Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки формирования понимания важности детской субкультуры и социокультурного мира ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из традиционно устойчивых заблуждений, господствовавших в педагогике до середины XVIII в. было сравнение ребенка с «маленьким взрослым». Хотя представители гуманистического направления указывали на ошибочность такого положения. Так, например, Иоанн Златоуст (347—407) писал, что высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы вначале спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его. Чтобы понять ребенка, надо его знать. Это была действительно гениальная мысль. Впоследствии Ж.Ж. Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании» (1762) писал, что взрослые постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, кем он бывает, прежде чем стать взрослым». И далее советовал: «Прежде всего хорошо изучите ваших воспитанников, ибо вы решительно их не знаете». Действительно, в конце XVIII в. ребенка рассматривали как взрослого человека, только маленького роста. Таковыми можно видеть их и на рисунках, и в скульптурах того времени. Пирогов в своей статье «Быть и казаться», писал — что у ребенка есть свой мир, отличный от нашего... он живет в собственном мире, созданном его духом, и действует, следуя законам этого мира. И если дети не имеют ни силы, ни способов нарушать законов нашей жизни, то и мы не имеем права безнаказанно и произвольно ниспровергать столь же определенные законы мира детей». В XX в. известный польский педагог-гуманист Януш Корчак (1878—1942) также обращает внимание на то, что мы недостаточно знаем мир детей. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых... Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!» Качественное социальное изменение человека на каждом этапе его возрастного развития составляет основу и суть процесса социализации. Социальное изменение обусловливает своеобразие восприятия им окружающей среды и ориентирует на адекватное поведение, действия и поступки. На каждом возрастном этапе ребенок представляет то особенное, что определяет своеобразие его социального формирования, определенную субкультуру, играющую особую роль в этом процессе. Термин «субкультура» (от лат. sub — под... - приставка и культура) определяет культуру какой-либо социальной или демографической группы. Например, детская субкультура, национальная субкультура, профессиональная субкультура и пр. Детская субкультура в широком смысле представляет все то, что создано человеческим обществом для детей, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Понятие «детская субкультура» предполагает, что для каждого возраста характерна своя культура, обусловленная тем, что может усвоить на этот период ребенок и что может стать социальным содержанием его развития как личности: позволяющим ему понимать явления объективной действительности, реагировать на них и адекватно проявлять себя в данной социальной среде. В каждый возрастной период она отличается своим языком, содержанием, своеобразием восприятия явлений окружающей среды, мышления и поведения, что существенно влияет на действия и поступки ребенка в социуме. Субкультура отражается в детских играх, фольклоре, художественном творчестве, традициях. В зависимости от пола, особенностей психического развития и социализации детей у них наблюдаются своеобразные проявления субкультуры, выражающиеся в тайных языках и шифрах, шалостях, детской «магии» и т.д. Например: – в играх, считалках, загадках, дразнилках у дошкольников и младших школьников; фольклорном репертуаре и детских традициях у детей 8— 13 лет; – в стремлениях к последней моде (супер), к участию и организации неформальных групп, принятию разнообразных правил поведения и общения у подростков и пр. Термин «социокультура» означает, что каждый ребенок в зависимости от возраста, с одной стороны, представляет собой определенную детскую субкультуру, с другой — конкретный результат культурного становления детской личности, обусловленный средой, социумом, в котором он жил и формировался. Она также определяет то индивидуальное, что сформировалось из этого ребенка на данном возрастном этапе, в данной социальной среде. Поэтому в конкретном ребенке детская субкультура проявляется в его внутреннем социокультурном мире и реальном бытие. Социокультурный мир ребенка представляет собой его социально-педагогическую характеристику, определяющую своеобразие восприятия им окружающей действительности (среды жизнедеятельности), реагирования на нее и проявления в ней в процессе социального изменения его личности в соответствии с возрастом. Он характеризует типичные реакции, отношения и поведение в конкретном социуме. Выделяют типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка. Типичный — это социокультурный мир, характерный для определенного возраста. Он подчеркивает естественное в восприятии и реакциях ребенка на данном возрастном этапе. Выделяется он с учетом знания закономерностей возрастного и социального развития и воспитания детей. С его помощью можно оценить своеобразие социального развития ребенка данного возраста, его соответствие или несоответствие в развитии, приобретение социального опыта как личности. Другими словами, через типичный социокультурный мир можно определить ход социализации ребенка, его соответствие возрасту и уровню социального развития и воспитания. Индивидуальный социокультурный мир свидетельствует об особенностях социального развития и воспитания данного конкретного ребенка, его индивидуальном своеобразии. С его помощью можно оценить уровень соответствия или несоответствия, опережения или отставания процесса социализации на данном этапе. Каждый ребенок исключительно индивидуален, и в то же время он типичен в зависимости от его возраста, уровня социального развития и воспитания. Благодаря этому мы сравниваем детей одного возраста, оцениваем их и делаем выводы о соответствии, задержке или опережении в социальном развитии. Основными социально-педагогическими качественными характеристиками социокультуры ребенка являются: 1. Восприятие окружающей среды и реакция на нее. Восприятие ребенком меняется с возрастом. Оно зависит от его развития, социализации и социального обогащения. Именно психическое развитие ребенка обусловливает его интеллектуальное и социальное изменение, что, в свою очередь, влияет на развитие его психики. Особенности психического развития на различных возрастных этапах изучаются возрастной психологией. 2. Речь. Дети имеют природную предрасположенность к овладению языком. В этом один из аспектов социальности человека. Характерно, отмечал известный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902—1977), что близнецы способны формировать «свой» язык, позволяющий им общаться и понимать друг друга. Большое образовательное значение изучению родного языка придавал Ушинский, так как, «усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения». Речь по своей природе социальна: в ребенке заложена предрасположенность к овладению языком, но она развертывается в способность только при наличии социального фактора, своеобразие которого обусловливает соответствующую способность ребенка овладеть речью. Каждый язык является результатом многовековой духовной жизни конкретного народа, он представляет собой органическое сочетание народной мысли и чувства, вот почему в полной мере язык может быть усвоен лишь в той обстановке, среди того народа, где он выработался. Изучаемый же вне этой обстановки и потому усваиваемый поверхностно, он никогда не окажет надлежащего развивающего, влияния. Знакомясь с первых дней с родным языком, ребенок изначально воспринимает духовную жизнь народа, соединяясь с ней. Именно поэтому Коменский и Ушинский рекомендовали начинать с овладения родным языком, а затем, после того как он хорошо усвоен и оказал свое благоприятное воздействие, приниматься за иностранный. Языковая среда формирует социокультурный мир ребенка. Это можно наблюдать по языковому проявлению у детей. Существует выражение «маленький старичок» или «маленький дед». Так называют ребенка, преимущественно воспитываемого пожилым человеком. Он перенимает очень многое: манеру поведения, язык, суждения и пр. Характерно, что учителя особенно младших классов легко узнают родителей своих воспитанников по манерам поведения, языку и другим проявлениям. 3. Душевное состояние ребенка определяет его личную (субъективную) эмоциональную оценку своего внутреннего состояния и отношения к себе окружающих его людей. Эмоциональное реагирование ребенка отражает особенности его детской личности: реакцию на внутреннее комфортное состояние и дискомфорт, на отношение к себе окружающих, отношение к человеку, с которым он взаимодействует, оценку его действий и поступков, в какой степени они направлены на его безопасность и защиту, содействие ему и пр. По своей сути оно определяет социальное благополучие или неблагополучие ребенка и влияет на его реакцию, поведение и проявление. 4. Душевные переживания ребенка — это его чувственное состояние в данной конкретной среде, отношение к близкому человеку, к добру и злу, правде и неправде; чувствительность к несправедливости. Они во многом формируют устойчивость, уравновешенность или раздражительность психики, капризность ребенка в отношениях и проявлениях. Душевные состояния и переживания, детей тесно взаимосвязаны и характеризуют их своеобразие. Они естественным образом формируют такое явление, как детский страх, который является своего рода реакцией ребенка, отражающей его стремление к самосохранению. При определенных условиях страх может превратиться в патологию. Например, неожиданный, резкий и сильный звук, крик; длительное воздействие на психику ребенка факторов, существенно сказывающихся на чувстве его безопасности (частые рассказы о страшных историях, волшебных не по возрасту сказок; длительная, пугающая темнота и одиночество и пр.). Социально-педагогическая неграмотность родителей, типичные ошибки, допускаемые ими в процессе ухода и воспитания ребенка, проявляются тогда, когда они своими действиями стимулируют формирование и укрепление у ребенка чувства страха, превращая его в патологию, и недостаточно проявляют внимания к его профилактике и преодолению. 5. Самопроявление (проявление Я личности), отношения и взаимоотношения ребенка. Образ жизни ребенка формирует в нем то индивидуальное, что определяет его Я, особенности самопроявления, отношения к явлениям окружающей его реальности, взаимодействия в типичных ситуациях среды жизнедеятельности. Все это находит выражение также в отношениях к самому себе, матери (отцу), бабушке (дедушке), старшим, младшим, к сверстникам и т.д. Эти отношения ребенка со временем могут меняться в зависимости от жизненных ситуаций, приобретаемого опыта социального поведения и самосовершенствования. Позиция Я личности также может со временем стать другой, но может и укрепляться вследствие жизненных обстоятельств. 6. Поведение, действия, поступки. Это проявление собственно социокультурного мира ребенка. С возрастом они меняются, что-то переходит в привычки и становится характерной особенностью, что-то преодолевается (изживается). Данный факт исключительно важен в социальном формировании личности. Он диктует необходимость умения видеть своеобразие проявлений ребенка, понимать их субкультурный характер перспективы изменения, прогнозировать динамику и определять пути целесообразного педагогического влияния. Исключительно важно не забегать вперед (не требовать от ребенка того, что ему по возрасту, по уровню развития трудно понять) и не задерживаться (сохраняя в нем детские черты и тормозя социальное формирование). Таковы основные социально-педагогические качественные характеристики социокультуры ребенка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.013 с.) |