ТОП 10:

Направления социально-педагогической работы с детьми-инвалидами



На формирование личности ребенка-инвалида существенное влияние оказывает его ближайшее окружение — семья. Важным направлением деятельности социального педагога является работа с родителями и ии£ другими родственниками ребенка-инвалида, так как его дальнейшая судьба в значительной степени зависит от позиции семьи. От недостатка знаний, культуры, личностных особенностей родителей и ряда других факторов возникают различные типы реагирования, а соответственно, и поведения их в связи с появлением в семье ребенка-инвалида. Этот момент, как правило, сопровождается потрясением, приводит родителей в стрессовое состояние, вызывает чувство растерянности и беспомощности, нередко служит причиной распада семьи. В этой ситуации, и особенно на первых этапах функционирования такой семьи, важна поддержка социального педагога. Задача его заключается в изучении психологического климата в семье, ее межличностных отношений, в выявлении морально-психологических ресурсов родителей и других родственников.

Известно, что в одних случаях в семье существует недопонимание сложившейся ситуации и в связи с этим — пассивная позиция родителей. В других случаях — рациональное отношение родителей к появлению ребенка-инвалида (выполнение советов врача-реаби-литолога и т. д.). В третьих случаях —• гиперактивность родителей, поиск профессионалов, клиник, реабилитационных центров. Социальному педагогу предстоит направить усилия семьи по более рациональному пути, проводить психологическую и организационную работу, пытаться примирить родителей в случае размолвки между ними, обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей.

Ситуация в семье с появлением ребенка-инвалида усугубляется еще и в связи с экономическим фактором: возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств и т. д. В семье с ребенком-инвалидом возникает и проблема его обучения (на дому, в интернате, в специализированных школах и т. п.).

По отношению к ребенку-инвалиду, его социальному статусу в настоящем и будущем также существуют различные позиции родителей. Умение правильно оценить характерологические задатки ребенка-инвалида, особенности его реагирования на ограниченность Out)

своих возможностей, на отношение к нему окружающих лежит в основе его социальной адаптации. Развитие невротического состояния, эгоцентризма, социального и психического инфантилизма ребенка-инвалида во многом зависит от наличия педагогических, психологических и медицинских знаний родителей и умения их использовать. Роль социального педагога — помочь родителям и в этом плане. Просветительская, информационная деятельность социального педагога, умение применять правильно свои знания в данной области, является одной из важных его задач.

В нашей стране имеются различные государственные учреждения для детей-инвалидов. Дети в возрасте до 3-х лет, страдающие тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и с задержкой умственного развития, получают лечение и уход в специализированных домах ребенка Министерства здравоохранения РФ. Дети с нерезко выраженными аномалиями в физическом и умственном развитии обучаются в специализированных школах (интернатах) Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 3-х до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах-интернатах системы социальной защиты населения.

Между учреждениями этих трех ведомств существует тесное взаимодействие, осуществляется преемственность в их работе. Отбор детей в эти учреждения возложен на медико-педагогические комиссии, в состав которых входят врачи-психиатры, психологи, де-фектологи, логопеды, представители учреждений социальной защиты населения. Процедура отбора включает осмотр ребенка, диагностику степени заболевания, оформление документации.

Современный детский дом-интернат для детей-инвалидов предоставляет своим воспитанникам различные виды медицинской помощи (педиатрической, неврологической, психиатрической), педагогического воздействия и обучения. Детей с ограниченными возможностями, находящихся в домах-интернатах, обучают и воспитывают по специально разработанным программам, которые включают формирование навыков

самообслуживания, бытовую ориентацию, обучение . чтению, письму и счету в дошкольном и школьном возрасте. С 12-летнего возраста осуществляется обучение трудовым навыкам, которые закрепляются в учебно-производственных мастерских. Установлено, что дети с задержкой психического развития к подростковому возрасту могут овладеть не только трудовыми, но и некоторыми профессиональными навыками: швеи, плотника, штукатура-маляра, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и др. Это позволяет им в дальнейшем при наличии определенных социально-бытовых условий адаптироваться в обществе.

Реабилитационная деятельность в учреждениях . для умственно отсталых детей является задачей медико-педагогической работы, которая решается совместными усилиями врачей, воспитателей, педагогов-де-фектологов, социальных педагогов, психологов, логопедов, инструкторов трудового обучения. Наиболее важной формой реабилитации умственно отсталых детей является специальное обучение. Особенность трудовых процессов в детском доме-интернате состоит в том, что здесь больше, чем где-либо (в домах-интернатах другого профиля) труд выступает как лечебный фактор, имеющий ряд аспектов. Многогранность труда как лечебного фактора проявляется в воздействии его на моторику, интеллект и личность ребенка.

В детских домах-интернатах для детей с физическими недостатками сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Основная цель этих учреждений — осуществление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования, психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства.

В последние годы в нашей стране создаются учреждения принципиально нового типа — территориальные реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальные центры социальной помощи семье и детям. ЗиО

В этих учреждениях осуществляется медицинская4 и психологическая реабилитация детей и социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов.

Социальному педагогу, работающему с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими таких детей, следует помнить, что жизнь ребенка-инвалида протекает в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок независимо от наличия у него ограничений, свидетельствующих об инвалидности, должен быть включен в сферу общения, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация рассогласованности между объективной необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в специальных стационарах, санаториях, интернатных учреждениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. В подобной обстановке у детей-инвалидов задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.

Таким образом, инвалидность — это проблема не одного человека, а общества в целом. Сущность ее — в правовых, экономических, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.


Тема: Зависимое поведение

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.239.156 (0.004 с.)