Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Официальные и неформальные объединения детей и подростков
К официальным объединениям относятся школьный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие в ряде мест пионерские, скаутские организации и т. д. Школьный класс — важнейшая группа принадлежности ребенка и подростка. Но ученический коллектив — явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвенными, непосредственными или опоре. дованными влияниями. С другой стороны, он —- спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в него отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам. Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной определяемой через заданную организационную структуру, систему делового общения, набор видов деятельности, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-первых, существует социальное расслоение особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к активу. В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде Подростковые клубы или объединения также можно отнести к формализованным группам. Они могут быть спортивными, научными, художественными и т.д. Их преимущество в том, что они, во-первых, добровольные, во-вторых, разновозрастные, в-третьих, руководимые, как правило, интересными взрослыми, энтузиастами. Какова бы ни была их официальная цель главное для ребят — общение друг с другом, личность руководителя и теплая, человеческая атмосфера которой им не хватает в школе. Когда-то пионерские и комсомольские организации оказывали на детей и подростков большое воспитательное воздействие, вовлекая их в различные виды общественно полезной деятельности. Пионерские организации существуют в ряде мест и сегодня, хотя содержание их деятельности претерпело некоторые изменения. Стали распространяться в России скаутские организации (английское слово «скаут» означает «разведчик»). Скаутинг — интернациональная система воспитания молодежи, разработанная в конце прошлого века полковником английской армии Р. Баден-Пауэллом. В настоящее время это самое распространенное молодежное движение в мире.
Цель скаутинга — всестороннее гармоничное развитие человека, развитие физическое и духовное. Скауты учатся выживать в самых сложных условиях: ставить палатки, вязать узлы, ориентироваться на местности, ходить под парусом и многое другое. Национальная организация Скаутского движения (НОСД) была зарегистрирована в 1993 г. и имеет филиалы в 46 городах и областях России. В нее входят около 10 тыс. человек, т. е. на сегодняшний день это крупнейшая организация скаутов в России. НОСД работает в тесном сотрудничестве со скаутами как ближнего (Украина, Армения), так и дальнего (Великобритания) зарубежья, и число ее членов непрерывно растет. Основную массу составляют подростки 10 — 16 лет. Они ходят в походы, поют песни под гитару у костра, переправляются через горные реки. В последнее время ряды скаутов-девочек тоже неуклонно пополняются. В феврале 1996 г. официально зарегистрирована в Министерстве юстиции России детско-молодежная общероссийская организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), отделения которой действуют в различных регионах страны и предоставляют детям и подросткам возможность участия в социально значимой деятельности: заботе о больных, инвалидах и бедных, благотворительных концертах для сверстников и пожилых людей, работе в службах социальной защиты, благоустройстве города, поселка, двора, охране природы и памятников культуры, проведении игр и творческих занятий с детьми. Вместе с тем растет количество неформальных или самодеятельных объединений. По своей сути они представляют собой один из путей воплощения подростково-юношеского стремления к расширению социальных связей, к самостоятельности, самоутверждению. Перестройка социально-экономических и политических отношений в обществе усиливает рост различных форм самодеятельной социальной активности, в том числе и неформальных объединений. Этот рост связан с рядом выявленных к настоящему времени причин и условий.
1. Наблюдается дефицит общественного внимания к подросткам и юношеству. Общество целиком доверило дело воспитания подрастающего поколения государственным учреждениям. Такую же позицию заняли и родители, которые отдали своих детей в государственные учебно-воспитательные учреждения и полностью отстранились от заботы об их личностном, социальном, профессиональном становлении. В результате возник отрыв взрослого сообщества от дела воспитания подрастающего поколения, дефицит внимания к молодежи. 2. Рост самодеятельных форм подростково-юношеской социальной активности связан с отсутствием организованного выхода молодых людей на реальные дела общества. 3. Развитие неформальных объединений обусловлено малым количеством и низкой культурой официально действующих учреждений, предназначенных для организации свободного времени молодежи. Например, при наличии множества различных коллективов художественной самодеятельности слабо развита собственно молодежная клубная жизнь — спортивная, игровая. 4. Рост самодеятельных групп обусловлен расширением разнообразной, весьма противоречивой информации, которая вводит подростков и юношество в широкий круг проблем и отношений, часто не находящих должного освещения в школе, где отсутствует система целенаправленной просоциальной 5. Рост самодеятельных групп связан с недостатками в работе по идеологическому воздействию на молодежь. Так, при отсутствии понимания и устойчивого отношения к неформальным молодежным группам в среде широкой общественности, средства массовой информации не всегда корректно подают эту проблему, порой, по сути, рекламируя неформальные молодежные объединения, что существенно воздействует на подростков и юношество. 6. Усиление роста различных форм самодеятельной ^ социальной активности связано и с тем, что до сих пор в обществе не сложилось определенного отношения к неформальным молодежным объединениям, дифференцированного отношения к социально полезным и социально вредным группам, что привело к отсутствию действенных административных мер против объединений, носящих антисоциальный характер. 7. Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психологического развития личности в подростковом и юношеском возрастах, когда активное стремление растущих людей к признанию их роли и значения в обществе проявляется при отсутствии условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции, что приводит к интенсификации квазипотребностей, квазиинтересов, находя отражение в тяге к стихийно-групповому общению, где сплочение достигается не общностью целей, а общим состоянием неприкаянности, скуки, пустоты. 8. Многие современные подростки переживают обыденность, бессобытийность своей жизни. Не умея найти смысл в учебе, общественной работе, подросток приходит в неформальное молодежное объединение, которое вносит в его жизнь элемент опасности, трудности, приключения, что снимает негативные переживания.
9. Ориентация на сверстников, на нормы, принятые в их группах, часто приводит к конфликтным отношениям подростков с родителями и педагогами. Этот конфликт вызывает психологическое напряжение, ведет к тревожности и невротизму. А театрализованно-карнавальные формы поведения, принятые в неформальных молодежных объединениях, символическая агрессия и символическое отторжение взрослых дают возможность подросткам эмоционально разрядиться и уменьшить психологическое напряжение, вызванное конфликтом со взрослыми. Образование группировок обусловливается избирательной потребностью молодых людей в общении, их взаимодействии на основе одинакового отношения к различным явлениям жизни, в сходстве социальных установок и ценностных ориентации. Их объединение стимулируется и потребностью получения новой информации, новых впечатлений. Все это в значительной мере компенсирует дефицит внимания и эмоционального комфорта, ощущаемых подростками и молодежью в результате формализации общественных отношений в семье, школе, профтехучилище, на производстве и т. д. Анализ факторов, обусловливающих образование группировок, позволил казанским ученым (175) сделать вывод, что наиболее значимыми из них являются: во-первых, фактор совместного проживания подростков и молодежи в определенном территориальном микрорайоне; во-вторых, фактор «общности» взглядов и ценностных ориентации подростков и молодежи; в-третьих, фактор группового давления с целью вовлечения новичков; в-четвертых, фактор необходимости «самоорганизации» подростков и молодежи с целью «самозащиты» от влияния других самодеятельных объединений; в-пятых, фактор искусственно разжигаемой вражды между молодыми людьми, проживающими в различных микрорайонах города, преступной средой для извлечения собственных выгод.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.009 с.) |