ТОП 10:

Официальные и неформальные объединения детей и подростков



К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие в ряде мест пионерские, скаутские организации и т. д.

Школьный класс — важнейшая группа принадлежности ребенка и подростка. Но ученический коллектив — явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опоре. дованными влияниями. С другой стороны, он —- спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в него отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной определяемой через заданную организационную структуру, систему делового общения, набор видов деятельности, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.

Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к активу.

В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде

Подростковые клубы или объединения также можно отнести к формализованным группам. Они могутбыть спортивными, научными, художественными и т.д. Их преимущество в том, что они, во-первых, добровольные, во-вторых, разновозрастные, в-третьих, руководимые, как правило, интересными взрослыми, энтузиастами. Какова бы ни была их официальная цель главное для ребят — общение друг с другом, личность руководителя и теплая, человеческая атмосфера которой им не хватает в школе.

Когда-то пионерские и комсомольские организации оказывали на детей и подростков большое воспитательное воздействие, вовлекая их в различные виды общественно полезной деятельности. Пионерские организации существуют в ряде мест и сегодня, хотя содержание их деятельности претерпело некоторые изменения. Стали распространяться в России скаутские организации (английское слово «скаут» означает «разведчик») . Скаутинг — интернациональная система воспитания молодежи, разработанная в конце прошлого века полковником английской армии Р. Баден-Пауэллом. В настоящее время это самое распространенное молодежное движение в мире.

Цель скаутинга — всестороннее гармоничное развитие человека, развитие физическое и духовное. Скауты учатся выживать в самых сложных условиях: ставить палатки, вязать узлы, ориентироваться на местности, ходить под парусом и многое другое.

Национальная организация Скаутского движения (НОСД) была зарегистрирована в 1993 г. и имеет филиалы в 46 городах и областях России. В нее входят около 10 тыс. человек, т. е. на сегодняшний день это крупнейшая организация скаутов в России. НОСД работает в тесном сотрудничестве со скаутами как ближнего (Украина, Армения), так и дальнего (Великобритания) зарубежья, и число ее членов непрерывно растет. Основную массу составляют подростки 10 — 16 лет. Они ходят в походы, поют песни под гитару у костра, переправляются через горные реки. В последнее время ряды скаутов-девочек тоже неуклонно пополняются.

В феврале 1996 г. официально зарегистрирована в Министерстве юстиции России детско-молодежная общероссийская организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), отделения которой действуют в различных регионах страны и предоставляют детям и подросткам возможность участия в социально значимой деятельности: заботе о больных, инвалидах и бедных, благотворительных концертах для сверстников и пожилых людей, работе в службах социальной защиты, благоустройстве города, поселка, двора, охране природы и памятников культуры, проведении игр и творческих занятий с детьми.

Вместе с тем растет количество неформальных или самодеятельных объединений. По своей сути они представляют собой один из путей воплощения подростково-юношеского стремления к расширению социальных связей, к самостоятельности, самоутверждению. Перестройка социально-экономических и политических отношений в обществе усиливает рост различных форм самодеятельной социальной активности, в том числе и неформальных объединений. Этот рост связан с рядом выявленных к настоящему времени причин и условий.

1. Наблюдается дефицит общественного внимания к подросткам и юношеству. Общество целиком доверило дело воспитания подрастающего поколения государственным учреждениям. Такую же позицию заняли и родители, которые отдали своих детей в государственные учебно-воспитательные учреждения и полностью отстранились от заботы об их личностном, социальном, профессиональном становлении. В результате возник отрыв взрослого сообщества от дела воспитания подрастающего поколения, дефицит внимания к молодежи.

2. Рост самодеятельных форм подростково-юношеской социальной активности связан с отсутствием организованного выхода молодых людей на реальные дела общества.

3. Развитие неформальных объединений обусловлено малым количеством и низкой культурой официально действующих учреждений, предназначенных для организации свободного времени молодежи. Например, при наличии множества различных коллективов художественной самодеятельности слабо развита собственно молодежная клубная жизнь — спортивная, игровая.

4. Рост самодеятельных групп обусловлен расширением разнообразной, весьма противоречивой информации, которая вводит подростков и юношество в широкий круг проблем и отношений, часто не находящих должного освещения в школе, где отсутствует система целенаправленной просоциальной

5. Рост самодеятельных групп связан с недостатками в работе по идеологическому воздействию на молодежь. Так, при отсутствии понимания и устойчивого отношения к неформальным молодежным группам в среде широкой общественности, средства массовой информации не всегда корректно подают эту проблему, порой, по сути, рекламируя неформальные молодежные объединения, что существенно воздействует на подростков и юношество. 6. Усиление роста различных форм самодеятельной ^ социальной активности связано и с тем, что до сих пор в обществе не сложилось определенного отношения к неформальным молодежным объединениям, дифференцированного отношения к социально полезным и социально вредным группам, что привело к отсутствию действенных административных мер против объединений, носящих антисоциальный характер.

7. Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психологического развития личности в подростковом и юношеском возрастах, когда активное стремление растущих людей к признанию их роли и значения в обществе проявляется при отсутствии условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции, что приводит к интенсификации квазипотребностей, квазиинтересов, находя отражение в тяге к стихийно-групповому общению, где сплочение достигается не общностью целей, а общим состоянием неприкаянности, скуки, пустоты.

8. Многие современные подростки переживают обыденность, бессобытийность своей жизни. Не умея найти смысл в учебе, общественной работе, подросток приходит в неформальное молодежное объединение, которое вносит в его жизнь элемент опасности, трудности, приключения, что снимает негативные переживания.

9. Ориентация на сверстников, на нормы, принятые в их группах, часто приводит к конфликтным отношениям подростков с родителями и педагогами. Этот конфликт вызывает психологическое напряжение, ведет к тревожности и невротизму. А театрализованно-карнавальные формы поведения, принятые в неформальных молодежных объединениях, символическая агрессия и символическое отторжение взрослых дают возможность подросткам эмоционально разрядиться и уменьшить психологическое напряжение, вызванное конфликтом со взрослыми.

Образование группировок обусловливается избирательной потребностью молодых людей в общении, их взаимодействии на основе одинакового отношения к различным явлениям жизни, в сходстве социальных установок и ценностных ориентации. Их объединение стимулируется и потребностью получения новой информации, новых впечатлений. Все это в значительной мере компенсирует дефицит внимания и эмоционального комфорта, ощущаемых подростками и молодежью в результате формализации общественных отношений в семье, школе, профтехучилище, на производстве и т. д.

Анализ факторов, обусловливающих образование группировок, позволил казанским ученым (175) сделать вывод, что наиболее значимыми из них являются:

во-первых, фактор совместного проживания подростков и молодежи в определенном территориальном микрорайоне;

во-вторых, фактор «общности» взглядов и ценностных ориентации подростков и молодежи;

в-третьих, фактор группового давления с целью вовлечения новичков;

в-четвертых, фактор необходимости «самоорганизации» подростков и молодежи с целью «самозащиты» от влияния других самодеятельных объединений;

в-пятых, фактор искусственно разжигаемой вражды между молодыми людьми, проживающими в различных микрорайонах города, преступной средой для извлечения собственных выгод.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.239.156 (0.004 с.)