Последовательность изложения представления методологических положений исследования во введении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последовательность изложения представления методологических положений исследования во введении



Методологическая часть:

§ актуальность исследования;

§ степень разработанности проблемы (с указанием фамилий исследователей);

§ противоречия;

§ проблема исследования;

§ тема исследования;

§ цель исследования;

§ объект исследования;

§ предмет исследования;

§ гипотеза исследования;

§ задачи исследования;

§ теоретико-методологическая основа исследования;

§ теоретическая и практическая значимость исследования;

 

Процедурная часть:

§ база исследования;

§ логика (этапы исследования);

§ методы исследования;

§ апробация исследования;

§ структура магистерской диссертации.

Рекомендации по работе с литературой и написанию теоретической части исследования

 

Работа над исследованием начинается с подбора, изучения и анализа научной литературы, в которой описаны результаты исследований предшествующих поколений ученых. Литература служит источником изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

При изучении литературных источников может быть выявлено следующее:

§ кто уже работал и работает по теме исследования;

§ основные идеи авторов, их позиции по исследуемой проблеме;

§ что особенно удалось каждому из авторов в ее изучении;

§ чем отличается их позиция от традиционной, что нового они внесли в изучение этой проблемы;

§ какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения (или сомнения) и почему;

§ какие аспекты проблемы не нашли отражение в существующей литературе;

§ какие в связи с эти встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы.

При анализе литературы и опыта работы образовательных учреждений необходимо выявить:

§ какие затруднения выявлены при решении данной проблемы на практике;

§ каковы основные причины затруднений и недостатков при решении данной проблемы на практике;

§ что особенно успешно удается реализовать при решении данной проблемы на практике;

§ какими средствами достигаются успехи в решении данной проблемы на практике;

Такой предварительный анализ литературы позволяет магистранту сформулировать проблему, цель и задачи исследования.

Работа с литературой включает следующие методы:

§ составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании работы;

§ реферирование: сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по одной теме;

§ конспектирование: детальное изложение главных положений и идей работы;

§ цитирование: дословная запись высказываний автора.

Включенную в текст цитату следует оформить ссылкой с обязательным указанием номера источника в списке литературы и номера страницы в источнике. Если приводится не цитата, а излагаемая мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делается ссылка на источник (см. Приложение 5).

Любой источник, на который ссылается автор работы, должен быть включен в библиографический список.

Опираясь на изученные источники, магистрант в теоретической части раскрывает основные понятия, сущность проблемы исследования и ее состояние в современной теории. Дает анализ основных точек зрения на исследуемую проблему, имеющихся в современной научной литературе. Научное обоснование проблемы предполагает также анализ состояния изучаемого вопроса в практике современной школы и обоснование собственной точки зрения на исследуемую проблему.

Целесообразно в конце каждого параграфа теоретической части сделать краткое резюме.

Теоретическая глава должна иметь свой заголовок. Он может быть формальным («Теоретические предпосылки исследования», «Теоретический анализ проблемы», «Обзор современных исследований по проблеме» и т.п.) или содержательным («Проблема формирования мотивов учебной деятельности в трудах отечественных педагогов и психологов» и т.п.).

Перед составлением обзора психолого-педагогической литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение.

Установить содержание понятия, или раскрыть его возможно посредством определения (дефиниции). Определить понятие – значит раскрыть существенные признаки его содержания.

Структура определения:

1) Определяемый термин

2) Термин, обозначающий более общее (родовое) понятие

3) Свойства, выделяющие в этом общем понятии определяемое понятие (видовое отличие).

Например: Дифференцированное обучение (определяемый термин) – обучение (родовое понятие), в котором (далее –видовое отличие) осуществляется неодинаковый вариативный подход к отдельным учащимся или к группам учащихся, выделенным либо по уровням учебной успешности, здоровья, отношения к предмету (уровневая дифференциация), либо по существенным признакам: тип мышления, работоспособность, профессиональная направленность, темперамент, пол и др. (типологическая дифференциация). [Педагогический словарь /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др. – М.: Академия, 2008. – С.60].

Поиск толкований понятий следует вести в следующих источниках:

§ энциклопедиях: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

§ толковых словарях: общие (С. Ожегова, В. Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

§ оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

 

Рекомендации по проведению экспериментальной работы и написанию практической части магистерской диссертации

Выполнение практической части магистерской диссертации предполагает выбор одного из двух вариантов.

1. Установление взаимосвязи между феноменами (для психолого-педагогического направления).

Целью данного вида магистерской диссертации является практическое исследование научной проблемы и использование комплекса диагностических процедур, необходимых для целенаправленного и планомерного изучения личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе, их структуры, внутренних и внешних связей. Оно включает как анализ – поэлементное, отдельное изучение компонентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, сфер развития личности, так и последующий синтез – создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения, создание диагностических средств и методов.

2. Установление причинно-следственных связей между феноменами (для педагогического и психолого-педагогического направлений).

Целью данного вида магистерской диссертации являются практическое исследование научной проблемы, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов в ходе психолого-педагогического обследования.

Практическая часть магистерской диссертации представлена двумя главами (глава 2-ая, в которойописанаметодика организации экспериментальной работы, и глава 3-ья, в которой представлены результаты исследования и их обсуждение).

Вторая глава магистерской диссертации включает изложение целей, задач, этапов и содержания экспериментальной работы.

В параграфе 2.1. следует указать:

§ базу экспериментального исследования;

§ описание выборки: количество испытуемых в группах, возраст испытуемых, пол испытуемых, социальные характеристики, образование испытуемых, способ формирования выборки (случайный подбор, формальная группа и т.д.) и разбиения выборки на группы (рандомизация, попарное уравнивание и т.п.), характеристики, по которым группы различаются (см. Приложение 1); подробное описание использованных методик: название, автор, направленность, инструкция, надежность и валидность; в приложении необходимо представить полный текст диагностических методик, которые не являются общеизвестными; описание критериев и показателей; фиксация различий, созданных в рамках формирующего эксперимента для экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой; указание статистических методов, которые были использованы для обработки полученных результатов.

В параграфе 2.2. следует представить:

§ описание целей, задач, этапов, содержания и способов реализации педагогического проекта, внедряемого в рамках формирующего этапа эксперимента;

§ описание программы, методики, технологии, системы и т.п.;

Третья глава содержит анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы, оформленных в соответствующих таблицах, диаграммах, графиках и т.д. и их интерпретацию.

При оформлении результатов экспериментальной работы необходимо помнить, что указание точных имен испытуемых является нарушением профессиональной этики. Если возникает необходимость сослаться на данные конкретного человека, то его представляют обычно либо под вымышленным именем, либо под числовым или буквенным кодом, либо под первыми буквами имени и/или фамилии. Но в целом наибольший интерес представляют обобщенные данные, для получения которых прибегают к более или менее сложным математическим и статистическим операциям (расчет средних показателей, процентные соотношения, коэффициенты корреляции и т.п.).

 

Рекомендации по написанию заключения

 

Заключение должно содержать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта небольшая по объему часть (3–4 стр.) имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логической форме должны быть представлены итоговые результаты исследования.

В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых – выделение и обоснование одного конкретного вывода. Главный итог работы должен быть четко сформулирован и должен отражать авторский вклад в исследование темы. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практическое значение, это также нужно оговорить.

Из текста заключения должен вытекать общий вывод о том, что цели и задачи выпускной квалификационной работы полностью решены.

4. Требования к оформлению магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна быть напечатана на стандартном листе писчей бумаги в формате А4 (поля: левое – 30 мм, правое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; шрифт «Тimes New Roman», размер 14, отступ для красной строки 1,25мм, выравнивание по ширине, полуторный междустрочный интервал).

Оптимальный объем выпускной квалификационной работы должен составлять 70 - 90 страниц в зависимости от характера исследования (без учета приложений).

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту, посредине верхней части листа, начиная с 3-й страницы.

Введение, главы основной части, заключение, библиографический список и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки параграфов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной). Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки, не подчеркивая, а выделяя жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между буквами и строками заголовка являются такими же, как и в самом тексте. Точка в конце заголовка не ставится.

Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Ссылки должны иметь сквозную нумерацию, быть помещены в скобки и обязательно содержать порядковый номер работы, под которым она значится в списке литературы.

Приложения следует оформлять как продолжение квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», иметь тематический заголовок и нумероваться арабскими цифрами. В приложении не отражается общая с остальной частью квалификационной работы сквозная нумерация страниц. На все приложения в основной части квалификационной работы должны быть ссылки. Каждое приложение обычно имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

 

Все листы работы и приложений аккуратно подшиваются (брошюруются) в папку и переплетаются.

Особого внимания при оформлении работы требуют ссылки – указания на источники цитирования и передачи косвенной речи, идеи каких-либо авторов, результаты проведенных исследований и т.п. Ссылки на источники информации обязательны, так как это свидетельствует о культуре научного труда и является показателем его этичности и корректности.

Ссылаться в тексте на литературные источники приходится в различных ситуациях: прямое цитирование, изложение оригинальных мыслей без цитирования, цитирование не по первоисточнику, перечисление авторов, работавших над сходной проблемой, приведение из другого литературного источника рисунка, таблицы.

Прямое цитирование

При прямом цитировании в тексте приводится фраза или часть фразы из какого-либо источника. Цитата обязательно должна быть заключена в кавычки. После цитаты в тексте в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы и через запятую – номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [14, С. 236].

Правила цититрования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов, не влияющих на смысл, обозначается многоточием.

3. Если, приводя цитату, необходимо выделить в ней какие-то слова, важные для Вашего текста, то после такого выделения необходимо указать начальные буквы своего имени и фамилии: (курсив мой – И.Ф.), (подчеркнуто мною – И.Ф.) и т.д. Не следует злоупотреблять цитатами. Оптимальное количество цитат в тексте не более двух на странице.

4. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, откуда она была позаимствована.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.022 с.)