Понятие кризиса. Виды кризисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие кризиса. Виды кризисов



Кризис (от греческого- krineo), буквально означает «разделение дорог». Кризис определяется психологически как ситуация невоз­можности, невозможности дальнейшего существования в преж­нем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упомина­нии о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятстви­ем на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потреб­ностей, препятствием, которое не может быть устранено спосо­бами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис — это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влияни­ем угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [20, с. 47].

Кризис — это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Зачастую подобный пересмотр представлений влечет за собой изменения в структуре личности. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер. По определению, личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней; иными словами, ей не удается осмыслить свой актуальный психотравмирующий опыт, оперируя знакомыми, шаблонными категориями или использовать простые привычные модели приспособления.

Кризис – это такое состояние, которое возникает, если человек сталкивается с препятствием к жизненно важным целям, которое в течение какого-то времени является непреодолимыми при помощи привычных методов разрешения проблем. Преодолев кризис, человек обретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа.

Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различа­ются по длительности и интенсивности. По содержанию разли­чают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кри­зисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы и ситуационные кризисы.

Ситуационные кризисы — кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий.

Возраст — качественно специфическая ступень онтогенети­ческого развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые ка­саются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или воз­растных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психо­логическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от инди­видуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.

В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное измене­ние личности ребенка, регулярно возникающее при смене ста­бильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обуслов­лен возникновением основных новообразований предшествую­щего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Меха­низм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обуслов­ленным логикой личностного развития и необходимостью раз­решения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивиду­ального развития (СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец).

Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них прихо­дятся на детский возраст. По времени они локализованы на гра­ницах стабильных возрастов и проявляются как кризис ново­рожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11 — 12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути пережи­вается во время старения [12, с. 73].

Выделяется группа кризисов развития, которая не имеет нормативного характера и необусловлена возрастными закономерностями развития. Речь идет о кризисах индивидуального развития личности. Под этим понятием подразумевают такое развитие личности, которое больше обусловлено субъективными факторами - воспитанием, самовоспитанием, жизненными обстоятельствами, индивидуальными особенностями личности и т.п. Обычно эта сфера развития с разных точек зрения исследуется в педагогике, в психотерапии, в мистике. При этом специально не ставится цель изучать особенности, варианты, этапы, закономерности, переходные периоды индивидуального развития личности [13, с. 54].

К кризисам личностного развития можно отнести также и некоторые экзистенциальные кризисы, например, кризис смысла [14, с. 156].

По всей вероятности, существуют и другие виды кризисов, переходных периодов личностного развития, например, в процессах потребностного (А. Маслоу), морального (Л. Колберг) развития, при резких изменениях социальной ситуации развития личности и т.п. Эта сфера нуждается в многостороннем научном исследовании, при этом важно изучить не только положительные, но и отрицательные варианты разрешения личностных кризисов, когда происходит «инфляция», деградация или же патологическое развития личности [9, с. 54].

Таким образом, в современной психологии развития феномен кризисов представляется самыми разными понятиями. В литературе можно встретить такие понятия, как «кризисы психического развития», «личностные кризисы», «возрастные кризисы» и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.006 с.)