Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дети-инвалиды как объект социально-педагогической работы



В последние годы в России сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Эта политика направлена на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество. И самое главное, в обществе постепенно происходит осознание нового взгляда на инвалидность как социальные последствия заболеваний, травм, дефектов, выражающиеся в нарушении взаимоотношений между человеком и социальной средой.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченным действиям и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничения жизнедеятельности, — поясняется в этом же законе, — это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности. В русском языке это слово укоренилось в XVIII в. Первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. Позднее, в XIX в. к инвалидам стали относить лиц, полностью утративших возможность заработка в связи с состоянием здоровья.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975), инвалид — любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Вновь обратимся к Закону «О социальной защите инвалидов РФ», в котором отмечается, что в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2000 г. Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ).

В настоящее время имеет место тенденция к росту инвалидности детей. По данным текущей статистики, происходит рост заболеваемости по всем учитываемым категориям (рост инфекционных и паразитарных заболеваний; расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета; болезни крови и кроветворных органов; злокачественные новообразования и т. д.). Чрезвычайно негативна динамика состояния интеллектуального и психического здоровья детей. При профилактических осмотрах выявляются понижение остроты слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушение осанки. Ухудшение экологической обстановки, отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит влияют как на здоровье новорожденных, так и на возможность сохранить нормальное состояние детей, родившихся здоровыми, корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для медицинской, психологической и социальной реабилитации.

Детская инвалидность существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства — от человека, ставшего инвалидом уже во взрослом возрасте. Соответственно, детство и юность ребенка с ограниченными возможностями, становление его личности, его реабилитации и адаптации в социуме являются ключевыми для его судьбы, будущей жизни, формирования внутреннего мира и собственного «Я». От уровня адаптированное™ инвалида детства зависит и целый ряд общественных интересов. Следовательно, проблема адаптации, обучения, создания максимума возможностей для этой категории граждан, продолжая стоять очень остро, остается в то же время не только их личным делом.

Дети с нарушениями развития нуждаются в комплексном реабилитационном подходе, сочетающем медицинские, психолого-педагогические, социальные мероприятия. Когда мы говорим о социальном аспекте реабилитации, то подразумеваем, прежде всего, восстановление ребенка с ограниченными возможностями в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта. В каждом обществе существует свое социально и культурно обусловленное пространство. Те или иные отклонения в развитии ребенка приводят к разрыву его связи с культурой, социальной средой, причем на самых ранних этапах, т. к. взрослый, как носитель культуры, не может и не знает, как, каким образом передать ребенку социальный опыт без специально организованных, дополнительных и специфических усилий, средств и методов обучения. Решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых — это профилактика детской инвалидности, т. е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы' входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая. Во-вторых — это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, а также коррекционных детских дошкольных учреждений, приведение существующей системы учебных и воспитательных заведений для детей с нарушениями в развитии в соответствие с объективной необходимостью и международными нормативами с учетом накопленного опыта. Если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить ему достойную жизнь. В соей работе с детьми-инвалидами социальный педагог руководствуется положениями Декларации ООН «О правах инвалидов», Конституции Российской Федерации, подпрограммы «Дети-инвалиды» федеральной целевой программы «Дети России», Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (1995 г.), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (1995 г.), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Прежде всего социальный педагог должен знать статью 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов» федерального закона «О социальной защите инвалидов». В статье отмечается, что образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают, с согласия родителей, обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Правительством Российской Федерации.

Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 19 «Образование инвалидов» вышеуказанного закона констатирует, что государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Социальный педагог, работающий с детьми-инвалидами, должен знать и другие статьи закона «О социальной защите инвалидов в РФ»: статью 13 «Медицинская помощь инвалидам» (оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации); статью 14 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации», статью 17 «Обеспечение инвалидов жилой площадью» (Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилищные помещения предоставляются семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению), статью 27 «Материальное обеспечение инвалидов», статью 28 «Социально-бытовое обслуживание инвалидов», статью 29 «Санаторно-курортное лечение инвалидов», статью 30 «Транспортное обслуживание инвалидов» (Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси) и другие статьи. Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога, работающего с детьми-инвалидами, является реабилитационная работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.008 с.)