Методы исследования и оценки физического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования и оценки физического



Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

методическое пособие

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

для самостоятельной работы по гигиене детей и подростков

для студентов педиатрического факультета

ВЛАДИКАВКАЗ 2011г.

Авторы:

 

Рецензент:

 

Утверждена ЦКМС Северо-Осетинской государственной медицинской академии

2010 г. Протокол №


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить основные методы оценки физического и психического развития детей и подростков, научиться оценивать физическое развитие детей и подростков с использованием различных методик.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. Определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков.

2. Причины нарушения психического здоровья детей. Место психогигиены в охране психического здоровья.

3. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов.

4. Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.

5. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Провести антропометрическое исследование (соматометрия – рост стоя, масса тела, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы; физиометрия – жизненная емкость легких, мышечная сила кисти, соматоскопия – жироотложение, развитие мускулатуры, половое развитие) ребенка.

2. Оценить физическое развитие ребенка основными методами, применяемыми в педиатрии и гигиене детей и подростков (метод индексов, сигмальных отклонений, центильный метод, шкал регрессии, комплексный метод).

3. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год.

2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999.

3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999.

 

Дополнительная литература:

1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000.

2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986.

3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000.

4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995.

5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997.

6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.

Нормативные документы:

1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста».

2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов».

3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье».

4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные закономерности роста и развития детей, их гигиеническая оценка.

  1. Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.
  2. Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).
  3. Методы оценки физического развития детей и подростков.
  4. Группы психического здоровья и критерии их определения. Причины нарушения психического здоровья детей.
  5. Методы изучения и критерии оценки психического развития детей различных возрастных групп.

«Умение диагностировать и устранять санитарные недуги общества вернее спасет от болезни и смерти, нежели все рецепты и лекарства, вместе взятые» Ф.Ф. Эрисман

Гигиена детей и подростков — профилактическая медици­на, изучающая условия среды обитания и деятельности де­тей, а также влияние этих условий на здоровье и функци­ональное состояние растущего организма и разрабатываю­щая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.


ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Неравномерность роста и развития является основанием для правильной группировки детей и подростков разного возраста и выработки научных принципов возрастной периодизации. Дело в том, что при организации образовательно-воспитатель­ной работы возникает необходимость объединения детей раз­ного возраста. Кроме того, необходимо правильно установить возрастную границу поступления ребенка в ясли, детский сад и школу, определить возможность начала трудовой деятельно­сти и др.

В основе всех возрастных периодизаций лежит деление дет­ства на несколько периодов, характеризующихся общими фи­зиологическими особенностями.

В понятие «возрастной период» входит тот отрезок време­ни, в пределах которого процесс роста и развития, а так­же физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. Возрастной период — это время, требующееся для заверше­ния определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Здоровье определяется не только отсутствием каких-либо функциональных отклонений организма, но и наличием хо­рошего уровня функций различных систем, а также гармонич­ностью физического развития. Однако недостаточно знать, каково физическое (морфологическое) развитие, имеются или отсутствуют хронические заболевания, а необходимо детально установить функциональные способности ребенка к обучению, спорту, труду.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характеризует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим определе­нием: «Здоровьетакое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Это определе­ние характеризует также и степень приспособленности орга­низма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Академик РАМН Ю.Е.Вельтищев дает более развернутое определение здоровья: «Здоровьеэто состояние жизнедеятель­ности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гар­моничного единства физических и интеллектуальных характери­стик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Оценку состояния здоровья детского населения, характеристику критериев, обусловливающих его здоровье, дают с уче­том так называемых определяющих признаков здоровья:

• отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

• гармоничное и соответствующее возрасту развитие (фи­зическое и психическое);

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институт гигиены детей и подростков предложил давать качественную характеристику здоровья популяции путем рас­пределения ее на «группы здоровья». Дети на основании результатов медицинских осмотров рас­пределяются на 5 групп:

I — здоровые, нормально развивающиеся, без функцио­нальных отклонений;

II — здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями:

III — больные в компенсированном состоянии;

IV — больные в субкомпенсированном состоянии;
V — больные в декомпенсированном состоянии.

Первая группа — это лица, у которых отсутствуют хрони­ческие заболевания; лица, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствую­щее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здо­ровые, без отклонений).

Вторую группу составляют дети и подростки, не страдаю­щие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также ча­сто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа объединяет детей с хроническими заболева­ниями или врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хрони­ческого заболевания, без выраженного нарушения общего со­стояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

К четвертой группе относятся лица с хроническими забо­леваниями, врожденными пороками развития в состоянии суб­компенсации, с нарушениями общего состояния и самочув­ствия после обострения, затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

В пятую группу включают больных с тяжелыми хронически­ми заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значитель­но сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и не проходят массовых осмотров.

Распределение детей по группам здоровья широко исполь­зуется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномомен­тной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распре­деление детей по группам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на разных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической рабо­ты детских медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влия­ющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кадрах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Принципиально важным в гигиеническом отношении яв­ляется выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные функциональные отклонения, пре­пятствующие им в той или иной мере осуществлять свои со­циальные функции.

Здоровье детского населения складывается из здоровья ин­дивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми при­знаками и качествами, которые являются предметом изу­чения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

При характеристике индивидуального здоровья необходимо учитывать и определяемые им возможности удовлетворения (гармоничного) многосторонних, изменяющихся с возрастом потребностей человека. При этом физические и биологические потребности должны быть аскетически ограниченными и тре­нирующими, заставляющими максимального работать все фун­кциональные системы организма, материальные — большими и растущими, но также социально и исторически ограничен­ными, а духовные и интеллектуальные — беспредельными (Д.Д.Венедиктов).

Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансирован­ности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятно­сти для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость и возможности выживания, обороны, социально-экономического и духовного развития.

Наиболее часто в практической деятельности динамика со­стояния здоровья детского населения оценивается по заболевае­мости как объективному массовому явлению возникновения бо­лезней и распространения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшеству­ющих поколений людей с окружающей средой, проявляюще­гося в различных формах и конкретных условиях существова­ния общества. По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неин­фекционная по отдельным нозологическим формам, времен­ной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпи­тализации.

Детское население подлежит обязательным профилактичес­ким углубленным медицинским осмотрам, которые также по­зволяют получить данные о заболеваемости детей и подрост­ков. Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в те­чение года, среди всех обследованных (в процентах).

Патологическая пораженность — частота хронических забо­леваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных.

 


Соматометрия

Измерение длинников проводится с помощью антропометра это инструмент, который состоит из 4 металлических штанг, плотно вставляемых друг в друга в соответствии с цифровыми указателями, обозначенными на концах. Общая длина антропометра 2 м. На конце верхней штанги неподвижно укреплена муфта, в которую может вставляться линейка. Вторая муфта свободно перемещается по всей длине антропометра, она имеет вырез, через который видны деления. В эту муф­ту вставляется линейка справа налево острым концом вниз. По всей длине антропометра размещается шкала с ценой деления 1 мм, отсчет ведется снизу вверх. С другой стороны антропометра имеется шкала, идущая сверху вниз на протяжении 100 см.

Для измерения длины тела "стоя" и "сидя" можно использовать стан­ковый деревянный ростометр. Ростомер представляет собой стойку дли­ной 2 м с широкой напольной площадкой, на которой укреплена откидная скамья высотой 25 см (для детей) или 35-40 см (для взрослых). По стойке передвигается муфта с планшеткой. На боковых поверхностях стойки имеются сантиметровые деления; с одной стороны отсчет ведется от напольной площадки, с другой – от поверхности скамьи (точность измерения 0,5 см).

Рост детей до 2 лет измеряют ростомером иной кон­струкции. На деревянной доске длиной 100—120 см имеются две планшетки. Одна из них (неподвижная) служит для упора головки ребенка, другая (подвиж­ная) подводится к его но­гам. В момент исследования ребенка кладут спиной на доску ростомера, ноги вы­прямляют, стопы сгибают до прямого угла, голову фикси­руют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка находились на одной вертикальной линии. Сбоку доски нанесены деле­ния; отсчет ведется от го­ловного конца.

Помимо измерения длины тела "стоя" и "сидя", с помощью антропо­метра определяют другие длинники тела: длину туловища, верхних и ниж­них конечностей и отдельных их частей. Для получения этих значений необходимо измерить высоту стояния над полом верхней и нижней антро­пометрических точек, ограничивающих данный размер.

Для измерения диаметров применяют толстотные циркули большие и малые. Циркуль состоит из двух бранш, скрепленных ду­гой или линейкой с делениями, по которым определяется диаметр. При проведении измерения бранши инструмента располагаются на кистях рук сверху между указательным и большим пальцами, концы бранш держатся этими пальцами как писчее перо. Нахождение антропометрических точек при этом осуществляется третьими пальцами обеих рук.

Для измерения окружностей используется металлическая рулетка или сантиметровая лента. При проведении измерения конец рулетки или сантиметровой ленты с цифрой 1 берется в левую руку. Затем плотно накладывается на заднюю поверхность и проверив правой рукой правильность расположения ленты и ее натяжение, исследователь большим и указательным пальцами правой руки плотно фиксирует конец с цифрой 1 несколько приподнимая его вверх, в левой руке при этом остается другой конец ленты.

Взвешивание проводят на рычажных медицинских весах. Обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении «лежа» или «сидя».

Физиометрия

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) - спирометрия, мышечную силу рук и становую силу - динамомет­рия.

ЖЕЛ - является показателем вместимости легких и силы дыхатель­ных мышц и измеряется с помощью водяного или воздушного спиромет­ра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук губами и медленно выдыхает в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат в мл.

Мышечная сила рук - характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, с отведенной в сторону рукой, динамометр удобно обхватывается кистью и максимально сжимается.

Исследование проводится 2-3- раза и фиксируется наибольший результат в кг.

Становая сила – измеряется становым динамометром.

Обследуемый встает двумя ногами на платформу, наклоняется, берется за рукоятку динамометра, расположенную строго на уровне колен (регулируется металлической цепью), затем начинает медленно с усилием разгибаться, на высоте усилия делается рывок. Результат фиксируется в кг. Исследование становой силы проводится только с подросткового возраста..

Соматоскопия

Соматоскопическое исследование включает:

1. Оценку состояния опорно-двигательного аппарата - определение) нормы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры.

2. Определение степени жироотложения.

3. Оценку степени полового созревания.

4. Оценку состояния кожных покровов.

5. Оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта.

6. Осмотр зубов и составление зубной формулы.

При осмотре черепа учитывается разница между переднезадним и поперечным диаметрами. По этому принципу форма черепа подразделяет­ся на мезоцефалическую (среднеголовые), долихоцефалическую (длинноголовые) и брахицефалическую (короткоголовые). При соматоскопии обращается внимание на форму мозгового черепа, строение теме­ни, утолщения швов, выступ в области большого родничка, форму затыл­ка, наличие асимметрии черепа. Так же отмечаются отклонения от нормы с общей характеристикой черепа: "башенный череп, квадратная голова, ладьеобразная и т.д.".

Форма грудной клетки определяется при осмотре в сагиттальной и фронтальной плоскости. Различают три варианта грудной клетки: цилиндрическую, плоскую и коническую.

Цилиндрическая грудная клетка - наиболее часто встречающаяся форма, обеспечивающая оптимальную функцию органов грудной полости. Такая форма грудной клетки характеризуется равномерным усечением к верхней и нижней апертуре, средним наклоном ребер, плотным прилежа­нием лопаток к грудной клетке (вследствие выраженного изгиба ребер сзади), наличием овальной линии, ограничивающей грудную клетку спе­реди и надчревным углом приближающимся к прямому.

Плоская грудная клетка, как вариант нормы, часто встречается у де­тей дошкольного возраста вследствие слабого развития мелких мышц, образующих мышечный корсет. В старших возрастных группах плоская грудная клетка свидетельствует, как правило, о наличии патологических отклонений в костно-суставной-мышечной системе или заболеваний сома­тического характера, вызывающих астенизацию организма в целом. Такая форма грудной клетки характеризуется отсутствием усечения к верхней и нижней апертурам, значительным наклоном ребер ("ребра безвольно опу­щены вниз"), лопатки отстоят от грудной клетки ("крыловидные лопатки", "крылышки ангелочка"), линия ограничивающая грудную клетку спереди почти прямая, надчревный угол острый.

Коническая грудная клетка, как вариант нормы, в детском и подрост­ковом возрасте не встречается. Как относительный вариант нормы она имеет место у профессиональных спортсменов-тяжелоатлетов (за счет высоко поднятой диафрагмы в результате деятельности, связанной с тяже­лой физической нагрузкой в статическом положении). В остальных случа­ях коническая форма грудной клетки обусловлена наличием тяжелых ста­дий легочной патологии или ожирения. Коническая грудная клетка характеризуется выраженным усечением к верхней апертуре и отсутствием усечения к нижней, минимальным на­клоном ребер или полным отсутствием такового, лопатки очень плотно прилежат к грудной клетке, линия ограничивающая грудную клетку спе­реди овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой.

Деформации грудной клетки - асимметричность, "куриная грудь", "грудь сапожника" и др. могут являться частным проявлением заболева­ния всей костной системы или органов грудной полости. При рахите утолщения грудных отделов ребер на границе хрящевой и костной части могут достигать значительных размеров - "рахитические четки".

При определении формы ног обследуемый стоит по "стойке смирно". При нормальной форме ног они соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек. Х-образные ноги - коленные суставы заходят один за другой, а при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга. Как вариант нормы такая форма часто встречается у детей до­школьного возраста. В дальнейшем ноги, как правило, приобретают нор­мальную форму. У людей, страдающих ожирением, Х-образная форма ног обуславливается повышенным жироотложением в области бедер. О-образные ноги - коленные суставы не касаются друг друга. Такая форма ног может быть проявлением заболеваний костной системы раз­личной этиологии и, в частности, признаком рахита. Рахитические деформации конечностей определяются ощупыванием утолщений на эпифизах в виде браслетов, кроме того, могут наблюдаться искривления бедер и голеней (саблевидные ноги).

Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверх­ность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего об­ласть пятки с передней частью и расположение вертикальных осей ахил­лова сухожилия и пятки при нагрузке. Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры. Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры. Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину сто­пы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, откры­тый кнаружи.

Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом. На отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутрен­него края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная. 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.

Осмотр позвоночника проводится в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяется наличие физиологических изгибов позвоночни­ка в сагиттальной плоскости: шейного, грудного и поясничного, выпол­няющих функцию амортизации при ходьбе, беге и других движениях. Во фронтальной плоскости в норме позвоночник представляет собой прямую линию, плечи находятся на одном уровне, лопатки симметричны, тре­угольники талии, образованные линией талии и опущенной рукой, равны между собой.

При патологических состояниях возможны искривления позвоночни­ка.

В сагиттальной плоскости - лордозы (вперед) и кифозы (назад). При этом усиливаются физиологические изгибы позвоночника, а также воз­можно сглаживание шейного и поясничного изгибов и тотальный кифоз всех отделов позвоночника. Кифоз одних отделов позвоночника влечет за собой образование лордозов других отделов и наоборот. Глубина шейного и поясничного изгибов в норме колеблется в пределах 3-5 см в зависимос­ти от длины позвоночника.

Во фронтальной плоскости - сколиозы, которые могут охватывать все отделы позвоночника (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право- и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия уровня плеч, лопаток и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных ва­ликов. Так как для равновесия тела необходимо вертикальное его положе­ние, сколиоз одного отдела позвоночника вызывает развитие противопо­ложного сколиоза в другом его отделе.

Боковые искривления позвоночника определяются по отклонению линии остистых отростков позвонка от вертикальной линии вправо или влево.

I степень - функциональные нарушения, нефиксированные, исчезающие при активном напряжении мускулатуры.

II степень - стойкие искривления, не исчезающие при напряжении мускулатуры.

III степень - резко выраженные искривления, сопровождающиеся деформациями грудной клетки или асимметричным положением костей таза.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряже­ния. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и то­нуса мускулатуры, а также может быть связана с возрастными особенно­стями процессов роста и развития и приобретенными навыками поддер­жания правильной позы.

Условно все виды осанки можно подразделить на 2 подгруппы:

I - виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы позвоночника равны между собой или отличаются не более чем на 2 см:

Правильная - шейный и поясничный изгибы на превышают 3-5 см, в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отве­дены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина рез­ко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед. При резко выраженной выпрямленной осанке нарушаются амортиза­ционные функции позвоночника, изменяется походка, затрудняется дея­тельность, связанная с ходьбой, резкими движениями и физическими уси­лиями при вертикальном положении тела.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко увеличены, го лова и плечи опущены, живот выдается вперед. Кифотическая осанка, кш правило, сопровождается искривлением позвоночника в шейном и поясничном отделах (лордозы) или в грудном отделе (кифоз). Прогрессирование заболевания может привести к развитию тотального кифоза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника.

II - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничные сагиттальными изгибами позвоночника превышает 2 см:

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновре­менном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откину­та назад, а живот выдается вперед. Такой вид осанки, как относительный вариант нормы, наблюдается у детей дошкольного возраста в результате слабо развитой мускулатуры, особенно мелких мышц, образующих "мышечный корсет". Выявление лордотической осанки в более старших возрастах свиде­тельствует о возможном наличии соматической патологии, влияющей на физическое развитие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглажи­вании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Сутулова­тая осанка, часто встречается в подростковом возрасте и связана с резким увеличением длины тела в препубертатный период (подростку непривыч­ны его резко увеличившиеся тотальные размеры, сутулясь, он старается казаться ниже).

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной тка­ни и ее упругостью, учитывается форма грудной клетки, положение лопа­ток, форма живота.

Описательные признаки дополняются данными измерений мышечной силы и разницы между окружностями плеча в свободном и напряженном состоянии.

I степень - слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен, упругость понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый, мышечная сила ниже средней.

II степень - среднее развитие мускулатуры - рельеф мышц несколько обозначений, они имеют среднюю упругость, грудная клетка цилиндриче­ская, углы лопаток могут несколько выступать, живот подтянут или незначительно выдается вперед, показатели мышечной силы в пределах средних величин.

III степень - хорошее развитие мускулатуры - мышцы имеют выра­женный рельеф, достаточно упруги и большие по объему, грудная клетка цилиндрическая, лопатки плотно прилежат к ней, живот подтянут, мы­шечная сила выше средних величин.

Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя, путем измере­ния толщины кожно-жировых складок.

Для измерений используются скользящий циркуль или колиперы раз­личных видов. Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке. Отличие колиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки. Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указа­тельным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или колипер, удержи­вается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмен­та. Толщину жировой складки измеряют на боковой стенке брюшной области на уровне пупка, на 2-3 см справа от него, на груди – 2-3 см ниже молочной железы и в подлопаточной области.

Оценивается толщина кожно-жировой складки в мм.

I степень жироотложения - кости плечевого пояса и ребра резко кок турируются, толщина кожно-жировых складок - до 5 мм включительно.

II степень жироотложения - рельеф костей несколько сглажен, толщина складок - 6-9 мм.

III степень жироотложения - рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей - 10-15 мм, у взрослых - до 20 мм.

I степень ожирения - толщина хотя бы одной складки у детей - более 15 мм, у взрослых - более 20 мм.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. К закономерностям роста и развития организма детей относятся:

а) неравномерность темпа роста и развития;

б) увеличение удельных энерготрат организма;

в) гетерохронность;

г) половой диморфизм;

д) обусловленность роста и развития наследственностью и средовыми факторами;

е) биологическая надежность функциональных систем и организма;

ж) акселерация роста и развития.

 

2. Акселерация включает:

а) ускорение роста и развития;

б) увеличение продолжительности жизни;

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода;

г) увеличение дефинитивных размеров тела;

д) изменение структуры заболеваемости.

 

3. Биологический возраст – это:

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования;

б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития;

в) период от зачатия до момента обследования;

г) период от зачатия до момента рождения.

 

4. Возрастная периодизация:

а) необходима для организации
образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста;

б) необходима для определения возраста поступления ребенка
в детское учреждение, начала трудовой деятельности;

в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды;

г) базируется на неравномерности роста и развития;

д) базируется на явлении акселерации роста и развития.

5. Возрастной период - это отрезок времени, в пределах которого:

а) процессы роста и развития завершены,

а реакции на раздражители не отличаются;

б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма
тождественны, а реакции на раздражители однозначны;

в) физиологические особенности организма достоверно не различаются;

г) ребенок посещает детские учреждения одного типа.

6. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков-это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей
в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей в относительно короткий срок;

г) однократное исследование физического развития детей.

 

7. Генерализирующий метод изучения физического развития детей и подростков – это:

а) оценка физического развития индивидуума;

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития;

в) исследование физического развития больших групп детей;
в относительно короткий срок.

 

8. По каким группам признаков изучается физическое развитие:

а) соматометрическим;

б) физиометрическим;

в) психофизиологическим;

г) соматоскопическим.

 

9. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет:

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития;

б) учесть своевременность физического развития;

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела;

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития.

 

10. Искривления позвоночника, встречающиеся у детей при несоот­ветствии мебели их росту:

а) лордозы;

б) кифозы;
в) сколиозы.

 

11. Физиометрические признаки физического развития:

а) жизненная емкость легких;

б) сила мышц кисти;

в) окружность грудной клетки;

г) становая сила;

д) величина АД, частота пульса.

 

 

12. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития:

а) длина тела;

б) погодовая прибавка длины тела;

в) число постоянных зубов;

г) изменение пропорций телосложения;

д) степень развития вторичных половых признаков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.148.178 (0.146 с.)