Дефектность автомобильных дорог и методы ее оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефектность автомобильных дорог и методы ее оценки



Дефект - любое несоответствие свойств объекта заданным, тре­буемым или ожидаемым его свойствам, нарушающим исправность, работоспособность или правильность функционирования объекта. Применительно к автомобильным дорогам в зависимости от вида объекта различают дефекты земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений, элементов инженерного и архитектур­ного благоустройства.

Дефекты могут быть конструктивными (проектными), производ­ственными, технологическими и эксплуатационными. К конструк­тивным (проектным) относят дефекты, которые были допущены в процессе разработки проекта в силу неправильного исполнения технического задания и использования нормативной документации, ошибочности в вычислениях. Производственные дефекты возни­кают в результате несоответствия требованиям проектной докумен­тации, фактически реализованным техническим решениям (ширина земляного полотна, уклон дороги, радиус закругления и т.д.). Тех­нологические дефекты обусловлены нарушением технологической дисциплины, несоблюдением технологических правил и режима производства работ, отсутствием настоящего контроля за ходом работ.

В процессе эксплуатации дороги возникают дефекты, которые являются следствием естественного старения материалов, износа конструкций, влияния погодно-климатических факторов, воздейст­вия транспортных нагрузок и других причин. Их можно назвать эксплуатационными дефектами.

По значимости и их месту в системе оценки состояния объекта дефекты подразделяются на следующие разновидности:

1. Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на использование сооружения по назначению и его дол­говечность.

2. Скрытый дефект - дефект, для выявления которого в норма­тивной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

 

3. Явный дефект - дефект, для выявления которого в норматив­ной документации, обязательной для данного вида контроля, преду­смотрены соответствующие правила, методы и средства.

4. Устранимый дефект - дефект, устранение которого техниче­ски возможно и экономически целесообразно.

5. Неустранимый дефект - дефект, устранение которого тех­нически невозможно или экономически нецелесообразно.

6. Значительный дефект - дефект, который существенно влия­ет на использование сооружения (продукции) по назначению и на его долговечность, но не является критическим.

7. Критический дефект - дефект, при наличии которого ис-
пользование сооружения (продукции) по назначению практически
невозможно или недоступно.

Для определения дефектности продукции, объектов, сооружений используется коэффициент дефектности - средневзвешенное количество дефектов, приходящихся на единицу продукции. Для его вычисления используется формула

Д=

где п - выборка из рассматриваемого объема продукции (например, 1 км дороги);

а - количество анализируемых дефектов (видов дефектов); mi, - число дефектов каждого вида в выборке; v, - коэффициент весомости соответствующих видов дефектов.

Относительный коэффициент дефектности Q можно вычислить по формуле

Q=Д/Дб

где Дб — базовое значение коэффициента дефектности, соответст­вующее определенному базовому периоду развития науки и техники.

Перечень указанных видов дефектов целиком относится к авто­мобильным дорогам и может быть использован для оценки состоя­ния и степени их дефектности


Дефекты земляного полотна

Земляное полотно - это основание автомобильной дороги, предназначенное для размещения дорожной одежды, элементов до­рожного обустройства, непосредственно связанное с различными дорожными сооружениями (мостами, виадуками, акведуками, гале­реями, тоннелями и др.).

Основными дефектами земляного полотна можно считать:

Осадку насыпей - заметное при визуальном осмотре понижение уровня земляного полотна на протяжении более 20 м (в том числе на болотах).

Просадки - осадки земляного полотна на протяжении до 20 м.

Сползание насыпи - сдвиг насыпи или ее части относительно оси дороги.

Сползание откосов - сдвиг грунта откосов насыпи при умень­шении ширины обочины более чем на 20 см; появление выемок при нарушении водоотвода в кюветах.

Размывы откосов - образование промоин глубиной более 10 см.

Размывы обочин - промоины обочин на протяжении более 10 м при глубине от поверхности покрытия более 4 см (кромка покрытия "висит" или занижена на протяжении более 10 м на глубину (высо­ту) более 4 см).

Недостаточная несущая способность обочин - покрытие обо­чин из грунта (гравия) продавливается при наезде колеса автомобиля.

Разрушение на стыке с цементобетонным покрытием - сетка трещин в зоне сопряжения с покрытием в полосе шириной до 0,2 м от кромки.

Отсутствие кюветов, их разрушение - отсутствие и недостаточ­ная глубина кюветов в выемках, низких насыпях и нулевых местах.

Разрушение водоотводных сооружений - разрушение и размы­вы лотков, быстротоков, водобойных колодцев.

 


Дефекты водопропускных труб

Конструктивные особенности водопропускных труб приводят к разнообразию дефектов, которые могут быть допущены при их про­ектировании, строительстве и эксплуатации. Наиболее характерны­ми можно считать следующие.

Для круглых труб - смещение звеньев друг относительно друга на толщину стенки звена и более; расхождение звеньев с просыпкой грунта тела насыпи внутрь трубы; разрушения звеньев, требующие их замены; не обеспечивается сток воды из-за разрушения звеньев или оголовка.

Для прямоугольных труб - смещение звеньев друг относитель­но друга на толщину стенки звена и более; расхождение звеньев с просыпкой грунта тела насыпи внутрь трубы; разрушение звеньев, требующее их замены (сюда включаются трубы сечением более 0,50мх1,50м).

Для устранения дефектов водопропускных труб производится: заделка щелей и трещин; заполнение швов; выравнивание лотков трубы; исправление русла около трубы; устранение просадок под трубой; ликвидация размывов откосов насыпи; локальное исправ­ление укреплений насыпи.

 


Дефекты мостов

Дефекты мостов, путепроводов, виадуков, скотопрогонов (далее по тексту - мостов)

1)Выкрашивание мастики деформационных швов

Нарушение герметичности деформационных швов, вызванное старением мастики и воздействием динамических нагрузок от транспортных средств

2)Просадки в местах сопряжения моста с насыпью

Понижение профиля покрытия у стыка насыпи и моста

3)Повреждения отдельных секций перил

Повреждения окраски поручня или решетки в отдельных секциях перил, а также механические повреждения стоек по высоте или в месте их крепления

4)Зарастание русла

Наличие кустарника и деревьев, препятствующих нормальному движению потока в створе моста

5)Разрушение откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи

Вымывание грунта из-под укреплений откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпей

6)Нарушение поверхностей и структуры отдельных элементов

Наличие одиночных сколов бетона без обнажения арматуры, отдельных волосяных трещин и одиночных потоков на наружных поверхностях пролетных строений и опор (в металлических конструкциях повреждение окрасочного слоя на отдельных участках без коррозии металла)

7)Загрязнение опорных узлов

Наличие грязи, снежно-ледяной массы в местах установки опорных узлов между пролетными строениями и опорами; отсутствие смазки в необходимых случаях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.01 с.)