Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы непосредственной демократии

Поиск

Местный референдум

Местный референдум — утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преиму­щественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мне­ние жителей не имеет силы обязательного решения — органы местно­го самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным рефе­рендумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум за­креплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально поря­док организации и проведения местных референдумов определяют за­коны субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных зако­нах (Московская, Челябинская области и др.), законах, нацеленных на регулирование всех видов референдумов в субъекте Федерации (Свердловская область), законах, регулирующих наряду с референду­мами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе оп­ределяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

Юридическая сила решений, принятых на референдуме. Реше­ния, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубли­кования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулиров­ке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референду­ма имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утвер­ждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах ре­шения, например уставы муниципальных образований, подлежат го­сударственной регистрации. Однако регистрация — это не утвержде­ние акта, а форма проверки его законности.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение ре­шений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реали­зации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт. Причем названный орган обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подго­товки такого акта. Срок подготовки данного акта не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть от­менено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нор­мативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изме­нены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них са­мих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на рефе­рендуме акта следует отличать признание комиссией референдума не­действительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

Вопросы местных референдумов. На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референ­дум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об от­срочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов мест­ного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от долж­ности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее; 4) о принятии или об изменении ме­стного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и сроч­ных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулирова­ны так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Приведенные положения означают, что компетенция местных ре­ферендумов ограничена. И это правильно. Вряд ли разумно, напри­мер, выносить на референдум такие сложные вопросы, как утвержде­ние местных бюджетов. Однако особо следует оговорить: перечень за­конодательно установленных изъятий из компетенции местных референдумов является исчерпывающим и не может толковаться рас­ширительно.

К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления отнесено федеральным законодателем принятие об­щеобязательных правил по предметам ведения муниципального обра­зования, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако эту норму надо толковать ограничительно: как право муници­пального образования в своем уставе на основании федерального за­конодательства и законодательства субъекта Федерации определять исчерпывающий перечень вопросов, нормативные акты по которым не могут принимать ни население на референдуме, ни исполнитель­ные органы местного самоуправления.

Принципы проведения референдумов. Право гражданина на уча­стие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граж­дан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного уча­стия граждан в принятии решений по всем вопросам местного само­управления, которые могут выноситься на референдумы.

В основном совпадают также принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется тер­риториальный принцип. Территория муниципального образования структурируется под нужды голосования и разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в рефе­рендуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Последние, как правило, совпадают с избирательны­ми участками.

Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых реше­ний средствами массовой информации.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума. Мест­ные референдумы не могут назначаться и проводиться в условиях во­енного или чрезвычайного положения, введенного на территории Рос­сийской Федерации либо на той территории, на которой предполага­ется проводить референдум, а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта Федерации, уставом муниципального об­разования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.

Инициатива проведения референдума. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам, обладающим правом на участие в местном референдуме, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматрива­ют участие в выборах и (или) референдуме и которые зарегистрирова­ны в установленном порядке не позднее, чем за один год до дня обра­зования инициативной группы по проведению референдума. Право инициативы также принадлежит совместно представительному орга­ну местного самоуправления, главе местной администрации.

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, из­бирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу ме­стного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может обра­зовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, поль­зующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива про­ведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициатив­ной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объ­единения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную ко­миссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяю­щего его документа, адрес места жительства каждого члена инициа­тивной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Ходатай­ство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передает его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы. Представи­тельный орган местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает за­конность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муни­ципального образования в течение 15 дней со дня решения представи­тельного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отрица­тельное решение представительного органа влечет отказ в регистра­ции инициативной группы со стороны избирательной комиссии му­ниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообраз­ности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После приня­тия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

В-третьих, в поддержку инициативы проведения референдума ор­ганизуется сбор подписей участников референдума, в количестве не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума. Он проводится со дня, следую­щего за днем получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Срок сбора подписей устанавливается законом субъекта РФ и не может быть менее 20 дней. Сбор подписей проводится на подпис­ных листах, содержащих формулировку вопроса, который предлагает­ся вынести на референдум. Гражданин, поддержавший инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фами­лию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного сви­детельства инициативная группа подсчитывает общее число подпи­сей, а также число подписей по каждому населенному пункту и составляет итоговый протокол. Подписные листы и подлинный эк­земпляр итогового протокола передаются представителями инициа­тивной группы в избирательную комиссию муниципального образо­вания, которая в течение 15 дней проверяет представленные материа­лы. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы требованиям закона комиссия направляет подписные листы, итого­вый протокол инициативной группы, копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постанов­ления комиссии направляется также инициативной группе.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом местного самоуправления и главой мест­ной администрации, оформляется их правовыми актами.

Принятие решения о проведении референдума. Представитель­ный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получе­ния документов о выдвижении инициативы референдума большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки либо представи­тельный орган отказал в назначении референдума, референдум при наличии к тому законных оснований назначается судом по обращени­ям граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или про­курора. В случае, если местный референдум назначен судом, он орга­низуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется ис­полнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Решение о назначении местного референдума должно быть офици­ально опубликовано.

Подготовка и проведение акта голосования. Референдум проводит избирательная комиссия муниципального образования, получающая статус комиссии местного референдума. В организации референдума участвуют также территориальные и участковые комиссии референ­дума. Комиссии референдума каждая на своем участке работы решают все практические вопросы организации референдума. Порядок дея­тельности комиссий референдума аналогичен порядку деятельности избирательных комиссий на выборах. Надо отметить, что в последнее время процедура референдума заметно приближена к процедуре выборов. В частности, это касается вопросов агитации. Также установ­лена обязанность инициативной группы референдума по созданию собственного фонда для финансирования своей деятельности, в том числе направленной на получение определенного результата на рефе­рендуме. Однако законом субъекта РФ может быть установлено, что на местном референдуме при числе участников референдума пять ты­сяч и менее создание инициативной группой фонда не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.

В случае вынесения на референдум проекта нормативного акта каждый участник референдума не позднее, чем за 30 дней до дня голо­сования имеет право получить текст этого проекта в комиссии муниципального образования. Если референдум проводится по инициати­ве инициативной группы, то обязанность изготовления и распростра­нения указанного текста возлагается на данную группу.

Результаты референдума. Референдум признается комиссией ре­ферендума не состоявшимся, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума. Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается не приня­тым, если за него проголосовало не более половины участников рефе­рендума, принявших участие в голосовании (получивших бюллете­ни). Результаты референдума могут быть признаны недействительны­ми: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с досто­верностью определить результаты волеизъявления участников рефе­рендума; б) в случае, если они признаны недействительными на части участков, списки участников референдума, на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем у4 часть от общего числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума на момент окончания голосования в округе референдума; в) по решению суда.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального об­разования, преобразования муниципального образования. Для из­менения границ муниципального образования в ряде случаев, а также преобразования муниципального образования требуется согласие жи­телей, выявляемое посредством голосования. Закон от 6 октября 2003 г. (ст. 12, 13, 24) определил, что данное голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводит­ся в порядке, установленном федеральным и региональным законода­тельством о референдумах для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных законом. Таким образом, воле­изъявление граждан по названным вопросам выявляется посредством процедуры местного референдума, но с рядом особенностей. Особен­ности эти таковы. Во-первых, не действует запрет проведения агита­ции государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные долж­ности. Во-вторых, не действуют положения, определяющие обяза­тельную силу решения референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части му­ниципального образования, обладающих избирательным правом. Со­гласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципально­го образования или части муниципального образования. Итоги голо­сования по вопросам изменения границ муниципального образова­ния, преобразования муниципального образования и принятые реше­ния подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значе­ния проводится сход граждан, который правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к ис­ключительной компетенции представительного органа муниципаль­ного образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образова­ния самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспе­чивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан вы­борных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального обра­зования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более поло­вины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граж­дан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного са­моуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граж­дан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие и назначение. Представительный орган муниципального об­разования — орган, обладающий правом представлять интересы насе­ления и принимать от его имени решения, действующие на террито­рии муниципального образования. Отсюда его ведущее положение в системе органов местного самоуправления — именно он непосредст­венно выражает волю населения муниципального образования в це­лом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в ли­це избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллеги­альным характером работы представительного органа.

Характеризуя современные представительные органы местного са­моуправления, необходимо учитывать их историческую связь с вече, земскими думами, местными советами. Все они суть формы россий­ского местного самоуправления на соответствующих этапах его разви­тия. Они имеют сходное назначение, порой общие организационно-правовые принципы и функции, хотя, разумеется, между ними есть различия, подчас весьма существенные.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответ­ствии с классификацией расходов бюджетов в Российской Федерации. Это придает представительному органу финансово-экономическую самостоятельность. Однако управление, распоряжение представи­тельным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процес­се его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представитель­ного органа муниципального образования и депутатов. Представительный орган муниципального образования обладает правами юри­дического лица.

Состав. Численный состав представительных органов, определяе­мый уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Причем он далеко не одинаков даже в представительных органах му­ниципальных образований одного уровня. Многое зависит от объема работы данного представительного органа, численности населения муниципального образования и т.д.

В советский период российской истории, когда действовали Сове­ты народных депутатов, их численный состав был чрезвычайно велик. Считалось, что чем шире состав Совета, тем больше трудящихся прой­дет школу государственного управления. На деле же депутаты Сове­тов не играли существенной роли в решении вопросов общественной жизни. И порой чем больше был состав Совета, тем меньше было у не­го возможностей эту роль выполнять, поскольку деловое рассмотре­ние вопросов и принятие конструктивных решений столь массовой организацией было просто затруднительным.

Ныне численный состав представительных органов по сравнению с составом местных Советов народных депутатов значительно сокра­щен, хотя и не всегда оптимален. Бывает, число депутатов представи­тельных органов по-прежнему велико или, наоборот, слишком мало. Чтобы избежать этих крайностей, законодатель в ст. 35 Закона от 6 ок­тября 2003 г. установил, что численность депутатов представительно­го органа поселения, в том числе городского округа, определяется ус­тавом муниципального образования и не может быть менее:

семи человек — при численности населения менее 1 тыс. человек;

10 человек — при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. че­ловек;

15 человек — при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. че­ловек;

20 человек — при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. че­ловек;

25 человек — при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. че­ловек;

35 человек — при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Если численность жителей поселения, обладающих избиратель­ным правом, составляет менее 100 человек, то представительный ор­ган поселения не формируется. В этом случае полномочия представи­тельного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа муниципально­го района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения оп­ределяется уставом муниципального образования и не может быть ме­нее 10 человек.

Формирование состава. В состав представительных органов го­родских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Имеет­ся специфика формирования представительного органа муниципаль­ного района. Федеральный законодатель предусмотрел два варианта его формирования.

1. В представительный орган входят главы расположенных на тер­ритории муниципального района поселений, а также депутаты пред­ставительных органов этих поселений, избираемые данными органами из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения поселений. Вновь избранный глава поселения должен сменить в составе представительного органа района своего предшественника на посту главы. Избрание нового со­става представительного органа поселения означает необходимость избрания им из своего состава новых членов представительного орга­на района. Представительный орган поселения в любой момент может заменить ранее избранных им членов представительного органа муни­ципального района.

Входящие в состав представительного органа муниципального района при таком варианте его формирования лица не приобретают статуса его депутатов. Закон определяет их правовое положение как членов выборного органа местного самоуправления (в разбираемом случае — членов представительного органа муниципального района).

2. В представительный орган избираются депутаты на муници­пальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, изби­раемых от одного поселения, не может превышать 2/з от установлен­ной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района может формиро­ваться либо по первому, либо по второму варианту. Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представи­тельными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав му­ниципального района. Инициатива в формировании представитель­ного органа муниципального района в данном порядке оформляется решением представительного органа поселения, расположенного в границах муниципального района. В решении указывается предлагае­мая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а так­же день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального рай­она в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Установленный порядок формирования представительного органа муниципального района может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района.

Правомочность состава. Общее требование российского законо­дательства — представительный орган может осуществлять свои пол­номочия (т.е. быть правомочным) в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности его депутатов (членов).

Срок полномочий. Представительный орган местного самоуправ­ления городского, сельского поселения, городского округа избирается путем общих или досрочных выборов на определенный срок, называе­мый созывом. Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов представительного органа. Окончание срока полномочий представительного органа конкретного созыва оз­начает и окончание срока полномочий всех депутатов данного созыва. Сказанное распространяется также на определение срока полномочий представительного органа муниципального района, избираемого на муниципальных выборах, а также его депутатов. Представительный орган муниципального района, формируемый органами местного са­моуправления поселений, работает не по созывам. Он действует на по­стоянной основе, бессрочно.

Вместе с тем жизнь порой бывает непредсказуема; политическая, экономическая обстановка часто меняется. Поэтому законодатель предусмотрел, что полномочия представительного органа муници­пального образования независимо от порядка его формирования мо­гут быть прекращены досрочно в ряде случаев.

Во-первых, если судом установлено, что представительным орга­ном принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, фе­деральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, ус­таву муниципального образования. При этом представительный орган, в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный акт. Высшее долж­ностное лицо субъекта РФ (руководитель его высшего исполнитель­ного органа государственной власти) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) ор­ган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа. Полномочия представительно­го органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ об его роспуске. Закон субъекта РФ о роспуске представительного ор­гана муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рас­смотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Во-вторых, в случае принятия указанным органом решения о само­роспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

В-третьих, в случае вступления в силу решения верховного суда республики, соответствующего суда края, области, города федераль­ного значения, автономной области, автономного округа о неправо­мочности данного состава депутатов представительного органа муни­ципального образования, в том числе в связи со сложением депутата­ми своих полномочий.

В-четвертых, в случае преобразования муниципального образо­вания.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полно­мочий его депутатов и необходимость формирования представитель­ного органа нового созыва. В случае досрочного прекращения полно­мочий представительного органа, состоящего из депутатов, избран­ных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномо­чий указанного органа проводятся досрочные муниципальные выбо­ры в представительный орган муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа му­ниципального района, сформированного путем непрямых выборов, представительные органы соответствующих поселений обязаны в те­чение месяца избрать в состав представительного органа муниципаль­ного района других депутатов.

Компетенция. В Законе от 6 октября 2003 г. определены вопросы исключительного ведения представительных органов местного само­управления, т.е. вопросы, которые вправе решать только представи­тельные органы местного самоуправления, и никакие иные. Это гарантирует ведущую роль представительных органов во всей системе органов местного самоуправления.

В исключительной компетенции представительного органа муни­ципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него * изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образо­вания, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реоргани­зации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предпри­ятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организаци­онного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по ре­шению вопросов местного значения.

Анализ полномочий представительного органа позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобязательные правила по предметам ведения муни­ципального образования, «местные законы», которые адресуются всем другим органам местного самоуправления соответствующих му­ниципальных образований, гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям. Они определяют основ­ные направления развития в различных сферах и отраслях муници­пальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т.д. Во-вторых, исключительно представительные органы ут­верждают местный бюджет и отчет о его исполнении. В-третьих, уста­новление местных налогов и сборов тоже относится к исключительно­му ведению представительных органов, поскольку непосредственно затрагивает материальные, наиболее существенные интересы жите­лей. В-четвертых, муниципальная собственность составляет экономи­ческую основу местного самоуправления, и представительные органы не могут стоять в стороне от управления ею. Они устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собствен­ности, в соответствии с которым действуют все другие органы местного самоуправления, их должностные лица. В-пятых, представительные органы контролируют деятельность других органов местного само­управления, должностных лиц, предусмотренных уставами муници­пальных образований. Это касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, которые избраны, назначены пред­ставительным органом, главой муниципального образования (главой местной администрации). Осуществление контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представительными органами решений, следить за законностью действий других органов местного самоуправления. В-шестых, представительные органы с учетом раз­деления труда в системе органов местного самоуправления должны следовать и определенным ограничениям в принятии решений. Так, нормативные правовые акты представительного органа, предусматри­вающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по ини­циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Перечисленные выше полномочия представительных органов — это минимальный, но не исчерпывающий перечень их обязанностей. Федеральный закон определяет, что иные полномочия представитель­ных органов местного самоуправления определяются федеральными законами и принима



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.012 с.)