Этапы работы над темой исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы работы над темой исследования



Работа над темой магистерской диссертации осуществляется в три этапа.

На первом этапе магистрант:

§ осуществляет поиск теоретической и эмпирической информации;

§ разрабатывает программу исследования;

§ разрабатывает или подбирает диагностический инструментарий исследования;

§ выявляет проблему исследования;

§ тщательно систематизирует отобранный материал, изучает его и подготавливает краткую историографию проблемы исследования;

§ определяет его цель, задачи, структуру и методы;

§ составляет план магистерской диссертации;

§ разрабатывает и проводит эксперимент.

На втором магистрант:

§ пишет черновой вариант текста и высказывает свое мнение по рассматриваемым вопросам;

§ формулирует выводы по параграфам и главам;

§ оформляет научно-справочный аппарат (сквозные ссылки, библиографический список).

На третьем этапе магистрант:

§ корректирует содержание в соответствии с замечаниями научного руководителя;

§ пишет окончательный вариант магистерской диссертации и автореферат с учетом требований научного оформления;

§ представляет их научному руководителю и рецензенту на отзыв и рецензию.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Примерные структурные единицы магистерской диссертации

Титульный лист

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования

Выводы по 1 главе

Глава 2.Методика организации экспериментальной работы

Выводы по 2 главе

Глава 3.Результаты исследования и их обсуждение

Выводы по 3 главе

Заключение

Библиографический список

Приложения (с обязательным представлением первичного материала).

 

Титульный лист (см. Приложение 2) включается в общую нумерацию. Номер страницы на нем не ставится.

Введени. содержит обоснование актуальности темы исследования; характеристику методологического аппарата.

Первая глава отражает результаты теоретического анализа проблемы и содержит результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по проблеме; объяснение смысла ключевых понятий по теме исследования.

Вторая глава содержит описание хода экспериментальной работы (констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента): цели и задачи, характеристику выборки, описание критериев и показателей, характеристику выборки и диагностического материала, цели и задачи педагогического проекта, этапы, содержание и способы его реализации

Третья глава содержит анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы.

Заключение содержит выводы, отражающие степень достижения цели и задач исследования, доказанности гипотезы; перспективы дальнейшего решения проблемы исследования в соответствии с полученными результатами.

Выводы по главам должны содержать краткое изложение основных положений каждого параграфа. Выводы считаются корректными, если они соответствуют поставленным задачам исследования, являются следствием данного исследования, формулируются лаконично и не содержат общеизвестных истин или суждений, требующих дополнительных научных доказательств.

В библиографическом списке необходимо указать все использованные автором источники, а не только те, на которые есть ссылки в тексте работы. В перечень используемых литературных источников могут входить разнообразные виды изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные. Не менее 50% источников должны быть изданы в течение последних 10 лет. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1.–2003 «Библиографическая запись». При оформлении важно учитывать тип источника: монография, публикация в периодическом издании, сборник трудов и т.п. (см. Приложение 2).

Приложения могут содержать схемы, таблицы, анкеты, тексты модифицированных или малоизвестных методик, статистические таблицы, характеристики отдельных испытуемых и другой материал, проясняющий или подтверждающий отдельные фрагменты исследования, а также методические разработки и т.д.

Обязательными являются представление в приложении первичных материалов: протоколов обследований, заполненных испытуемыми анкет, опросных листов, тестовых бланков, работы детей и т.д. Содержание и количество приложений зависит от конкретной работы. В приложение рекомендуется поместить конспекты занятий, анкеты, перечень дидактических пособий, используемых при проведении занятий и т.п.

 

Рекомендации по разработке методологического аппарата исследования и написанию введения

 

В методологической части введения следует обосновать выбор темы, ее актуальность, описать степень разработанности темы, выявить противоречия и сформулировать проблему, раскрыть цель и вытекающие из нее задачи работы, определить объект, предмет и гипотезу исследования, методологическую основу исследования; теоретическую и практическую значимость выполненной работы.

В процедурной части введения следует перечислить этапы и методы исследования, виды апробации полученных результатов, указать базу эксперимента, структуру работы.

Введение начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется магистрантом на основе анализа литературы по избранной теме, а также исходя из требований педагогической и психологической науки и практики.

Обосновать актуальность – значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Актуальность может отражать значимость проведения данного исследования в трех направлениях:

- социальная значимость – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом;

- научная значимость – степень достаточности изученности данной проблемы в научных исследованиях;

- практическая значимость – важность решения данной проблемы для практики работы образовательного учреждения.

Переходя к описанию степени разработанности темы в современной научной литературе, магистрант по возможности отражает:

- требования социального заказа общества, представленного в нормативных документах;

- значимость в психолого-педагогической теории научной проблемы, в рамках которой избрана тема исследования;

- состояние изучаемого вопроса в практике современной системы образования.

Необходимо продемонстрировать достаточно глубокое знакомство с имеющимися источниками и привести в алфавитном порядке список работ отечественных и зарубежных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование данной проблемы.

Формулировке проблемы предшествует выявление реально существующего противоречия между тем, что должно быть в соответствии с социальным заказом. и тем, что выявилось в конкретной практике образования. Например: «Противоречие между необходимостью воспитания здорового ребенка и недостаточно сформированной мотивацией к здоровому образу жизни у младшего школьника». Только выявив существующее социально-педагогическое противоречие, можно сформулировать проблему как главный вопрос конкретного исследования. Например: «Каковы формы и методы формирования положительной мотивации младшего школьника к здоровому образу жизни?».

Цель любого исследования – это желаемый конечный результат, решение определенной проблемы (теоретико-познавательной, практической или прикладной).

Формулировка цели исследования предполагает:

- выявление взаимосвязи явлений;

- изучение динамики явлений;

- создание педагогических проектов, программ, рекомендаций, методик, моделей и т.п.;

- адаптация методик к условиям экспериментальной работы.

Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию и потому требует постановки конкретных тактических задач. В совокупности они образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней (см. Табл. 1). Рекомендуются использовать следующие глаголы при формулировке задач: выявить, определить, охарактеризовать, исследовать, обосновать, раскрыть, проанализировать, рассмотреть, предложить, разработать.

Фактически основная часть текста – это постепенное решение поставленных во введении задач, поэтому часто формулировки задач совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Таблица 1

Пример конкретизации цели исследования в его задачах

 

Тема исследования Цель исследования Задачи исследования
Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы проведения фольклорных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников. 1. Выявить особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников. 2. Определить алгоритм проведения фольклорных праздников начальной школе. 3. Проанализировать возможности фольклорных праздников в духовно-нравственном воспитании младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование эффективности программы проведения фольклорных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Продуктивные задания как способ формирования коммуникативных УУД у младших школьников Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность продуктивных заданий как способа формирования коммуникативных УУД. 1.Выявить сущность понятия «универсальные учебные действия» и «коммуникативные УУД». 2.Определить этапы формирования УУД. 3.Изучить виды и типы продуктивных заданий. 4.Провести экспериментальное исследование эффективности комплекса продуктивных заданий как способа формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Взаимосвязь эмпатии и стратегии поведения младших школьников (для психолого-педагогического образования) Теоретически обосновать и экспериментально проверить наличие взаимосвязи между эмпатией и стратегией поведения младших школьников для разработки рекомендаций по развитию эмпатии у детей 1.Выявить сущность понятия «эмпатии». 2.Рассмотреть особенности стратегии поведения младших школьников. 3.Обосновать наличие влияния уровня развития эмпатии на стратегию поведения младших школьников.. 4.Экспериментальным путем проверить наличие корреляции между уровнем развития эмпатии и стратегией поведения младших школьников.. 5. Разработать рекомендации (программу) по развитию эмпатии у детей.

Основными методологическими понятиями работы являются объект и предмет исследования.

Объект исследования – это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Объектом педагогического исследования, как правило, выступают психолого-педагогические явления и процессы: процесс образования, процесс воспитания; процесс обучения; процесс формирования отдельных качеств, сторон личности учителя или учащихся; учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный и управленческий процессы.

Предмет исследования представляет собой отдельный аспект объекта, подвергающийся непосредственному изучению. Предметом исследования могут выступать: содержание образования и воспитания; диагностика учебно-воспитательного процесса, качеств и свойств личности учителя и учащихся; формы, средства, методы организации процессов обучения и воспитания, развития личности и т.п.

Предмет исследования всегда находится в рамках исследуемого объекта (см. Табл. 2).

Таблица 2

Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования

 

Тема исследования Объект исследования Предмет исследования (возможные варианты)
Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников Духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами фольклорных праздников. Или: Возможности фольклорных праздников как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Продуктивные задания как способ формирования коммуникативных УУД у младших школьников Процесс формирования УУД у младших школьников Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на основе продуктивных заданий. Или: Возможности продуктивных заданий как способ формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Во введении необходимо сформулировать гипотезу исследования. Гипотеза – это логически обоснованное предположение исследователя о наличии связи между изучаемыми явлениями (что связано с чем), о природе этой связи (корреляционная или причинно-следственная), о характере этой связи (например, прямо влияет или опосредованно), о закономерностях динамики явления (т.е. каковы механизмы развития, как протекает процесс). По содержанию предположений можно выделить описательные (предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта, а также о свойствах объектов, на основе которых может быть составлена классификация) и объяснительные (предположения о причинно-следственных зависимостях переменных в изучаемых объектах) гипотезы. Требования, которым должна отвечать гипотеза исследования:

§ гипотеза должна соответствовать исходным теоретическим принципам исследования;

§ гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы, то есть не «операционализированы»;

§ гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования, т.е. она должна быть сформулирована таким образом, чтобы быть доказанной (или опровергнутой) при существующем уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования;

§ гипотеза не должна содержать ценностных суждений;

§ гипотеза не должна включать в себя слишком много ограничений и допущений.

Форма гипотезы может быть следующей: если ……. (сущность изменений), то ……. (результат) за счет того, что...

Таблица 3

Примеры взаимосвязи темы и гипотезы исследования

 

Тема исследования Гипотеза исследования
Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников Уровень духовно-нравственной воспитанности повысится, если в учебно-воспитательный процесс внедрить систему фольклорных праздников, характерной особенностью которых является… (объяснительная гипотеза).
Продуктивные задания как способ формирования коммуникативных УУД у младших школьников Уровень сформированности коммуникативных УУД повысится при условии использования в образовательном процессе начальной школы различных типов продуктивных заданий (объяснительная гипотеза).
Взаимосвязь эмпатии и стратегии поведения младших школьников Существует связь (взаимосвязь, прямая корреляция) между уровнем развития у младшего школьника эмпатии и избираемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии у ребенка, тем чаще им избирается стратегия сотрудничества (описательная гипотеза).

Во введении также указываются методы исследования: теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение, моделирование и т.п.), эмпирические методы (эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, наблюдение, беседа и т.д.), статистические методы обработки данных.

Во введении также указывается база проведения эксперимента, количество испытуемых и их возраст. Например: «Исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 138 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 50 младших школьников в возрасте 7-8 лет».

Во введении также указываются этапы исследования – последовательные стадии выполнения магистерской диссертации (см. Табл. 4).

Таблица 4

Примеры взаимосвязи темы и этапов исследования

 

Тема исследования Этапы исследования
Фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. 1. На первом этапе исследования (указать даты) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий. 2. На втором этапе (указать даты) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы. 3. На третьем этапе (указать даты) в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект (методика, программа и т.п.); проводился контрольный этап экспериментальной работы. 4. На четвертом этапе (указать даты) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.

 

Во введении должна быть указана теоретико-методологическая основа исследования, которая представляет собой перечень теорий, концепций и научных подходов, на которых базируется работа.

Например, по проблеме профилактики Интернет-зависимости у младших школьников, методологическая основой исследования могут стать:

§ системный подход, позволивший раскрыть целостность феномена интернет-зависимости и рассмотреть данную зависимость как психосоциальное явление современного общества.

§ аксиологический подход, направленный на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих и личностных ценностях, здоровом образе жизни.

§ личностно-ориентированный подход, позволивший определить возможность разработки основных направлений профилактической работы с учетом личностных характеристик младших школьников.

Теоретическую основу исследования составили:

§ концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я.И. Гилинский, А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич, Н.Н. Мехтиханова, Г.В. Старшенбаум, В.В. Шабалина);

§ основные исследования психологических характеристик младших школьников, способствующих развитию у них зависимого поведения (Г.С. Абрамова, О.Н. Безрукова, К.Р. Брагина, Б.С. Волков, Н.А. Горбач, Е.Д. Дедков, Р.П. Ефимкина, С.И. Левикова, М. Лемешева, И.Г. Малкина–Пых, Л.Г. Нефедовская, С. Пиявский, О. Понукалина, О.А. Толченов, О.В. Хухлаева);

§ труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (А.В. Гоголева, Н.А. Залыгина, А.В. Котляров, Л.Г. Леонова, К.С. Лисецкий).

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется характером выполняемого исследования. Магистерская диссертация выпускника вуза, имеющего сравнительно небольшой профессиональный опыт, вряд ли может претендовать на сколько-нибудь новое прочтение известных вопросов, однако она должна иметь теоретическую и практическую значимость. Определяя теоретическую значимость исследования важно отметить, как изменяют полученные новые результаты исследования уже существующие в теории представления; как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание педагогических понятий; какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты. При этом можно использовать термины для ввода

Представили историографию проблемы…;

выявили (проблемы, возможности…);

сформулировали (условия…);

ввели в теорию (уточнение дефиниций);

разработали (критериально-уровневые шкалы, проекты, модели, системы…).

Практическую значимость исследования составляют пути, способы использования результатов исследования в практике, предложения для совершенствования управления, организации, содержания образования, внедренческие материалы (программы, пособия, методики, рекомендации и т.д.).

Апробация исследования может осуществляться путем участия в конференциях, семинарах; публикаций результатов исследований, заседаниях методических комиссий; внедрения основных положений диссертационного исследования в учебно-воспитательный процесс; выступлениях на заседаниях кафедры; курсах повышения квалификации и т.п.

Для того чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– при выявлении проблемы исследования: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?»;

– при выборе темы исследования: «Нашла ли отражение проблема исследования в его названии?»;

– при обосновании актуальности: «Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?»;

– при определении объекта исследования: «Что будет исследоваться?»;

– при определении предмета исследования: «Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?»;

– при формулировке цели исследования: «Какой результат исследования Вы намерены получить?»;

– при определении задач исследования: «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?»;

– при выдвижении гипотезы исследования: «Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цели исследования?».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.042 с.)