Тема 11. Психолого-педагогическая поддержка семьи, психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Психолого-педагогическая поддержка семьи, психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития



Задание № 1. Составление блок-схемы

Задачи изучения темы: познакомиться с задачами, содержанием, функциями специалистов подготовительного, ориентировочного этапов, этапа планирования и этапа реализации психологического сопровождения, учиться оформлять проанализированный материал в виде блок-схемы

Методические указания: задание рассматривается на практическом занятии (тема 11, раздел 3).

Содержание: студенты знакомятся и анализируют параграф «Психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями в развитии», составляют блок-схему

Литература:

Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям. С-Пб., 2001. с. 58-61.

 

Задание № 2. Разработка формы работы с родителями (на выбор)

Задачи изучения темы: учиться разрабатывать рекомендации для родителей в рамках психологического просвещения по гармонизации детско-материнских, коррекции сибс-конфликтов, коррекции воспитания, не соответствующего полу ребенка, устранения жестокости в детско-родительских взаимоотношениях

Методические указания: выполненное задание презентуется на практическом занятии (тема 11, раздел 3).

Содержание: студенты разрабатывают одну из форм работы психологического просвещения родителей на основе составленной характеристики внутрисемейных отношений по проективной методике «Рисунок семьи»

Литература:

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. С-Пб, 2006

 

8.4. Методические рекомендации для преподавателя

Методологической основой курса «Психолого-педагогическая диагностика» являются данные о закономерностях проведения диагностической, консультативной, психопрофилактической и психокоррекционной работы практическим психологом.

В обозначенном курсе выделяются 3 раздела, посвященные основам психолого–педагогической диагностики.

Первый раздел освещает предмет, задачи психолого-педагогической диагностики, знакомит с истоками возникновения психолого-педагогической науки как самостоятельной дисциплины.

Во втором разделе рассматриваются основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методам, классификации, характеристики строгоформализованных и малоформализованных психодиагностических методик, ограничения их применения в отношении лиц с нарушениями развития.

В третьем разделе раскрываются особенности организации деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего видов, направления деятельности практического психолога.

Указанная в программе тематика раскрывается в ходе проведения лекционных занятий, конкретизируется, уточняется и систематизируется на семинарских, практических, лабораторных занятиях, а также в процессе подготовки отчетности самостоятельных работ.

В процессе лекционных занятий у студентов формируется ориентировочная основа для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание каждой лекции выстраивается в соответствии со следующими дидактическими требованиями: изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному, логично, четко и ясно; опора смысловой часть лекции на подлинные факты, события, явления; использование приемов проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов.

Семинарские и практические занятия проводятся без чтения лекционных материалов, но предполагают предварительное выполнение заданий самостоятельной работы. Студентам предоставляется 4-5 дней для подготовки к семинарским и практическим занятиям.

Определяющей особенностью любого семинара является наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. Поэтому важно, чтобы выступающий понимал и свободно излагал материал, проявлял собственное отношение к презентуемой информации. При этом студент может обращаться к блок-схемам, картам-конспектам, тематическим словарям, первоисточникам. В то же время нежелательно, чтобы студент презентовал материал на репродуктивном уровне (читал первоисточник или ксерокопированные отрывки).

В конце семинара преподаватель дает оценку ответов выступающих и всего практического (семинарского) занятия в целом, основываясь на следующих аспектах:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе студентов;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе студентов;

- задачи и пути устранения недостатков.

Проведение лабораторных занятий ставит целью формирование практических навыков по подбору, применению, интерпретации данных проективных методик, разработке протоколов и составлению психологического заключения. Студент должен понимать задачи и знать содержание лабораторного занятия, чтобы успешно достичь обозначенного результата.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50 % общего количества часов, способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, стимулирует формировать навыков исследовательской работы и ориентирует студентов на умение применять теоретические знания на практике. Большая часть заданий для самостоятельной работы выполняется до проведения практических (семинарских) и лабораторных занятий. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, предельные сроки их выполнения и сдачи диктуются проведением практических (семинарских) и лабораторных занятий.

Задания для самостоятельной работы требуются дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в ходе аудиторных занятий материал в объеме запланированных часов.

 


II. Материалы, устанавливающие содержание и требования к проведению текущего контроля и промежуточной аттестации

Порядок проведения текущего контроля по предмету:

Входной контроль проводится для всех студентов курса в форме компьютерного тестирования и предполагает выявление представлений, полученных в ходе освоения предшествующих предметов, актуализацию межпредметных связей. В содержание теста входит содержание:

· Основ фундаментальных наук о человеке (общая, возрастная психология)

· Специальной психологии

· Основ специальной дошкольной психологии и педагогики

Рубежный контроль проводится в 4 семестре в форме компьютерного тестирования и включает тематику, обозначенную в разделах «Теоретические основы психолого-педагогической диагностики», «Психодиагностические средства», «Организация психологической службы».

Контроль остаточных знаний осуществляется в 7 семестре в форме компьютерного тестирования и предполагает проверку представлений, навыков и умений, предусмотренных программой дисциплины. Сроки проведения контроля остаточных знаний устанавливаются в соответствии с графиком.

Текущий контроль является обязательной формой контроля успешности усвоения дисциплины для всех студентов. К прохождению указанных видов текущего контроля допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам. Неудовлетворительное прохождение текущего контроля является основанием для недопуска студента к формам промежуточного контроля.

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, включающую написание рефератов и подготовку письменных ответов на следующие вопросы:

1. Психодиагностика как теоретическая дисциплина и область деятельности практического психолога.

2. Классификация психодиагностических методик.

3. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка. Этапы индивидуального психологического тестирования.

4. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.

5. Цели, виды, принципы, методы психокоррекционной работы.

6. Блоки и задачи психологического консультирования.

7. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.

8. Психологическая поддержка семьи, имеющей ребенка с проблемами развития. Формы работы психолога с родителями.

9. Психологическое просвещение родителей.

Порядок проведения промежуточной аттестации по предмету.

Промежуточная аттестация проводится непосредственно после изучения курса «Психолого-педагогическая диагностика» для всех студентов курса. Зачет проводится в устной форме по представленным ниже вопросам.

К прохождению промежуточной аттестации допускаются студенты, регулярно посещавшие аудиторные занятия, представившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам, прошедшие формы текущего контроля.

При оценке ответа студента на экзамене учитываются следующие аспекты: логичность, последовательность изложения, степень раскрытия вопроса, привлечение к ответу знаний из других областей науки, соответствие содержания ответа вопросам, обозначенным в билете.

 

Перечень вопросов к зачету

 

  1. Понятие о психодиагностике (психодиагностика как теоретическая дисциплина и область деятельности практического психолога).
  2. Из истории создания психологических тестов.
  3. Из истории проективного метода.
  4. Репрезентативность, надежность, валидность: Подход к построению и проверке диагностических методик.
  5. Психодиагностические средства: Классификация психодиагностических методик.
  6. Психодиагностические средства: Группа строгоформализованных методик.
  7. Психодиагностические средства: Группа малоформализованных методик.
  8. Нормативные документы, регулирующие деятельность психолога в ДОУ. Функции психолога в детском саду.
  9. Профессионально-этические нормы работы психолога.
  10. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка. Правила тестирования.
  11. Психолого-педагогическая диагностика, дифференциальная психометрия, психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре.
  12. Этапы индивидуального психологического тестирования.
  13. Психолого-педагогическая характеристика, психологическое заключение: понятия «психологический диагноз», «психологический прогноз», «психологическое заключение», «психолого-педагогическая характеристика».
  14. Организация психологической службы
  15. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях
  16. Психопрофилактика и ее методы
  17. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование.
  18. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.
  19. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.
  20. Методы психокоррекционной работы.
  21. Блоки и задачи психологического консультирования.
  22. Интервью как основной метод психологического консультирования.
  23. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.
  24. Формы работы психолога с родителями.
  25. Психологическая поддержка семьи.
  26. Психологическое просвещение родителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.01 с.)