Зеленина Н. Ю. , мифтахова А. А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зеленина Н. Ю. , мифтахова А. А.



ЗЕЛЕНИНА Н.Ю., МИФТАХОВА А.А.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ОПД.Ф. 15 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

 

 

Специальность:

Логопедия

 

 

Согласовано: Учебно-методическое управление «____» _____________ 20___ г. Начальник УМУ __________ Е.В.Батуева Рекомендовано кафедрой: Протокол № ___________ «____» _____________ 20___ г. Зав. кафедрой __________________

 

Пермь


 

Авторы-составители:

Зеленина Н.Ю., старший преподаватель кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии

Мифтахова А.А., старший преподаватель кафедры специальной дошкольной педагогики и психологии

 

Учебно-методический комплекс курса «Психолого-педагогическая диагностика» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования.

 

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессио-нальных дисциплин по данной специальности и является обязательной для изучения.

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан ___________ И.Ю. Ильина

 

 

Директор библиотеки _____________________

(ф. и. о.)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины ……………………………………………………………….4

1. Цели и задачи изучения дисциплины......... …………………………………………..

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины............................. ………

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................... ……….

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы......................................

4. Содержание курса.........................................................................................................

5. Темы практических и семинарских занятий................................................................

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)........................................ ………..

7.Тематика рефератов

8.Учебно-методическое обеспечение..................................................................

8.1. Литература

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины........................................................................................................ …….

8.3.Методические указания студентам............................................................. ……

8.4. Методические рекомендации преподавателю........................................... …..

II. Материалы, устанавливающие содержание и требования к проведению текущего контроля и промежуточной аттестации ……………………………………………………………25

 


I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина ОПД.Ф.15. «Психолого-педагогическая диагностика» изучается в четвертом семестре второго года обучения студентами специальности 050715– «Логопедия», относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Изучение данной дисциплины опирается на курсы общей, возрастной, специальной психологии, основы специальной дошкольной психологии и педагогики.

Цель дисциплины: содействие формированию компетентности будущих специалистов в вопросах организации различных видов профессиональной деятельности практического психолога системы специального образования: диагностико-аналитического, психопрофилактического, консультативного, коррекционно-развивающего.

Задачи дисциплины:

– познакомить с организацией деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего видов, с направлениями деятельности практического психолога;

– сформировать представление о психодиагностических средствах, о возможностях и ограничениях их применения в отношении лиц с нарушениями развития;

– познакомить с содержанием и методами психодиагностической, консультативной, психопрофилактической, психокоррекционной работы;

– содействовать формированию умений применять в психолого-педагогическом диагностическом обследовании адекватные предполагаемому диагнозу методики при моделировании ситуаций обследования.

 

2.Требования к уровню освоения дисциплины

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» по специальности специальности 050715 – Логопедия.

Извлечение из ГОС ВПО по специальности

Логопедия.

М. 2005.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

Форма обучения заочная

Содержание курса

Литература

Базовый учебник:

Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008.

Учебно-методическая литература:

1. Введение в психодиагностику / Ред. Гуревич К.М., Борисова Е.М.. М., 2000.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 2002.

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2000.

Дополнительная:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.

2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. С-Пб, 2006.

3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. С-Пб., 2006.

4. Временное положение о психологической службе в детских дошкольных учреждениях системы образования Пермской области. Пермь, 1995.

5. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Под общ. ред. Л.А. Венгера. М., 1993.

6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям. С-Пб., 2001.

7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.

8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. С-Пб., 2002.

9. Психолог в детском дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М., 1996.

10. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, Забрамной. М., 2003.

Дополнительно рекомендуемая:

1. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. С-Пб., 2004.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. С. 51-71.

3. Ромицына Е.Е. Многомерная оценка детской тревожности. С-Пб., 2005.

4. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: Психологическая помощь дошкольникам. М., 2007.

5. Шаповал И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития. М., 2005.

 

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Для проведения аудиторных занятий используется мультимедийная установка, для подготовки студентов к проведению практических и лабораторных занятий, для организации самостоятельной работы – электронная библиотека курса. В процессе самостоятельной работы студенты пользуются указанным средством в методическом кабинете, где имеются электронные носители. Студенты могут неоднократно возвращаться к просмотру материалов, выполнять задания в удобное для них время.

 

8.3. Методические указания студентам

Курс «Психолого-педагогическая диагностика» входит в блок дисциплин общепрофессиональной подготовки. Являясь важным звеном подготовки педагога-дефектолога по работе с детьми с отклонениями в развитии, учителя-логопеда, курс ориентирован на формирование целостного представления о функционировании психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего видов и видах профессиональной деятельности практического психолога.

В процессе изучения содержания курса студенты получают теоретические знания о классификации, возможностях и ограничения применения психодиагностических средств в отношении лиц с проблемами развития; о целях, этапах, принципах, методах проведения психологического консультирования, психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной работы, осуществления психологического сопровождения и поддержки ребенка с проблемами развития и его семьи.

Будущие специалисты овладевают умениями анализа и классификации психодиагностических средств, подбора психодиагностических методов в соответствии с выдвинутым первичным психологическим заключением, применения строгоформализованных и малоформализованных психодиагностических средств и интерпретации полученных данных. Аналитические и диагностические умения позволяют увидеть и оценить имеющиеся и возможные проблемы, связанные с психическими состояниями, личностными особенностями детей дошкольного возраста, эмоциональным благополучием дошкольников в ситуации педагогической деятельности и в семье, а также лежат в основе формирования навыков планирования психопрофилактической и психокоррекционной работы с детьми.

Изучение дисциплины предполагает посещение и работу на лекционных, семинарских (практических) и лабораторных занятиях, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.

В процессе изучения дисциплины студентам для самостоятельной работы рекомендуются следующие виды заданий:

– составление тематического словаря

– конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

– проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) с составлением карт-конспектов, блок-схем, картотек

– работа с нормативными документами и законодательной базой

– использование и интерпретация строгоформализованных психодиагностических методик

– составление плана психокоррекционной и психопрофилактической работы

– анализ конкретных проблемных ситуаций

– подготовка диагностического инструментария и протоколов обследования

– написание заключения

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем в ходе презентации или экспресс-опроса и учитываются при аттестации студента по дисциплине.

В процессе изучения курса предполагается проведение рубежного контроля по дисциплине в виде тестирования по 3 разделам.

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики Тема 1. Психодиагностика как теоретическая дисциплина и сфера практической деятельности психолога. Тема 2. Из истории психодиагностики.     1. Составление словаря. 2. Составление карты-схемы   1. Составление плана по конспекту лекций 2. Составление карты–конспекта
Раздел 2. Психодиагностические средства Тема 3. Дифференциальная психометрия. Репрезентативность, надежность, валидность.   Тема 4. Группа строгоформализованных методик.     Тема 5. Группа малоформализованных методик.   1. Проработка материала по учебной литературе   1–2. Анализ тестовых методик 3. Построение профиля личности 4. Составление картотеки   1. Проработка материала по учебной литературе 2. Анализ протоколов наблюдений за типичными видами деятельности ребенка-дошкольника  
Раздел 3. Организация психологической службы 6. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях 7. Психолого-педагогическая диагностика, психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностической процедуре   8. Психолого-педагогическая характеристика, психолого-педагогическое заключение   9. Психопрофилактика и ее методы     10. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование   11. Психолого-педагогическая поддержка семьи, психологическое сопровождение детей и подростков с нарушениями развития     1. Разработка блок-схемы     1. Решение проблемных ситуаций 2. Разработка протоколов проведения методик проективной техники 3. Анализ данных проективной методики «Рисунок семьи»   1. Анализ вариантов психологического заключения   1. Разработка плана психопрофилактических мероприятий   1. Составление блок-схемы 2. Анализ психокоррекционных программ 3-4. Составление плана психокоррекционных мероприятий   1. Составление блок-схемы 2. Разработка формы работы с родителями

Перечень вопросов к зачету

 

  1. Понятие о психодиагностике (психодиагностика как теоретическая дисциплина и область деятельности практического психолога).
  2. Из истории создания психологических тестов.
  3. Из истории проективного метода.
  4. Репрезентативность, надежность, валидность: Подход к построению и проверке диагностических методик.
  5. Психодиагностические средства: Классификация психодиагностических методик.
  6. Психодиагностические средства: Группа строгоформализованных методик.
  7. Психодиагностические средства: Группа малоформализованных методик.
  8. Нормативные документы, регулирующие деятельность психолога в ДОУ. Функции психолога в детском саду.
  9. Профессионально-этические нормы работы психолога.
  10. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка. Правила тестирования.
  11. Психолого-педагогическая диагностика, дифференциальная психометрия, психодиагностическая процедура, нормативные требования к психодиагностичекой процедуре.
  12. Этапы индивидуального психологического тестирования.
  13. Психолого-педагогическая характеристика, психологическое заключение: понятия «психологический диагноз», «психологический прогноз», «психологическое заключение», «психолого-педагогическая характеристика».
  14. Организация психологической службы
  15. Психологическая служба в общеобразовательных коррекционных учреждениях
  16. Психопрофилактика и ее методы
  17. Психокоррекция и ее методы, психолого-педагогическое консультирование.
  18. Направления и средства психопрофилактических мероприятий.
  19. Цели, виды, принципы психокоррекционной работы.
  20. Методы психокоррекционной работы.
  21. Блоки и задачи психологического консультирования.
  22. Интервью как основной метод психологического консультирования.
  23. Понятие, цель, компоненты психологического сопровождения.
  24. Формы работы психолога с родителями.
  25. Психологическая поддержка семьи.
  26. Психологическое просвещение родителей.

 

ЗЕЛЕНИНА Н.Ю., МИФТАХОВА А.А.

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.021 с.)