Внешний и внутренний контроль качества аудита




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний и внутренний контроль качества аудита



В соответствии со ст. 10 Закона «Об ауд деятельности», качество ауд деятельности должен обеспечивать внешний и внутренний контроль ее осуществления.

Внешний контроль качестваможет быть предварительный, текущий и последующий контроль

Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм, путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на пра­во заниматься аудиторской деятельностью и прохождением проце­дуры лицензирования.

Текущий контрольосуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества аудита. Предполагает проверку: соблюдения принципов независимости, профессионализма и ком­петентности аудиторов;выполнения требований Закона, федеральных правил (стандартов) аудита, стандартов аккредитованных профессиональных аудитор­ских объединений и внутрифирменных стандартов;соблюдения этических принципов аудита;проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стан­дартам, достаточности документации, достижения целей аудита.

Последующий контрольза качеством аудиторских проверок и оказанием сопутствующих услуг осуществляет уполномоченный фе­деральный орган, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок акк­редитованным профессиональным аудиторским объединениям в отно­шении участников этих объединений.

Внутренний контроль качестваможет быть предварительный, текущий и последующий контроль

Предварительный контроль качества аудита осущ-ся рук-ем ауд фирмы на стадии разработки плана и программы аудита, при утверждении бригады аудиторов и назначении старших аудиторов.

Текущий внутренний контрольосуществляется в следующих формах: контроль основного аудитора за работой ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов и др. В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делает­ся для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о сво­ей ответственности и целях выполняемых ими процедур, а сами проце­дуры проводились в соответствии со сложившейся практикой и стан­дартами.

Последующий контроль качества аудита состоит в проверке результатов работы, выполненной как всей бригадой в целом, так и каждым исполнителем. Отчеты или выводы по проверке перед окон­чательным представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведениями и фактами, все существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.

Аудиторская организация, аудитор обязаны:

1) проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;

2) участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.Плановые внешние проверкиосуществляются:

1)саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов и по иным онованием.

Уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Д

Документирование аудита согласно федерального правила (стандарта) аудита № 2

ФПСАД №2 «Документирование аудита».Аудитор должен док-но оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с ФСАД.Документация- рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, в электронном виде или в другой форме. Они используются:

при планировании и проведении аудита;

при осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

для фиксир-я аудиторских док-в, получаемых в целях подтверждения мнения аудитора.

Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных доказательств (документирует все этапы взаимоотношений с ауд-мым лицом: подготовит-й- заключ-е договора на оказ-е ауд услуг, планир-е- сост-е плана и программы, получение ауд-х док-в- отчет аудитора, исправление ошибок, сост-е ауд. заключ-я). В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним.

Аудитор определяет объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Объем документации аудиторской проверки должен быть таким, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог бы на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами, как:

- характер аудиторского задания;

- требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- характер и состояние систем БУ и внутреннего контроля аудируемого лица;

- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, бланки, вопросники, типовые письма.). Это облегчает поручение работы подчиненным и позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

Рабочие документы обычно содержат:

- информацию, касающуюся орг.-правовой формы и орг. структуры аудируемого лица;

- копии необходимых юр. документов, соглашений и протоколов;

- информацию об отрасли, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

- информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства понимания аудитором систем б/у и внутреннего контроля;

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

- анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

- сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

- выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

- письм-е заявления аудитр-мого лица и др.

Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них. Аудитору необходимо установить процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени(не менее 5 лет).

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены аудируемому лицу по усмотрению аудитора.

З





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.006 с.)