компьютер. Это весьма трудоемкий процесс, на него тратится
40-50 процентов рабочего времени сотрудников камеральных отделов.

В последние годы предпринимаются попытки автоматизировать этот процесс. Поставщики программного обеспечения идут двумя путями. В первом случае плательщику предлагается заполнить формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций на компьютере, провести их арифметическую и логическую проверку при помощи установленной программы, распечатать формы деклараций и записать файл на дискету, которую и представить в налоговую инспекцию вместе с отчетностью на бумаге.

Во втором случае плательщику предлагается передавать отчетность в инспекцию по каналу связи в зашифрованном виде. Плательщик точно так же формирует файл с отчетностью, подписывает его своей электронной подписью, шифрует и отправляет в инспекцию. В ответ из инспекции он получает расписку о доставке отчета и некоторую "встречную" информацию - например, выписку о состоянии лицевых счетов. В перспективе, после внедрения в промышленную эксплуатацию, такая технология позволит плательщикам сдавать налоговую отчетность вообще без посещения налоговой инспекции.

Камеральная проверка деклараций физических лиц имеет свою специфику. Объем и сроки этой работы зависят от того, является ли гражданин индивидуальным предпринимателем или просто получателем доходов. Кроме того, у физических лиц отсутствует бухгалтерская отчетность - они представляют в налоговую инспекцию только налоговые декларации. Некоторые налоги с физических лиц рассчитываются налоговыми органами и уплачиваются гражданами на основе высылаемых им налоговых уведомлений. В этом случае налоговая декларация вообще не составляется и не представляется.

Индивидуальные предприниматели представляют в налоговую инспекцию декларации по налогу на доходы (ежегодно) и по другим уплачиваемым налогам (ежемесячно или ежеквартально). Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, представляют только декларацию о совокупном годовом доходе. К декларациям прилагаются документы, необходимые для обоснования права на льготы по налогам, если такие были заявлены.

Таким образом, камеральная проверка налоговой отчетности является важнейшим с точки зрения объема получаемой и вводимой в БД налоговой инспекции информации. На ее основе рассчитываются суммы налогов, подлежащие взносу в бюджет. Информация, полученная и введенная здесь, используется и при ведении лицевых счетов, и при выборе объектов для проверок, и при взыскании недоимок, и при составлении отчетности о работе инспекции.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. В НК РФ включены статьи, регламентирующие действия инспекции и плательщиков по порядку и срокам уплаты налогов и сборов (ст. 57, 58, гл. 9), начислению пени (ст. 75), зачетам и возвратам излишне уплаченных и взысканных в бюджет сумм (ст. 78 и 79) и т.д.

Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты). Таким образом, на каждого плательщика в отделе учета и отчетности открывается от 10 до 25 ЛС в зависимости от того, какие налоги он уплачивает. Общее количество ЛС в инспекции зависит от количества зарегистрированных плательщиков и составляет, как правило, от 100 до 200 тысяч штук.

В тоже время ЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой позиции которого известны и четко оговорены в нормативных документах. В связи с этим, ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Лицевой счет является важнейшим инструментом налогового контроля. Прежде всего, в нем отражается состояние расчетов плательщика с бюджетом, т.е. содержится ответ на вопрос "кто, кому и сколько должен". Соответственно, лицевой счет является информационной основой для работы по возвратам и зачетам излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, которую обязаны вести налоговые органы. Это основа для работы по принудительному взысканию недоимок по налогам и сборам, пеней и штрафов, реструктуризации задолженности перед бюджетом и списания безнадежных долгов. Информация из ЛС необходима при решении вопросов о применении финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, поскольку в большинстве случаев ответственность наступает именно при неуплате налога, вызванной этими нарушениями. ЛС является и инструментом для расчета пени за несвоевременную уплату налогов.

Таким образом, налоговый инспектор, работающий с плательщиком, практически по любому вопросу должен располагать актуальной информацией о состоянии его лицевых счетов.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году. Срок представления таких сведений - 1 апреля года, следующего за отчетным. Обязанность по представлению этих сведений возложена на налоговых агентов, являющихся источниками получения дохода статьей 230 НК РФ.

Форма, по которой представляются эти сведения, утверждена Минфином РФ и является единой для всей России. В.состав показателей формы включаются:

- наименование и ИНН источника выплаты доходов;

- фамилия, имя, отчество гражданина - получателя доходов;

- данные паспорта, адрес регистрации и ИНН гражданина - получателя доходов;

- код вида дохода (по единому классификатору);

- сумма дохода в целом и с разбивкой по месяцам;

- сумма материальной помощи, подарков и некоторых других доходов, облагаемых в особом порядке;

- сумма начисленного и удержанного подоходного налога за год.

Если в организации числится до 10 сотрудников, получивших доходы от налогового агента в течение года, допускается представление сведений на бумажных носителях. Во всех остальных случаях налоговый агент обязан представлять сведения на магнитном носителе с использованием сертифицированного в ФНС России программного обеспечения.

Необходимо отметить, что в сведениях о доходах физических лиц отражаются только их легальные доходы. Выплаты из "черных касс" в сведения, как правило, не попадают.

В то же время, работа со сведениями является одним из важнейших источников информации для налоговой работы, а возможности по использованию информации, содержащейся в сведениях о доходах физических лиц, не ограничиваются только проверкой деклараций по подоходному налогу. Эту информацию необходимо использовать для работы с налоговыми агентами, сопоставляя, например, суммы выплаченной зарплаты (по сведениям) и суммы доходов, отраженные в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях. Такой анализ позволяет выявить плательщиков, которые сдали сведения о доходах (т.е. производили выплаты гражданам), но сами при этом не представили отчетность или представили отчетность, свидетельствующую об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности. Интерес для налогового контроля представляет и обратная ситуация, когда плательщик декларирует хозяйственную деятельность, но не платит зарплату сотрудникам в течение всего года. Такие ситуации могут быть выявлены при анализе поступивших сведений о доходах физических лиц.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Систематизация и анализ этой информации является важнейшей задачей налогового инспектора и важнейшим резервом повышения эффективности его работы.

Как можно понять из приведенного выше материала, информация поступает в разные отделы инспекции. Часть ее после переработки попадает в общую базу данных и доступна всем пользователям, имеющим соответствующие права доступа. Другая часть, в силу разных причин, остается на бумажных носителях, однако, это вовсе не означает, что она не представляет интереса для налогового контроля. Налоговый инспектор, работающий с плательщиком, обязан знать, какие сведения на него в каком подразделении инспекции находятся, и использовать их для наиболее полного анализа финансового положения и налоговой дисциплины плательщика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.213.65.97 (0.053 с.)