Младшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младшего дошкольного возраста



Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество [18, с. 238].

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со сверстниками. В возрасте 3-4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребёнка гарантом психологического комфорта и защищённости. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры – ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребёнок берёт на себя определённые роли и подчиняет им своё поведение [19,с.47].

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения, в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развёрнутых высказываниях.

Ребёнок 4-го года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребёнок не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказать своё мнение о происходящем. Постепенно приходит умение устанавливать связи между предметами и явлениями, и даже делать выводы. Возрастающая любознательность заставляет малыша задавать вопросы всем, кто находится рядом, и, таким образом, получать представления о разнообразных предметах и явлениях[11,с.68].

На четвёртом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша всё чаще и чаще обращаться к взрослым с самыми разнообразными вопросами. И чем больше вопросов, тем ярче проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливается им связь между предметом, действием, качеством предметов и словами их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей ещё недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых[5,с. 78].

Отличительной особенностью поведения ребёнка трёхлетнего возраста является то, что он действует под влиянием возникающих у него в данный момент чувств и желаний. Они переменчивы, поэтому можно легко привлечь его внимание к какому-то действию, зачастую даже просто «загадочной» интонацией. Но удержать интерес детей к какому-либо делу длительное время в силу тех же причин трудно. Чувства и желания ребёнка, несмотря на их неустойчивость, очень сильны, поэтому выражение чувств носит непосредственный, яркий характер, ребёнок всем существом выражает своё переживание [7,с. 127].

В период от 2-х до 4-х лет у ребёнка начинают формироваться и моральные переживания. Заметив неодобрительный взгляд взрослого на засовывание ребёнком пальца в рот, малыш тут же прекращает это запрещённое действие, и лицо его заливает краска стыда. Таким образом, эмоции начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей. Так, к концу 3-го года жизни у ребёнка имеется уже относительно богатая гамма эмоциональных переживаний[6,с. 161].

Примерно к 4 годам соподчинённость потребностей и желаний ребёнка приобретает более или менее устойчивые формы. Разнообразные интересы ребёнка также начинают приобретать относительную устойчивость. Вследствие всего начинает складываться индивидуальная мотивационная система (сфера) ребёнка [11,с. 68].

Таким образом, можно заключить, что в младшем дошкольном возрасте:

- складывается предметная деятельность, развивается общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;

- формируется предметная восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребёнок переходит к активной речи;

- возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственное достижение, сознание «Я сам».

С такими общими достижениями в развитии познавательной, двигательной, мотивационно-волевой, эмоционально-регуляционной и других сфер подходит ребенок к трехлетнему рубежу.

 

 

Специфика кризиса трёх лет

Анализ работ российских психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, К.Н.Поливанова, А.Л.Венгер, Т.В.Гуськова), посвящённых изучению особенностей возрастного кризиса трёх лет, позволяет рассматривать критические периоды, как необходимые моменты развития, в которых происходит особая психологическая работа, состоящая из двух разнонаправленных, но единых в своей основе преобразований: возникновения новообразования и преобразования социальной ситуации развития. В работах Д.Б.Эльконина подчёркивается необходимость изучения аффективно-потребностной сферы и развитие познавательных сил ребёнка в их динамическом единстве [2,с.57].

Анализ литературных источников показал, что на сегодняшний день существует несколько пониманий внутреннего содержания кризиса трёх лет: личное действие, система «Я сам» (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев), системное образование «Я» (Л.И.Божович), «гордость за достижения» (Т.В.Гуськова). Появление позиции «Я сам» по своему психологическому содержанию отражает и самостоятельность, и автономность ребёнка как потребность отделиться от взрослых. В работе обоснован вывод о том, что в российской психологии «самостоятельность» и «автономность» рассматриваются как близкие, практически синонимичные понятия.

Впервые кризис трёх лет исследовала Э.Келлер, которая обратила внимание на существенные сдвиги в эмоционально-волевой сфере ребёнка в этот период. По мнению Э.Эриксона, ключевой проблемой развития в раннем возрасте (1,5-4 года) является альтернатива автономии и неуверенности, разрешение которой неизбежно отражается на всём дальнейшем развитии ребёнка.

Большинство зарубежных исследователей рассматривают возросшую амбивалентность, негативизм, вспышки капризности в раннем детстве как внешнее проявление возникающего конфликта между желанием индивидуализации, независимости и самоконтроля, с одной стороны, и желанием по-прежнему радовать мать, чтобы сохранить её любовь с другой.

Период от 2,5 до 3,5 лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребёнок ощущает чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу. Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею.

Д.Б.Эльконин определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное действие и сознание «Я сам». Внутри совместной с взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребёнка есть продолжение ситуации действования. К трём годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым[3,с. 54].

Анализируя кризис, Л.С.Выготский отмечает, что здесь нельзя исходить только из теоретической схемы. Необходим анализ фактических материалов, чтобы осознать основные теории, которые были предложены для объяснения этого материала. Для осмысления того, что происходит в этот период, Л.С.Выготский предлагает, прежде всего, рассмотреть социальную ситуацию развития и, в частности, симптомы возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, называется первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трёх лет. Вторым поясом симптомов называют последствия основных симптомов и дальнейшее их развитие.

Итак, семь симптомов, включённых Л.С.Выготским в первый пояс: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм[6,с. 85].

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трёх лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание) [16,с35].

Кризис трёх лет – это, прежде всего кризис социальных отношений, взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребёнка тенденцию к самостоятельности, когда они стремятся во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений, устраивающий их взрослых [2,с.57].

Если же взрослые адекватно реагируют на изменения, происходящие в ребёнке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребёнком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут иметь временный, преходящий характер.

Важнейшей проблемой на этой стадии становится контроль над агрессивными чувствами. Задача родителей – направлять агрессию ребёнка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещённой. Поскольку предоставлять ребёнку неограниченную свободу не менее вредно, чем излишне стеснять её, следует помнить: не сами по себе фрустрации и депревации имеют критическое значение для развития ребёнка, а обстановка, в которой они происходят. Фактически ребёнок способен вынести многое, если это происходит на фоне любви и заботливого отношения к нему.

Ребёнок не столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого.

Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства. Это граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Исследованию особенностей кризиса трёх лет у детей будет посвящена следующая глава работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.7.85 (0.015 с.)