Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я очень хорошо представляю свой дальнейший карьерный рост.



a) Не согласен, пока мое профессиональное будущее — это множество альтернативных вариантов выбора.

b) Не согласен, но я уверен, что мои родители устроят меня на хорошую работу, где карьера мне будет обеспечена.

c) Не согласен, так как мне не хочется вникать, какая карьера подходит именно мне, у меня есть и более важные проблемы.

d) Согласен, и я уже могу назвать основные шаги моей профессиональной жизни.

20. Родители предоставили мне возможность сделать свой профессиональный выбор самостоятельно.

a) Не согласен, потому что мои родители вообще не участвуют в моем профессиональном выборе.

b) Согласен, но мы все равно еще обсуждаем мой профессиональный выбор.

c) Не согласен, так как родители считают, что при самостоятельном выборе я могу ошибиться.

d) Согласен, и я уже сделал свой профессиональный выбор.

 

 

Ключ

Каждый вариант ответа оценивается в 1 или 2 балла по одной из шкал в соответствии с приведенным ниже «ключом». Интерпретация полученных данных приведена в таблице «Статусы профессиональной идентичности», которая представлена ниже.

 

Статусы профессиональной идентичности

№ вопроса Профессиональная идентичность
Неопределенная Навязанная Мораторий Сформированная
1. a — 2 b — 1 d — 1 c — 1
2. d — 1 b — 1 a — 2 c — 1
3. c — 1 b — 1 a — 2 d — 1
4. c — 1 a — 2 b — 1 d — 1
5. c — 1 a — 2 b — 1 d — 1
6. c — 1 a — 1 d — 1 b — 2
7. a — 1 b — 2 c — 1 d — 1
8. b — 2 a — 1 c — 1 d — 1
9. a — 1 c — 1 d — 1 b — 2
10. c — 1 b — 2 a — 1 d — 1
11. c — 2 b — 1 d — 1 a — 1
12. b — 1 c — 2 a — 1 d — 1
13. c — 2 b — 1 a — 1 d — 1
14. d — 1 a — 1 c — 2 b — 1
15. b — 1 a — 1 d — 1 c — 2
16. b — 1 a — 1 d — 2 c — 1
17. d — 2 a — 1 c — 1 b — 1
18. c — 1 a — 1 d — 2 b — 1
19. c — 1 b — 1 a — 1 d — 2
20. a — 1 c — 1 b — 1 d — 2
Сумма        

 

Чем выше сумма баллов, набранная тобой по каждому из статусов, тем в большей степени суждения о нем применимы к тебе. Интерпретация полученных данных приведена в таблице.

 

Описание статусов профессиональной идентичности

 

Статусы ПИ Характеристика статусов Суммы баллов Степень выраженности статуса
Неопределенное состояние профессиональной идентичности Состояние характерно для учащихся, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов и при этом не пытаются их сформировать, выстроить варианты своего профессионального развития. Чаще всего этим статусом обладают подростки, родители которых не хотят или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному будущему своих детей. Такой статус бывает и у подростков, привыкших жить текущими желаниями, недостаточно осознающих важность выбора будущей профессии. 0—3 Статус не выражен
4—7 Выраженность ниже среднего уровня
8—11 Средняя степень выраженности
12—15 Выраженность выше среднего уровня
16 баллов и выше Ярко выраженный статус

 

 

Навязанная профессиональная идентичность Это состояние характерно для человека, который выбрал свой профессиональный путь, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушавшись к мнению авторитетов: родителей или друзей. На какое-то время это, как правило, обеспечивает комфортное состояние, позволяя избежать переживаний по поводу собственного будущего. Но нет никакой гарантии, что выбранная таким путем профессия будет отвечать интересам и способностям самого человека. Поэтому такой выбор в дальнейшем вполне может привести к разочарованию. 0—4 Статус не выражен
5—9 Выраженность ниже среднего уровня
10—14 Средняя степень выраженности
15-19 Выраженность выше среднего уровня
20 баллов и выше Ярко выраженный статус
Мораторий (кризис выбора) Такое состояние характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. На этой стадии нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями: полное взаимопонимание может быстро сменяться непониманием, и наоборот. Как правило, большая часть людей после «кризиса выбора» переходит к состоянию сформированной идентичности, реже к навязанной идентичности. 0—4 Статус не выражен
5—9 Выраженность ниже среднего уровня
10—14 Средняя степень выраженности
15—19 Выраженность выше среднего уровня
20 баллов и выше Ярко выраженный статус

 

Сформированная профессиональная идентичность Эти юноши и девушки характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем. Этим статусом обладают те юноши и девушки, которые прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что определились, чего хотят достигнуть. 0—2 Статус не выражен
3—5 Выраженность ниже среднего уровня
6—8 Средняя степень выраженности
9—11 Выраженность выше среднего уровня
12 баллов и выше Ярко выраженный статус

 

Как использовать полученную в результате этого тестирования информацию? Во-первых, ты узнал «ступеньку», на которой находишься, а значит, можешь предполагать, куда можно «шагать» дальше. А во-вторых, мы надеемся, что ты понял: поиск своей профессии — это такой процесс, который практически неизбежно проходит через этап кризиса (на стадии моратория идентичности). На данном этапе большинство молодых людей испытывают беспокойство по поводу своего профессионального будущего, неуверенность в собственных силах, переживания по поводу неопределенности жизненных перспектив. Если хочешь, чтобы твоя будущая профессия была выбрана осмысленно, ее нужно «выстрадать», пройти через кризис, а не отмахиваться от него, рассуждая по принципу «Пока рано об этом думать» или «О моем будущем позаботятся родители».

Вообще-то если человек приобретает определенную профессию и начинает работать по ней, из этого еще не следует, что у него сформированная профессиональная идентичность. Ведь вполне возможно, что он просто рассматривает работу как способ раздобыть деньги, но отнюдь не считает ее «своим» делом, не связывает ее со своими жизненными целями и ценностями.

Это соответствует статусу диффузной профессиональной идентичности: такой человек не задумывается над смыслом своего труда, он просто делает то, за что ему заплатят. Как правило, он не стремится к самосовершенствованию в сфере труда, не имеет четких профессиональных целей и карьерных планов. Если такому человеку представится возможность заняться чем-то другим, где удастся работать меньше, а получать больше, то он, не задумываясь, сменит не только место работы, но и род занятий.

Нередко встречается и вариант, когда человек приобретает профессию и работает по ней, обладая навязанной идентичностью, то есть этот выбор сделан им несамостоятельно. Тогда он чаще всего начинает воспринимать свою работу как некий долг, обязательство, иногда даже прямо заявляя: «Да, меня не устраивает моя работа. Но я должен ей заниматься — ведь если не я, так кто же?!». Такие люди обычно проявляют высокую верность месту работы: они могут и сменить профессию, но все равно стремятся остаться работать там же, где были раньше.

Возможен и вариант, когда человек «застревает» на стадии моратория профессиональной идентичности, кризиса выбора. Тогда он оказывается «вечным искателем», который меняет множество профессий, но ни на чем не может остановиться. Возникает парадоксальная ситуация: работа интересует такого человека только до тех пор, пока он не достигнет в ней мастерства; как только мастерство достигнуто, ему становится неинтересно и скучно, и он меняет профессию (как впрочем, и место работы), начинает осваивать что-то новое.

Если же у человека сформированная профессиональная идентичность, то он, как правило, искренне заинтересован в том деле, которым занимается, считает его своим призванием. Такой человек обычно достигает высокого уровня профессионализма и знает себе цену. Он уверен в верности своего профессионального выбора и не склонен его изменять, хотя и вполне может менять места работы. Если где-то перед ним откроются более широкие возможности для профессионального роста, чем на прежнем месте работы, то он пойдет туда.

 

«Мотивы выбора профессии»
(Р.В. Овчарова)

Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите

оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту

профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов:

- «очень сильно повлияло» - 5 баллов;

- «сильно повлияло» - 4 балла;

- «средне повлияло» - 3 балла;

- «слабо повлияло» - 2 балла;

- «никак не повлияло» - 1 балл.

Поставьте напротив каждого утверждения соответствующий вашему ответу балл.

 

Бланк для ответов

Утверждения оценка
  Требует общения с разными людьми  
  Нравится родителям  
  Предполагает высокое чувство ответственности  
  Требует переезда на новое место жительства  
  Соответствует моим способностям  
  Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием  
  Дает возможность приносить пользу людям  
  Способствует умственному и физическому развитию  
  Является высокооплачиваемой  
  Позволяет работать близко от дома  
  Является престижной  
  Дает возможности для роста профессионального мастерства  
  Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах  
  Позволяет реализовать способности к руководящей работе  
  Является привлекательной  
  Близка к любимому школьному предмету  
  Позволяет сразу получить хороший результат труда для других  
  Избрана моими друзьями  
  Позволяет использовать профессиональные умения вне работы  
  Дает большие возможности проявить творчество  

Обработка данных

Внутренние индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Внутренние мотивы выбора той или иной профессии - ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
Внешняя мотивация - это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.
Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.

«Карта интересов» А.Е. Голомшток

Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.

Инструкция: для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов.
Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"),
если просто нравится - один плюс ("+"),
если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"),
если не нравится - один минус ("-"),
а если очень не нравиться - два минуса ("--").
Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

Текст опросника

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы

1.Знакомиться с жизнью растений и животных.

2.Занятия и чтение книг по географии.

3.Читать художественную или научно-папулярную литературу о геологических экспедициях.

4.Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.

5.Выполнять ежедневную домашнюю работу.

6.Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.

7.Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.

8.Читать технические журналы.

9.Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.

10.Знакомиться с разными металлами и их свойствами.

11.Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.

12.Узнавать о достижениях в области строительства.

13.Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).

14.Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.

15.Знакомиться с военной техникой.

16.Читать книги об исторических событиях.

17.Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.

18.Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.

19.Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.

20.Интересоваться педагогической работой.

21.Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции

22.Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.

23.Читать книги из серии "Занимательная математика".

24.Изучать экономическую географию.

25.Заниматься иностранным языком.

26.Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.

27.Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.

28.Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.

29.Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.

30.Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31.Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.

32.Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33.Интересоваться достижениями медицины.

34.Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.

35.Читать книги из серии "Занимательная физика".

36.Изучать химические явления в природе.

37.Знакомиться с новейшими достижениями техники.

38.Интересоваться работой радиотехника, электрика.

39.Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.

40.Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).

41.Наблюдать за работой строителей.

42.Читать литературу о средствах передвижения.

43.Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.

44.Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.

45.Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.

46.Читать литературно-критические статьи.

47.Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.

48.Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.

49.Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.

50.Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.

51.Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.

52.Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53.Интересоваться экономическими передачами по телевидению.

54.Читать художественную литературу на иностранном языке.

55.Заниматься художественным оформлением праздников.

56.Посещать театр.

57.Слушать оперную или симфоническую музыку.

58.Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.

59.Посещать дополнительные занятия по биологии.

60.Посещать дополнительные занятия по географии.

61.Коллекционировать минералы.

62.Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.

63.Готовить обед дома.

64.Осуществлять демонстрацию физических опытов.

65.Участвовать в организации опытов с химическими веществами.

66.Ремонтировать различные механизмы.

67.Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).

68.Конструировать различные предметы и детали из металла.

69.Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).

70.Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.

71.Проявлять интерес к автомобильному транспорту.

72.Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.

73.Заниматься спортивной стрельбой.

74.Изучать историю возникновения различных народов и государств.

75.Писать стихи.

76.Наблюдать за проведением и жизнью других людей.

77.Выполнять организационную общественную работу.

78.Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.

79.Устанавливать дисциплину среди сверстников.

80.Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).

81.Участвовать в математических олимпиадах.

82.Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.

83.Слушать радиопередачи на иностранном языке.

84.Посещать музеи, художественные выставки.

85.Публично выступать.

86.Играть на музыкальном инструменте.

87.Участвовать в спортивных соревнованиях.

88.Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.

89.Собирать книги по географии.

90.Посещать краеведческий музей.

91.Вникать в работу врача, фармацевта.

92.Шить для себя.

93.Интересоваться физикой.

94.Интересоваться химией.

95.Работать с техникой.

96.Знакомиться с устройством электроаппаратуры.

97.Заниматься слесарным делом.

98.Выполнять столярные работы.

99.Принимать участие в отделочных ремонтных работах.

100.Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.

101.Быть членом гребных и яхт-клубов.

102.Участвовать в военизированных играх.

103.Знакомиться с историческими местами.

104.Быть членом литературного клуба.

105.Наблюдать за ведением журналистами телепередач.

106.Публично выступать с сообщениями и докладами.

107.Организовывать работу детей.

108.Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.

109.Оказывать различные услуги другим людям.

110.Решать сложные математические задачи.

111.Точно вести расчет своих денежных средств.

112.Посещать курсы по изучению иностранного языка.

113.Заниматься в художественной секции.

114.Участвовать в художественной самодеятельности.

115.Посещать музыкальную школу.

116.Заниматься в спортивной секции.

117.Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.

118.Путешествовать.

119.Принимать участие в геологической экспедиции.

120.Ухаживать за больными.

121.Посещать кулинарные конкурсы и выставки.

122.Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.

123.Решать сложные задачи по химии.

124.Разбираться в технических схемах и чертежах.

125.Разбираться в сложных радиосхемах.

126.Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.

127.Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128.Помогать в строительных работах.

129.Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.

130.Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.

131.Строго выполнять распорядок дня.

132.Публично выступать с докладами на исторические темы.

133.Работать с литературными источниками.

134.Принимать участие в дискуссиях, конференциях.

135.Организовывать и проводить коллективные мероприятия.

136.Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.

137.Помогать работникам милиции.

138.Постоянно общаться с различными людьми.

139.Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.

140.Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.

141.Общаться на иностранном языке.

142.Участвовать в художественных выставках.

143.Принимать участие в театральных постановках.

144.Участвовать в музыкальных конкурсах.

145.Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.

146.Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.

147.Проводить топографическую съемку местности.

148.Совершать длительные, трудные походы.

149.Интересоваться деятельностью медицинских работников.

150.Шить, кроить, создавать модели одежды.

151.Решать сложные задачи по физике.

152.Посещать с экскурсиями химические предприятия.

153.Участвовать в выставках технического творчества.

154.Ремонтировать аудиотехнику.

155.Работать на станке.

156.Выполнять по чертежам столярные работы.

157.Принимать сезонное участие в строительстве.

158.Изучать правила дорожного движения для водителей.

159.Изучать морское дело.

160.Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.

161.Знакомиться с историческими местами родного края.

162.Писать рассказы.

163.Писать заметки или очерки в газету.

164.Выполнять общественные поручения.

165.Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.

166.Изучать законодательные документы, гражданское право.

167.Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.

168.Выполнять математические расчеты по формулам.

169.Интересоваться проблемами региональной экономики.

170.Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.

171.Посещать художественные музеи.

172.Играть на сцене в спектаклях.

173.Слушать классическую музыку.

174.Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.129 с.)