Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками



Основная цель проверки — установить правильность ведения учета расчетов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгру­женную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; сформир мнение о достоверности инф-ции в БО о расч-х с покуп-ми.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов по ре­ализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской за­долженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности от­ражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолжен­ности;

- оценка правильности оформления и отражения в учете предъяв­ленных претензий.

Пров своевр-ти и правом-ти спис-я просроч-й ДЗ.

Источниками информацииявляются: Положение об учетной политике; договоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; сче­та-фактуры; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных тре­бований; акты инвентаризации расчетов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность.

Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представ­ление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует уста­новить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, со­став применяемых первичных документов, порядок их заполнения, со­стояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения пер­воначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупателями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты. Тес­ты позволяют установить насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет выполняет поставлен­ные перед ним задачи.

При проверке расчетов с покупателями и заказчиками использу­ются приемы фактического и документального контроля, аналитичес­кие процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформ­ления договоров на поставку продукции, гарантийных писем от поку­пателей. По данным первичных расчетно-платежных документов, ак­тов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 уста­навливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При аудите расчетов с использованием различных форм безна­личных расчетов выясняется наличие всех оправдательных докумен­тов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обращается на правильность отраже­ния в учете и налогообложении операций с использованием векселей.

Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливает­ся правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществля­ется проверка правильности аналитического учета по счету 62, кото­рый должен обеспечивать возможность получения информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспеченной век­селями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебитор­ской задолженности, выясняются причины неплатежей.

Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам постав­ки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактического получения ими товаров (ра­бот, услуг). Данная задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолжен­ность на забалансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списа­ния. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьшена налогооблагаемая прибыль предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и от­ражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Аудитор путем изучения первичных докумен­тов и учетных регистров выясняет правильность ведения аналитиче­ского учета авансов, соответствие данных аналитического и синтети­ческого учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных.

В заключение выясняется правильность применяемых схем кор­респонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками. Типичные ошибки:

- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

- неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС;

- некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- недостоверность аналитического учета;

- формальное проведение инвентаризации расчетов.

- неправильное списание ДЗ, отражение просроченной ДЗ.

СВК: ведутся ли расчеты неден ср-ми, предусм ли в договорах штрафн санкции за невып-е уловий, вед ли расчеты в валюте.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.004 с.)