Муниципальное право как отрасль российского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальное право как отрасль российского права



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Муниципальные нормы

Муниципальные нормы в широком смысле — все нормы права, так или иначе участвующие в регулировании отношений местного само­управления. Муниципальные нормы в узком смысле — нормы права, регулирующие то, что выше мы определили как муниципальное строительство, а также нормы, призванные направлять нормы других отраслей права, применительно к отношениям местного самоуправле­ния (нормы-цели, нормы-принципы, дефиниции и т.д.).

Нормы муниципального права подразделяются в зависимости от того, какие функции, цели правового регулирования они обеспечива­ют. Поскольку базовые для права в целом функции позитивного регу­лирования и охраны реализуются и средствами рассматриваемой от­расли, то первичным является деление ее норм на регулятивные и ох­ранительные.

Регулятивные нормы закрепляют компетенцию муниципальных образований, иных субъектов местного самоуправления, правовой статус граждан в сфере местного самоуправления, порядок осуществ­ления функций местного самоуправления. Охранительные нормы закрепляют составы правонарушений в сфере местного самоуправ­ления, организации и деятельности органов местного самоуправле­ния, непосредственного отправления населением муниципальных функций.

Регулятивные нормы, в свою очередь, делятся на: дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизион­ные нормы, а также обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых для муници­пального права терминов. Так, ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. вводит легальные определения муниципального образования, вопросов мест­ного значения, органов местного самоуправления, муниципального правового акта, других институтов местного самоуправления.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для мест­ного самоуправления ценности, направления и способы деятельности. Основные цели, принципы местного самоуправления закреплены в Конституции РФ (ст. 12, 130—133), гл. 1 упомянутого Закона.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение деятельности ор­ганов местного самоуправления, полное осуществление прав граждан в сфере местного самоуправления. Исходные гарантийные для мест­ного самоуправления нормы содержатся в Конституции РФ (ст. 2, ч. 2 ст. 8, ст. 12, 133).

Коллизионные нормы подлежат применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетен­ции органов местного самоуправления, иных субъектов муниципаль­ного права. Так, согласно п. 3 ст. 5 Закона от 6 октября 2003 г. в случае противоречия федеральных законов, иных нормативных правовых ак­тов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конститу­ции РФ, упомянутому Закону применяются положения последних. Приоритетный статус норм Европейской хартии местного самоуправ­ления по отношению к нормам, содержащимся в российском законо­дательстве (за исключением конституционных норм), вытекает из правила ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные догово­ры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности уча­стников муниципальных отношений путем установления их полномо­чий и прав. Таковы правила, закрепляющие права граждан в сфере местного самоуправления, в частности, их право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, самостоятельно оп­ределять структуру органов местного самоуправления.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, орга­нов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, до­пускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Следовательно, государственные и му­ниципальные органы, при изменении названных границ, обязаны учи­тывать мнение населения.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что подчиненность органа, должностного лица местного самоуправления одного муниципаль­ного образования органам, должностным лицам других муници­пальных образований не допускается (ч. 3 ст. 17 Закона от б октяб­ря 2003 г.).

Виды норм по характеру велений. По характеру содержащихся в них велений выделяют нормы императивные, диспозитивные и ра­мочные. Называют также рекомендательные нормы, не имеющие властно-волевой основы. Это — нормы-«советчики». Таковы, напри­мер, положения модельных уставов муниципальных образований, подготавливаемые органами власти ряда субъектов Федерации.

Виды норм по субъектам правотворчества. По субъектам право-творчества выделяют нормы, содержащиеся в международном законо­дательстве, федеральном законодательстве, законодательстве субъек­тов Федерации, муниципальных нормативных актах, нормативных договорах, одной из сторон которых является орган местного само­управления, или направленных на регулирование муниципальных от­ношений, во внутриорганизационных актах органов территориально­го общественного самоуправления.

КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения. Законодатель определяет их как вопросы непо­средственного обеспечения жизнедеятельности населения муници­пального образования, решение которых в соответствии с Конститу­цией РФ и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органа­ми местного самоуправления самостоятельно. Обычно компетенцию какого-либо субъекта определяют путем закрепления его предметов ведения, полномочий, территории осуществления компетенции. Предметы ведения — те сферы (области) общественных отношений, в которых вправе и должен действовать субъект. Полномочия — одно­временно права и обязанности субъекта на совершение конкретных действий, операций. Полномочия реализуются в рамках предметов ве­дения. Полномочия — способ уточнения, детализации предметов веде­ния. Если исходить из изложенного подхода, то вопросы местного зна­чения в основном представляют собой предметы ведения. Они сфор­мулированы довольно широко и требуют детализации в компетенции населения, органов местного самоуправления.

Закон от 6 октября 2003 г., в отличие от Закона от 28 августа 1995 г., предусмотрев несколько видов муниципальных образований, наделил разной компетенцией поселения, муниципальные районы, го­родские округа. Это обусловлено тем, что одни вопросы имеют значе­ние исключительно для поселений, другие носят межпоселенческий характер и отражают общие интересы жителей сопредельных посе­лений.

Вопросы местного значения поселений. К вопросам местного зна­чения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов по­селения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находя­щимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и во­доснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топ­ливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего поль­зования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в гра­ницах населенных пунктов поселения, за исключением автомобиль­ных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инже­нерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помеще­ниями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, соз­дание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг насе­лению и организация транспортного обслуживания населения в гра­ницах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услу­гами связи, общественного питания, торговли и бытового обслужи­вания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жите­лей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятни­ков истории и культуры) местного (муниципального) значения, рас­положенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями посе­ления;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселе­ния, использования и охраны городских лесов, расположенных в гра­ницах населенных пунктов поселения;

20) планирование застройки территории поселения, территориаль­ное зонирование земель поселения, установление правил землеполь­зования и застройки территории поселения, изъятие земельных уча­стков в границах поселения для муниципальных нужд, в том числе пу­тем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с назва­ниями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоро­нения.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправ­ления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными, регио­нальными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дота­ций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъек­та РФ).

Вопросы местного значения муниципального района. К ним от­носятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципаль­ного района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находя­щимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и га­зоснабжения поселений;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего поль­зования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог обще­го пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже­ний федерального и регионального значения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг насе­лению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории му­ниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятии межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) организация и осуществление экологического контроля объек­тов производственного и социального назначения на территории муни­ципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования по основным общеобразовательным программам, за исклю­чением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной вла­сти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного об­разования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщи­нам в период беременности, во время и после родов;

13) опека и попечительство;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промыш­ленных отходов;

15) территориальное зонирование земель межселенных территорий, изъятие земельных участков межселенных территорий для муници­пальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпосе­ленческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в со­став муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспе­чение услугами библиотечного коллектора);

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета Муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района облада­ют всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не яв­ляющихся муниципальными образованиями, в том числе полномо­чиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с зако­нодательством РФ о налогах и сборах.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов госу­дарственной власти и не исключенные из их компетенции федераль­ными, региональными законами, только при наличии собственных ма­териальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвен­ций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с ор­ганами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет.субвенций, пре­доставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдель­ных поселений, входящих в состав муниципального района, о переда­че им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, пре­доставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соот­ветствующих поселений.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определе­ния ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Вопросы местного значения городского округа. К числу таких во­просов относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов го­родского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населе­ния топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего поль­зования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в гра­ницах городского округа, за исключением автомобильных дорог обще­го пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооруже­ний федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми по­мещениями в соответствии с жилищным законодательством, органи­зация строительства и содержания муниципального жилищного фон­да, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг насе­лению и организация транспортного обслуживания населения в гра­ницах городского округа;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвы­чайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории го­родского округа муниципальной милицией;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в грани­цах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в гра­ницах городского округа;

12) организация и осуществление экологического контроля объек­тов производственного и социального назначения на территории го­родского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего об­разования по основным общеобразовательным программам, за исклю­чением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной вла­сти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного об­разования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа,, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслу­живания;

16) организация библиотечного обслуживания населения;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жите­лей городского округа услугами организаций культуры;

18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятни­ков истории и культуры) местного (муниципального) значения, рас­положенных в границах городского округа;

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) опека и попечительство;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоро­нения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории город­ского округа, использования и охраны городских лесов, расположен­ных в границах городского округа;

26) планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застрой­ки территории городского округа, изъятие земельных участков в гра­ницах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием зе­мель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и гра­достроительной документации;

27) организация освещения улиц и установки указателей с назва­ниями улиц и номерами домов.

Органы местного самоуправления городского округа вправе ре­шать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов госу­дарственной власти и не исключенные из их компетенции федераль­ными, региональными законами, только при наличии собственных ма­териальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвен­ций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

 

Местный референдум

Местный референдум — утверждение публично-властных решений путем общего прямого голосования жителей, постоянно или преиму­щественно проживающих в границах муниципального образования (его отдельных территорий), по вопросам местного значения. Близок к референдуму опрос по вопросам местного значения, проводимый в форме голосования жителей. Однако выявленное в ходе опроса мне­ние жителей не имеет силы обязательного решения — органы местно­го самоуправления, государственные органы обязаны лишь учитывать выраженное путем опроса мнение жителей в своей деятельности. Иногда опрос в форме голосования называют консультативным рефе­рендумом.

Как элемент конституционной системы, местный референдум за­креплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 3, 22 и др.), об основных гарантиях избирательных прав (ст. 2 и др.). Детально поря­док организации и проведения местных референдумов определяют за­коны субъектов РФ, уставы муниципальных образований. Законы субъектов РФ регулируют местные референдумы в отдельных зако­нах (Московская, Челябинская области и др.), законах, нацеленных на регулирование всех видов референдумов в субъекте Федерации (Свердловская область), законах, регулирующих наряду с референду­мами иные вопросы (например, в Алтайском крае в одном кодексе оп­ределяются вопросы организации выборов, отзыва, референдумов).

Юридическая сила решений, принятых на референдуме. Реше­ния, принятые на местном референдуме в пределах его компетенции, вступают в силу на следующий день после его официального опубли­кования (обнародования), если иное не предусмотрено в формулиров­ке вопроса, принятого на референдуме. Решения местного референду­ма имеют обязательный характер на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения не нуждаются в утвер­ждении органами государственной власти, их должностными лицами, органами местного самоуправления. Принятые на референдумах ре­шения, например уставы муниципальных образований, подлежат го­сударственной регистрации. Однако регистрация — это не утвержде­ние акта, а форма проверки его законности.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение ре­шений референдумов в пределах своей компетенции. Если для реали­зации решения референдума требуется издание иного нормативного акта, орган местного самоуправления обязан издать такой акт. Причем названный орган обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на местном референдуме, определить срок подго­товки такого акта. Срок подготовки данного акта не может превышать один год.

Индивидуальное решение местного референдума может быть от­менено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия. Нор­мативные акты, принятые на местном референдуме, могут быть изме­нены не ранее чем через пять лет со дня их принятия. Однако в них са­мих может быть установлен иной порядок их изменения. Решение местного референдума может быть признано недействительным (недействующим) в судебном порядке по мотивам законности. От признания недействительным (недействующим) принятого на рефе­рендуме акта следует отличать признание комиссией референдума не­действительным результата референдума. Во втором случае комиссия назначает повторное голосование.

Вопросы местных референдумов. На местный референдум могут выноситься только вопросы местного значения. На местный референ­дум не могут быть вынесены вопросы: 1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об от­срочке указанных выборов; 2) о персональном составе органов мест­ного самоуправления; 3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении, назначении на должность и об освобождении от долж­ности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от нее; 4) о принятии или об изменении ме­стного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; 5) о принятии чрезвычайных и сроч­ных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулирова­ны так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятых по ним решений.

Приведенные положения означают, что компетенция местных ре­ферендумов ограничена. И это правильно. Вряд ли разумно, напри­мер, выносить на референдум такие сложные вопросы, как утвержде­ние местных бюджетов. Однако особо следует оговорить: перечень за­конодательно установленных изъятий из компетенции местных референдумов является исчерпывающим и не может толковаться рас­ширительно.

К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления отнесено федеральным законодателем принятие об­щеобязательных правил по предметам ведения муниципального обра­зования, предусмотренных уставом муниципального образования. Однако эту норму надо толковать ограничительно: как право муници­пального образования в своем уставе на основании федерального за­конодательства и законодательства субъекта Федерации определять исчерпывающий перечень вопросов, нормативные акты по которым не могут принимать ни население на референдуме, ни исполнитель­ные органы местного самоуправления.

Принципы проведения референдумов. Право гражданина на уча­стие в референдуме строится на тех же принципах, что и право граж­дан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Граждане участвуют в референдуме свободно, непосредственно, лично на основе всеобщего права, равенства, тайны голосования. Аналогом принципа прямых выборов является принцип непосредственного уча­стия граждан в принятии решений по всем вопросам местного само­управления, которые могут выноситься на референдумы.

В основном совпадают также принципы организации выборов и референдумов. Так, при проведении референдумов используется тер­риториальный принцип. Территория муниципального образования структурируется под нужды голосования и разбивается на участки для голосования. Граждане осуществляют свое право участия в рефе­рендуме по месту своего проживания на соответствующих участках для голосования. Последние, как правило, совпадают с избирательны­ми участками.

Обязательным для процедуры референдумов является принцип гласности. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросов, выносимых на референдум, доводятся до сведения жителей, в том числе путем официального опубликования упомянутых реше­ний средствами массовой информации.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, расовой или национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.

Обстоятельства, исключающие проведение референдума. Мест­ные референдумы не могут назначаться и проводиться в условиях во­енного или чрезвычайного положения, введенного на территории Рос­сийской Федерации либо на той территории, на которой предполага­ется проводить референдум, а также в течение трех месяцев после его отмены. Законом субъекта Федерации, уставом муниципального об­разования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса, что и на предыдущем референдуме не проводятся. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего референдума.

Инициатива проведения референдума. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам, обладающим правом на участие в местном референдуме, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматрива­ют участие в выборах и (или) референдуме и которые зарегистрирова­ны в установленном порядке не позднее, чем за один год до дня обра­зования инициативной группы по проведению референдума. Право инициативы также принадлежит совместно представительному орга­ну местного самоуправления, главе местной администрации.

Инициатива проведения референдума, исходящая от граждан, из­бирательных, иных общественных объединений, включает несколько этапов. Во-первых, необходимо образовать инициативную группу ме­стного референдума в количестве не менее 10 человек. Ее может обра­зовать один гражданин или группа граждан на собрании лиц, поль­зующихся правом участвовать в референдуме. Если инициатива про­ведения референдума исходит от избирательного объединения, иного общественного объединения, то в этом случае в качестве инициатив­ной группы выступает руководящий орган объединения, его местного отделения, местной организации независимо от его численности. На собрании инициативной группы, заседании руководящего органа объ­единения утверждается текст выносимого на референдум вопроса.

Во-вторых, инициативная группа обращается в избирательную ко­миссию муниципального образования с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен содержаться вопрос референдума, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, данные паспорта или заменяю­щего его документа, адрес места жительства каждого члена инициа­тивной группы и лиц, уполномоченных действовать от нее. Ходатай­ство подписывается всеми членами группы. Избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства рассматривает его. В случае соответствия ходатайства требованиям закона она передает его в представительный орган местного самоуправления, в противном случае — об отказе в регистрации инициативной группы. Представи­тельный орган местного самоуправления обязан в течение не более 20 дней проверить соответствие выносимого на референдум вопроса требованиям законодательства. Если названный орган признает за­конность формулировки вопроса, то избирательная комиссия муни­ципального образования в течение 15 дней со дня решения представи­тельного органа регистрирует группу и выдает ей свидетельство о регистрации, о чем извещает средства массовой информации. Отрица­тельное решение представительного органа влечет отказ в регистра­ции инициативной группы со стороны избирательной комиссии му­ниципального образования в тот же срок. Отказ в регистрации должен быть письменным, мотивированным. Отказ по мотивам целесообраз­ности не допускается. Он может быть обжалован в суд. После приня­тия решения о регистрации инициативная группа не вправе менять формулировку вопроса, предлагаемого на референдум, или вносить иные вопросы.

В-третьих, в поддержку инициативы проведения референдума ор­ганизуется сбор подписей участников референдума, в количестве не менее 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума. Он проводится со дня, следую­щего за днем получения свидетельства о регистрации инициативной группы. Срок сбора подписей устанавливается законом субъекта РФ и не может быть менее 20 дней. Сбор подписей проводится на подпис­ных листах, содержащих формулировку вопроса, который предлагает­ся вынести на референдум. Гражданин, поддержавший инициативу проведения референдума, собственноручно проставляет в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, указывая при этом свою фами­лию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. После окончания сбора подписей, но не позднее срока действия регистрационного сви­детельства инициативная группа подсчитывает общее число подпи­сей, а также число подписей по каждому населенному пункту и составляет итоговый протокол. Подписные листы и подлинный эк­земпляр итогового протокола передаются представителями инициа­тивной группы в избирательную комиссию муниципального образо­вания, которая в течение 15 дней проверяет представленные материа­лы. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы требованиям закона комиссия направляет подписные листы, итого­вый протокол инициативной группы, копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления. Копия постанов­ления комиссии направляется также инициативной группе.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом местного самоуправления и главой мест­ной администрации, оформляется их правовыми актами.

Принятие решения о проведении референдума. Представитель­ный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получе­ния документов о выдвижении инициативы референдума большинством голосов от общего числа депутатов назначает местный референдум. Если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки либо представи­тельный орган отказал в назначении референдума, референдум при наличии к тому законных оснований назначается судом по обращени­ям граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или про­курора. В случае, если местный референдум назначен судом, он орга­низуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется ис­полнительным органом государственной власти субъекта Федерации. Решение о назначении местного референдума должно быть офици­ально опубликовано.

Подготовка и проведение акта голосования. Референдум проводит избирательная комиссия муниципального образования, получающая статус комиссии местного референдума. В организации референдума участвуют также территориальные и участковые комиссии референ­дума. Комиссии референдума каждая на своем участке работы решают все практические вопросы организации референдума. Порядок дея­тельности комиссий референдума аналогичен порядку деятельности избирательных комиссий на выборах. Надо отметить, что в последнее время процедура референдума заметно приближена к процедуре выборов. В частности, это касается вопросов агитации. Также установ­лена обязанность инициативной группы референдума по созданию собственного фонда для финансирования своей деятельности, в том числе направленной на получение определенного результата на рефе­рендуме. Однако законом субъекта РФ может быть установлено, что на местном референдуме при числе участников референдума пять ты­сяч и менее создание инициативной группой фонда не обязательно при условии, что ею не производится финансирование подготовки и проведения референдума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.19.189 (0.066 с.)