Медиарынок в России : этапы и тенденция развития , структура , аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медиарынок в России : этапы и тенденция развития , структура , аспекты.



Медиарынок в России: этапы и тенденция развития, структура, аспекты.

 

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями. совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки.

Основным товаром - журналистская информация в различных ее видах и состояниях.

Взникает, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром

1) закон соответствия спроса и предложения

характерно для кризисных периодов истории общества.

Закон стоимости

определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию

Воспроизводительное потребление

Структура и аспекты медиарынка

две части

А) Ресурсный - для производства журналистской информации в редакциях печатных периодических изданий, на телевидении, радио и в информационных агентствах.

финансы, рабочая сила, материалы и энергия, техника и различные виды информации –Редакции и компании выходят на эти рынки как покупатели. товары приобретают у финансовых организаций и промышленных предприятий, а недостаточную журналистскую информацию – у информационных агентств и других редакций и компаний.

Б) Информационный рынок

Все, что представлено в нем в момент выхода на него новой журналистской информации, является средой, которая способствует или мешает продаже или покупке нового информационного товара. - другие периодические издания. Один из его аспектов – рынок периодических изданий. Другой – рынок распространителей. Третий – рынок покупателей новой информации

 

Финансовый рынок.

инвестиции.

Кредиты.

у спонсора

 

 

Рынок рабочей силы (труда).

Три части.

журналистов

рынок технических сотрудников.

рынок сотрудников для редакционных коммерческих структур. в области редакционно-издательского маркетинга и редакционного менеджмента.

 

 

Издательский рынок.

издательства и иные учреждения и предприятия, осуществляющие материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ.

издательство мб структурой редакции или компании. Мб договор с другим издательством.

аудиовизуальных СМИ - нужны государственных технических центров, передающих их сигнал. В стране ограниченное количество технических центров - производителям информации приходится принимать условия оплаты.

Сокращение спроса, возникновение новых независимых издательств и коммерческих полиграфических предприятий приводит к ослаблению монопольного положения издательств, владеющих полиграфической базой.

 

Технический рынок. Техника в редакциях печатных периодических изданий, студиях аудиовизуальных СМИ и РИА. Часть средств - для фиксации и хранения информации, другая – в процессе подготовки и выпуска.

Предложение начинает превышать спрос, что приводит к снижению цен на технические средства.

средства малой оргтехники- Ксероксы, автоответчики, диктофоны и т.д.

 

Рынок материалов.

рынка бумаги.

расходные материалы – бумага для факсов и ксероксов, фотоматериалы и многое другое.

ресурсов аудиовизуальных СМИ – дискет, магнитной ленты, киноленты для производства кинофильмов, выходящих на телеэкраны, и т.д.

нематериальные – информационные – ресурсы:

виды социальной информации – научной, технической, статистической, рекламной и др. некоторую ее долю вынуждены покупать на рынке информации и идей.

 

Рынок информации и идей.

Для него характерно состояние постоянного дефицита информации.

Спрос превышает предложение.

журналистская информация – политическая и экономическая, культурная и развлекательная.

социальная нежурналистская информация: научная, статистическая, техническая, производственная (из конструкторских бюро и на предприятиях), военная и криминальная. подвергают обработке.

Рынок рекламной информации.

рынок идей. Журналист или инициативный читатель, телезритель может предложить идею – введения новой рубрики, освещения новой темы, встречи с интересным человеком и т.п. Если примут, компенсировать – купить идею – иначе она может уйти к конкуренту. Спрос превышает предложение.

 

Рынок периодических изданий.

с пецификой различных СМИ.

прессы.

Радиорынок - стабильность.

телевизионный рынок.

рынок информационных агентств.

рынок электронной информации.

 

 

Рис. 1. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА РОССИИ

 

Рынок ресурсов Среда
1. Финансовый рынок 2. Рынок материалов 3. Рынок техники 4. Издательский рынок 5. Рынок рабочей силы 6. Рынок информации 7. Рекламный рынок 8. Пресса (газеты, журналы, еженедельники) 9. Аудиовизуальные СМИ (ТВ, радио) 10. Электронные СМИ (Интернет-СМИ и др.) 11. Издания информационных агентств 12. Кинодокументалистика 13. Рынок распространителей 14. Рынок покупателей: а) по полу б) возрасту в) национальности г) интересам д) профессии, социальному статусу

 

по территориальному (региональному) принципу

Местный рынок образуется быстрее, если в населенном пункте создается редакция газеты и работает местная типография. Может образоваться и в результате распространения. столичный рынок. выделяется размерами и качествами предлагаемой информации, и ролью столицы как исторического, культурного и крупнейшего экономического центра страны.

по языковому принципу.

русский,

национальном языке,

Сегментация рынка.

Рынок распространителей.

сформировался после ликвидации монополии Союзпечати в области распространения периодической печати.

После распада Союза роль монополиста играла Роспечать.

С вхождением СМИ в рыночную экономику в России

- коммерческих фирм, играющих роль посредников между редакциями, издательствами и покупателями. - выступают как покупатели и продавцы. Покупают оптом у редакции часть тиража и перепродают ее.

- отделения Роспечати,

- свои службы распространения.

 

Рынок покупателей.

целевой рынок покупателей.

секторы, каждый отличается составом потребителей информации. различия зависят от:

- мотивации поведения и решения ее покупателя.

- по увлечениям

- рынки покупателей-специалистов, представителей различных профессий

- покупателей, представляющих сферы жизни общества, науку или образование – учителей, преподавателей, студентов.

- государственными и общественными учреждениями

 

 

2) Правовые предпосылки

учредитель получает право основать новое СМИ лишь при соблюдении требований, предъявляемых ему правом, законом. в Законе РФ «О средствах массовой информации», 27 декабря 1991 г.

регистрации нового СМИ.

В зависимости от региона его распространения - место регистрации.

Если по всей РФ, за ее пределами, на территории нескольких республик или нескольких краев и областей, заявление - Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

если на территории республики в составе РФ, края, области, района, города или иного населенного пункта, района в городе, - в соответствующий территориальный орган этого министерства

Регистрация не требуется,

если оно учреждается органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений,;

если тираж периодического печатного издания - менее 1000 экземпляров,

для теле- и радиопрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного гос учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов.

Чтобы заявление о регистрации было принято к рассмотрению, сообщить в нем:

-сведения об учредителе (учредителях),

название СМИ,

язык,

адрес редакции,

форма периодического распространения продукции,

предполагаемая территория распространения,

примерная тематика и/или специализация,

предполагаемая периодичность выпуска

максимальный объем СМИ.

источники финансирования

сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

 

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора.

 

Регистрационный сбор - за выдачу свидетельства о регистрации. При определении размеров - учитывают тип, тематику и специализацию материалов. Для СМИ для детей, подростков и инвалидов, СМИ образовательного и культурно-просветительного характера - пониженный сбор. Увеличиваются для СМИ где рекламный или эротический характер.

Регистрационный сбор возвращается при отказе заявителю в регистрации или его отказе от регистрации.

Отказ Если

- заявитель не обладает правом на учреждение СМИ в РФ.

- сведения, указанные в заявлении, не соответствуют действительности.

- регистрирующий орган ранее уже зарегистрировал другое СМИ с тем же названием и формой распространения.

Заявление о регистрации др рассмотрено в течение месяца, начиная с указанной в нем даты. Со дня выдачи свидетельства о регистрации СМИ считается зарегистрированным и его учредитель получает право начать производство информационной продукции. Это право сохраняется в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. – потом СМИ признается недействительным. Повторная его регистрация не допускается.

К учредителю нового аудиовизуального СМИ - доп требования. - получить лицензию на вещание от Министерство связи РФ в соответствии с федеральным Законом о связи, принятым 16 февраля 1995 г

Договор учредителя

определяет производственные, имущественные и финансовые отношения между сторонами: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, возмещения убытков и т.п.

имеет право обязать редакцию помещать материал от его имени.

Редакция имеет право учреждать приложения. распространять, выходить на рынок распространителей.

главный редактор представляет ее в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, организациями, учреждениями, госорганами и в суде. Он отвечает за исполнение требований, предъявляемых к СМИ законами РФ. избирается или назначается в соответствии с уставом редакции.

 

 

Устав редакции

определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора,

порядок его избрания или назначения, редакционной коллегии и иных органов управления,

полномочия коллектива журналистов.

основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ, ликвидации и реорганизации редакции,

изменения ее организационно-правовой формы, устава

Принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее 2\3 его состава и утверждается учредителем..

Копия устава редакции направляется в регистрирующий орган не позднее 3 месяцев со дня первого выхода в свет СМИ.

 

 

3) Экономические предпосылки образования СМИ в России

экономической базы. ресурсы – финансовые, материальные, информационные, рабочей силы.

-обеспечивают финансовую базу издания.

-созданию его материально-технической базы. - бумаги. договор с издательством. с государственным техническим центром о передаче сигнала.

- базу распространения.

- договора с центральным и региональным ИА и подключаются к Интернету – для базы информации.

- рабочей базе

–аудиторной базы.

 

Учреждение и регистрация СМИ

– частное лицо. предоставляет начальный капитал.

- коллективное учредительство.

- журналистский коллектив.

- трудовой коллектив редакции. В число учредителей входят технические сотрудники. Это позволяет уменьшить текучесть технических кадров.

- государственный орган, ведомство, общественная организация – профсоюз, партия и т.д. два варианта: - учредителем становится тот орган, которая основывает СМИ и дотирует его, регулярно предоставляя финансовые средства. - возникает многозвенный учредитель. в роли соучредителей выступают те органы, которые являются фактическими основателями СМИ, и журналистский или трудовой коллектив его редакции.

 

Конкуренция на медиарынке

знание можно получить, изучая издания, конкурирующие с новой газетой или программой.

- длительной конкурентной борьбы- если конкурируют 2 или более, обладающие равными ресурсами и возможностями. Каждое из них теряет часть потенциальной аудитории и возможного дохода. - «Московские новости», «Новая газета» и «Литературная газета».

- монополии. - «Советский спорт»

– олигополии. - конкурирующие издания решают прийти к соглашению. договоренность о разделе рынка: часть становится «зоной влияния» одного из изданий, оставшаяся - другому. - о разделе типов публикаций.

13.Финансовая база периодического издания. Финансовая политика редакции

Цель финансовой политики

– создание финансовой базы, ее укрепление и расширение, обеспечение большей независимости коммерческой редакции СМИ.

Достижение

-с уменьшением расходов, связанных с выпуском издания, ростом доходов от его реализации и увеличением прибыли редакции.

Финансовую политику опр учредитель.

реализацию - финансовый менеджер.

Уставный фонд (у капитал) – совокупность вкладов учредителей или владельцев в имущество редакции. Состав - основные и оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы.

Ее о боpотные фонды - запасы материалов, необходимых для производства. заработная плата, денежные средства для функционирования, подготовки и выпуска издания.

При создании уставного фонда - стартовый капитал.

 

1) источником капитала - средства, вложенные учредителями. прибыль от реализации

2) Дотация – финансовая поддержка, выдаваемая ему регулярно.

3) Районные и городские газеты- формы косвенной дотации – льготы, предусмотренные Законом о гос поддержке СМИ и книгоиздания РФ. - только издания, связанные с образованием, наукой и культурой.

Спонсирование.

 

14) Основные финансовые документы редакции СМИ: бюджет, баланс, бизнес- план

Бюджет

-разрабатывается на год

-фиксирует планируемые суммы расходов и доходов, их цели и источники.

-раскрывает финансовые взаимоотношения с федеральным и местным бюджетами, с банками и кредиторами.

-Разработка под контролем руководителей и учредителей СМИ. формированием - финансовый менеджер или генеральный менеджер редакции.

На основе бюджета - баланс расходов и доходов. Бухгалтерия регулярно сводят баланс, ведя расчет доходов и расходов по бюджетным статьям. определяют прибыль или дефицит.

бизнес-план

-опр цели и направления деятельности коллектива, формы и методы решения задач, условия обеспечения планируемых результатов.

- показывает, как следует расходовать средства, как обеспечить их поступление.

-раскрывает руководителям коллектива перспективы их деятельности, реальные предпосылки достижения намеченных целей.

Виды бизнес-плана. определяются целью.

 

1) определяющий деятельность на протяжении текущего года. разрабатывается финансовым менеджером перед началом финансового года

2) представительский документ. Если цель– получение заемных средств или денежного гранта, то бизнес-план - часть заявки. В основе не отличается от обычного бизнес-плана. Однако если цель– получение кредита, то - сжатое изложение обычного бизнес-плана компании.

3) при желании получить инвестиции для проекта. Тогда часть бп - результаты маркетингового исследования рынка, на который выходит товар, произведенный на средства, предоставленные инвестором.

Структура бизнес- плана

Резюме. - изложение содержания проекта.

Компания - представляет организацию, выпускающую издание, ее юр форму, торговую марку, место регистрации издания и его владельцев (учредителей), местоположение офиса, регион деятельности. цели, сотрудники, главные менеджеры. описанием товаров и услуг, очерком ее финансового состояния.

Анализ рынка. - результаты маркетинговых исследований целевого рынка.

План производства. - процесс производства продукции, необходимые для этого материалы и технические средства. расходы на производство, обеспечение работы персонала, проведение маркетинга, публикацию рекламы. процесс приобретения материалов, система финансового контроля производственных расходов.

Менеджмент и организация. - структуру коллектива, место и роль ключевых менеджеров, стиль и методы управления коллективом, кадровую политику.

Долгосрочное развитие - характеристика долгосрочных целей

Финансовый план. - о бюджете редакции, его исполнении за предыдущий и текущий финансовые годы, финансовый план (прогноз) на предстоящий год.

Логистика. - системе управления творческой, производственной и эк деятельностью. о методах управления коллективом, последовательности действий всех работников.

Условия выполнения бизнес- плана:

–предварительная проработка бизнес-плана, введение в него обоснованных норм.

- непрерывного контроля выполнения заданий, - периодического и итогового учета результатов деятельности каждого работника и подразделения коллектива.

– проверенная и просчитанная организация рабочего процесса (его логистика).

 

 

Структура тиража

2 частей – подписки и розницы.

тенденция к возрастанию роли розницы. причин.

– экономическая. возрастание стоимости подписки.

– подписка – уже ненадежным фактором обеспечения редакции большей части доходов от реализации тиража.

Фьючерсной подписки. -предварительные закупки продукции осуществляются с учетом возрастания ее стоимости: чем позже товар поступит к его покупателю, тем выше его цена.

с подавлением темпов инфляции значение подписки возрастает.

 

В цену номера входит

- стоимость подготовки и производства номера

– оплаты публикаций журналистам и внередакционным авторам,

- бумаги, типографских работ.

определяется себестоимость номера. себестоимость тиража.

Себестоимость + надбавку = отпускную цену

цена изменяется в зависимости от методов реализации тиража издания.

Начиная очередную подписку, редакция сообщает каталожную цену издания.

Цену номера при подписке:

- при подписке в том населенном пункте, где печатается, цена - из отпускной цены и стоимости услуг Роспечати.

- если подписка за границами населенного пункта, где печатается, но в пределах региона, обслуживаемого редакцией: добавляется стоимость транспортировки.

- региональным или зональным ценам.

- если за рубежом - редакция обращается к АО «Международная книга», оно обесп. повышая цену. – или - заключает договор о печатании издания, подписке на него и доставке номеров подписчикам с одной из зарубежных издательских фирм.

 

Стоимость колебаться

- удаленности региона от редакции, от пункта печатания тиража,

- от стоимости транспортировки,

- от стоимости передачи текстов и иллюстраций в пункт печатания по электронной связи.

Цена при в розницу.

обычно выше, складывается из отпускной цены, стоимости услуг Роспечати, и надбавки, которую устанавливают киоскеры и частные продавцы газет.

Приемы:

1) цена за внедрение нового товара на рынок. В дальнейшем может перейти к эластичной, или скользящей, цене, регулируя ее в зависимости от изменения цены газеты-конкурента.

2) новое издание популярной редации – может установить престижную цену. Престиж старого издания.

3) психологической ценой. -чуть ниже круглой суммы.

4) договорную, или свободную, цену. цену номера, по которой продавец предлагает покупателям.. Оптовая цена номера зависит от объема продажи.

 

Ценовая политика и реклама.

оптимальную цену рекламы

- зависит от величины площади,

- влияет количество объявлений, поступающих в редакцию или компанию.

- в каком виде реклама поступает в редакцию.

-, регион распространения издания и его тираж.

- Ситуация на рекламном рынке.

Процесс определения цены рекламы в печатных изданиях приводит к формированию в каждом системы наценок и скидок.

Наценка – оплата услуги, которую редакция оказывает рекламодателю, удовлетворяя требования.

- за срочность публикации.

- за полосность

-Двойная и тройная наценка применяется - за цветность рекламы.

- за предоставление возможности бронирования места и времени публикации рекламы.

Скидки

– за предоплату объявления

– за оплату счета в течение 2-3 суток,

- за оплату наличными,

- за сумму заказа.

- С увеличением количества и объема.

- сезонными скидками – за публикации летом.

Выплату комиссионных – стимулирование деятельности лиц и организаций, привлекающих рекламу в издание. Частному лицу - комиссионные от 2 до 10% от суммы привлеченного заказа.

Цена строчной рекламы: с учетом срочности публикации, ее места в номере. Но определяется количеством знаков в тексте, строк или слов.

Ценовая политика в процессе производства издания

Требования к менеджеру

о бщие

1) Способность к анализу

2) Способность принимать решения

3) Концептуальность (полное представление о редакции или компании, ее реальных возможностях, планах и перспективах, а также о концепции издания.)

4) оперативность действий.

5) Лидерство

6) Требовательность

Специальные

- иметь полное представление о журналистике и ее роли в обществе

- о газете, журнале или аудиовизуальных изданиях –

- разбираться в структуре редакции, обязанностях ее работников, оценивать возможности коллектива и его подразделений.

- вязаны с проблемами рыночной экономики. знания экономических основ журналистики. представление о финансовой базе издания. в курсе изменений в секторах инф рынка.

 

Маркетингменеджмент,

Название.

фирменным знаком.

40) Менеджмент и дизайн периодического издания

дизайн – внешнее, графическое «лицо».

Колонтитул - строку с названием газеты или журнала, номером выпуска, его датой и указанием страницы – устанавливают наверху каждой полосы или – в другом варианте – в нижнем внешнем ее углу, помогая читателям находить то, что их интересует.

Дополнительный цвет.

 

44) Менеджмент и распространение периодических изданий

Подписка

отпадающей подписки: льготную подписку в редакциидо определенного срока д

Совместную подписку

альтернативная подписка. - в районах своего проживания.

подписка с подкреплением- возможность участия в конкурсах и лотереях.

Доставка

1) Почта

Розница

1) в киосках.

Лотковая продажа

Оптовая продажа

Бесплатное распространение

 

 

Принципы

Единоначалие,

Тип СМИ.

творческая группа состоит из 2 звеньев.

Первое –руководства и управления. редакторат, редколлегия, секретариат.

Второе – исполнения, из отделов редакции.

Отделы

В технической группе – ряд служб с четкими функциями и обязанностями. служба досье. Компьютерный центр. В редакционном архиве.

Это пирамидальная структура редакции, наверху которой стоит ее руководитель – главный редактор, а ниже находятся творческие и технические подразделения и входящие в них работники.

 

 

Фотопортрет

рисованные заголовки.

 

50) Некоторые издания, имеющие небольшой тираж и постоянную ограниченную аудиторию, распространяются только по подписке. К ним относятся, например, специализированные технические и научные журналы, справочные и информационные бюллетени с узкой технической и производственной аудиторией, а также некоторые национальные русскоязычные и иноязычные издания, распространяемые в регионах рассеянного проживания представителей тех национальностей, которым они предназначаются.

 

 

Медиарынок в России: этапы и тенденция развития, структура, аспекты.

 

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями. совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки.

Основным товаром - журналистская информация в различных ее видах и состояниях.

Взникает, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром

1) закон соответствия спроса и предложения

характерно для кризисных периодов истории общества.

Закон стоимости

определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.159 с.)