Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения



( Гуськова Т.В, Елагина М.Г) [13, с 54]

Подготовка исследования. Приготовили пирамидку и её изображение (образец), конструктор.

Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально с детьми. Исследование включало в себя три задачи:

1) Собрать пирамидку, используя образец

2) Построить домик из деталей конструктора (без образца)

3) Сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца).

За 1-ую задачу независимо от качества исполнения ребёнок получает похвалу, за 2-ую – оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях воспитатель предлагает ребёнку помощь.

Обработка данных.

Анализировалась активность детей в ходе выполнения заданий.

Связь ребёнка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности, включённость в решение задачи, оценку ребёнком продуктивности своей деятельности.

Связь ребёнка с взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребёнка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивали по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя - 3 балла, при средней – 2, при низкой – 1 балл.

Таким образом, 1 уровень проявления активности 0-3 балла, 2 уровень 4-6 баллов, 3 уровень 7-9 баллов.

Анализировали, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживали эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки. Выясняли, появляются ли аффективные формы поведения (преувеличения своих достижений, попытки обесценить неудачу) пи неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребёнка.

Обобщая полученные результаты, сделали вывод о том, характерно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

 

Изучение отношения ребёнка к себе в период кризиса трёх лет

(Гуськова Т.В, Елагина М.Г) [13, с 54]

Подготовка исследования. Подобрали картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребёнком по их содержанию.

Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально с детьми. Оно состояло из рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребёнка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребёнку и его ответам должно было пройти в двух указанных ниже ситуациях через 3 фазы:

1 фаза - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребёнку перед рассматриванием картинки.

2 фаза - во время беседы по картинкам воспитатель правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

3 фаза – общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребёнку после рассматривания картинок.

Во время исследования фиксировали поведенческие реакции детей.

Обработка данных. Делали выводы о том, насколько дифференцировалось общее отношение ребёнка к себе и конкретное, основанное на его реальном достижении при решении задачи. Определяли, как зависит эта дифференциация от вида оценки и контекста отношений с взрослыми.

П.2.3 объединить с п. 2.4, сначала диагностика и сразу результаты. Результаты должны быть поимённые, подробные, без %

Анализ результатов исследования

Результаты изучения проявления чувства гордости

За собственные достижения

Изучение особенностей проявления чувства гордости за собственные достижения исследуемой группы детей по методике Гуськовой Т.В., Елагиной М.Г. показало результаты по трём задачам.

Исследование первой задачи «собрать пирамидку, используя картинку-образец» показало следующие результаты (таблица 1):

 

Таблица 1

Результаты исследования первой задачи

 

Дети Баллы
  Илона  
  Марина  
  Денис  
  Катя  
  Юра  

Анализ результатов указывает на преобладание 2 баллов в исследуемой группе детей (3детей из 5).

Исследование второй задачи «построить домик из деталей конструктора (без образца)» показало следующие результаты (таблица 2):

 

Таблица 2

Результаты исследования второй задачи

 

 

Дети Баллы
  Илона  
  Марина  
  Денис  
  Катя  
  Юра  

 

Анализ результатов указывает на преобладание у детей 1 балла при выполнении данного задания (3 детей из 5).

Исследование третьей задачи «сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца)» показало следующие результаты (таблица 3):

 

Таблица 3

Результаты исследования третьей задачи

 

Дети Баллы
  Илона  
  Марина  
  Денис  
  Катя  
  Юра  

 

Анализ результатов указывает на преобладание 1 балла в исследуемой группе детей (4 из 5).

Суммирование результатов трёх задач представлено в таблице 4.

 

Таблица 4

Результаты трёх задач изученияпроявления чувства гордости за собственные достижения

 

Дети 1 задача (баллы) 2 задача (баллы) 3 задача (баллы) Общий результат (баллы) Общий результат (уровень)
  Илона         3 уровень
  Марина         2 уровень
  Денис         2 уровень
  Катя         2 уровень
  Юра         1уровень

 

Обобщённые результаты исследования показали, что на первом уровне активности находится 20% детей, на втором 60%, на третьем 20%.

Сравнение данных показывает преобладание 2 уровня проявления активности.

Качественный анализ полученных данных показывает, что преобладание 2 уровня проявления активности указывает на 100% принятие задачи детьми, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности. При выполнении заданий отмечается некоторая целеустремлённость в выполнении задачи, включённость в решение задачи. Однако при оценке взрослым уровня выполнения задания, отношение ребёнка к выполненному заданию повышалось.

При отсутствии оценки со стороны взрослого ребёнок искал оценки взрослого, к оценке относился положительно.

У детей, у которых получалось выполнить задание, показывали взрослому выполненную фигуру и отмечали, что «у них хорошо получилось». Дети, которые с заданием не справились, также искали знака внимания взрослого. При отсутствии оценки взрослого у детей, которых не получилось задание, активность понижалась. Только у 20% детей активность сохранялась до конца выполнения задания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.006 с.)