Активизирующая профориентационная методика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизирующая профориентационная методика



Цель этой методики — повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.
Эту методику можно использовать при работе с классом (группой), а можно — в индивидуальной профконсультации, в последнем случае ее возможности существенно расширяются. Проводя работу с классом, удается рассмотреть только ориентировочную готовность учащегося к выбору профессии, а в индивидуальном варианте можно увидеть и способность к профессии, и мотивацию к какой-либо деятельности, и уровень личного осознания того или иного выбора.
Так же как и другие активизирующие опросники, методика «Будь готов!» ни в коем случае не должна рассматриваться как строго психодиагностическое средство. Ее главная цель — активизация самопознания человека и его размышлений о собственных возможностях, что так или иначе способствует успешности самоопределения.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Учащиеся на чистом листе в клеточку рисуют бланк ответов, а психолог при этом показывает на доске, как это лучше сделать

Затем психолог разъясняет учащимся инструкцию. Он говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях. Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».
Психолог зачитывает «Перечень трудовых действий», а учащиеся на бланках оценивают, насколько они готовы выполнить каждое из этих действий. Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения. Это отличает данную методику от «настоящих» тестов, где подобные комментарии недопустимы.
Следует отметить, что при зачитывании некоторых утверждений, например «выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.
Далее психолог зачитывает примерные нормы по каждому трудовому действию, отдельно для девушек и отдельно для юношей. Учащиеся же в это время проставляют в бланке ответа в графе «соответствие норме» баллы своего соответствия этим нормам: если они попадают в норму (включительно), то ставится «0», если больше нормы — «+1», если меньше — «—1». Например, если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то проставляется «0».

 

Затем каждый учащийся подсчитывает алгебраическую сумму своих баллов (+1, —1, 0) и записывает ее в нижней части бланка ответов. Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от —5 до +6 баллов.
Если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»), если результат выше нормы — самооценка несколько завышенная, а если ниже нормы — заниженная. (Конечно, такие выводы о завышенной или заниженной самооценке носят условный характер, ведь некоторые подростки способны с успехом выполнять самые разные действия. Тем более что представленные в методике нормы далеки от совершенства и служат не столько для психодиагностики, сколько для активизации самопознания подростков.)
Однако эти выводы о самооценке пригодятся в дальнейшем — при общей оценке готовности учащихся к конкретным профессиям.
Психолог обращается к классу и просит назвать те профессии, готовность к которым учащиеся хотели бы проверить. В результате на доске должен появиться список из 8—12 профессий.
Далее с помощью «Меню профессий» определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.
В «Меню профессий» нами включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. Но в современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и педагог-психолог должен проявить к этим «профессиям» очень даже нешуточное внимание, иначе такие виды деятельности будут обсуждать с подростками совсем иные «педагоги» и «психологи»... Не нужно бояться говорить с учащимися о подобных «профессиях», ведь все равно подростки живо обсуждают их в своей среде. Так пусть лучше профессиональные психологи держат эти обсуждения хоть под каким-то своим контролем... Психологи мы, в конце концов, или нет!

В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии. Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.
Правая часть бланка ответов делится на четыре части, в каждой из которых оценивается готовность к какой-то профессии (в нашем заполненном бланке на с. 10 приведен пример определения готовности к профессии «программист»)

В итоге сумма баллов (—10) меньше нормы (диапазон которой от —5 до +6 баллов),
что свидетельствует о возможной недооценке подростком своих возможностей.

Подробный расчет готовности к профессии «программист» приведен в таблице «Пример расчета готовности к профессии «программист»

Сначала в бланк записывается название профессии — «программист». Затем в списке «Набор профессий» отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.
Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) — 7 баллов; третье (выполнять расчеты) — 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) — 3 балла и т.д. После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка, затем полученные результаты суммируются. Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60—70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.
Нужно также учесть самооценку подростка. Если она — повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7, если пониженная — на 1,3, а если самооценка оказалось нормальной, то никаких корректировок можно не делать. (Естественно, такая корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии.)
В нашем примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1,3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».
Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям. Иногда оказывается, что у кого-то появляется желание рассмотреть таким образом 6—8 и более профессий (тогда учащиеся выполняют расчеты не на бланке ответов, а на дополнительных листочках). Психолог в этом случае просто зачитывает показатели по интересующим подростков профессиям в индивидуальном порядке.

В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3—5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.
Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и даже необходимость выполнения такой работы (своеобразное «надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.
К сожалению, для подведения итогов и, в частности, для определения самооценки в методике предлагаются примерные нормы, относящиеся лишь к способностям учащихся (см. таблицу «Примерные нормы»). Но при желании психологи могут получить такие нормы для своих регионов. (Порядок получения таких норм представлен в пособиях: Словарь-справочник по психологической диагностике /Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Киев: Наукова думка, 1989; Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.)
При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.

ПЕРЕЧЕНЬ ТРУОВЫХ ДЕЙСТВИЙ

1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).
2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).
3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).
4. Много чертить, рисовать.
5. Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.
6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.
7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.
8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).
9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).
10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).
12. Много запоминать по ходу работы.
13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).
14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.
15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.
16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).
17. Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).
18. Переносить однообразную, монотонную работу.
19. Терпеть насмешки, грубость.
20. Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).
21. Уметь организовывать, руководить людьми.
22. Владеть иностранным языком.
23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.
24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).
25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).
26. Часто работать по вечерам и без выходных.
27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).
28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей форме.
31. Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в обожаемого человека, в начальника).
32. Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.
33. Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.
34. Быть проворным, уметь работать быстро.

МЕНЮ ПРОФЕССИЙ

1. Автослесарь
2. Агроном
3. Артист драматического театра
4. Археолог, этнограф
5. Библиотекарь
6. Бомж, бродяга, попрошайка
7. Водитель городского автобуса
8. Водитель-«дальнобойщик»
9. Воспитатель в детском саду, яслях
10. Врач-терапевт
11. Врач-хирург
12. Геолог
13. Дизайнер (техническая эстетика)
14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)
15. Животновод (зоотехник)
16. Инженер на промышленном производстве
17. Инспектор ГИБДД
18. Кассир-оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)
19. Квартирный вор
20. Коммерсант
21. Конструктор (чертежник-конструктор)
22. Продавец в кооперативном ларьке
23. Лесник, инспектор рыбнадзора
24. Летчик (пилот гражданской авиации)
25. Манекенщица, фотомодель
26. Мастер телеателье
27. Матрос, рыбак на сейнере
28. Машинист поезда
29. Металлург
30. Монах, человек-отшельник, послушник
31. Офицер армии (десантные войска)
32. Официант
33. Парикмахер
34. Переводчик (текстовый перевод)
35. Писатель, поэт, публицист, журналист
36. Повар (в престижном ресторане)
37. Пограничник (сухопутная граница)
38. Пожарник, спасатель
39. Политический деятель, дипломат
40. Портной по пошиву верхней одежды
41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке
42. Программист
43. Продавец
44. Проводник железнодорожных составов
45. Проститутка
46. Психолог, психотерапевт
47. Редактор, корректор
48. Руководитель, менеджер
49. Рэкетир
50. Священнослужитель
51. Секретарь-референт
52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)
53. Слесарь-ремонтник
54. Спортсмен-профессионал (командный спорт)
55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)
56. Строитель-монтажник
57. Стюардесса
58. Таксист
59. Телохранитель, охранник
60. Торговец наркотиками
61. Участковый милиционер
62. Ученый-теоретик (биолог)
63. Ученый-экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)
64. Учитель средней школы
65. Фотокорреспондент
66. Художник, скульптор
67. Чиновник, служащий, инспектор
68. Шахтер, проходчик
69. Экономист
70. Экскурсовод-переводчик
71. Ювелир
72. Юрист (адвокат)

НАБОР ПРОФЕССИЙ

Числа слева показывают, какими трудовыми действиями нужно владеть, чтобы быть успешным в данной профессии. Эти числа соответствуют порядковому номеру действий в «Перечне трудовых действий».
Числа справа — это значимость этих действий для успешной работы по рассматриваемой профессии. Заметим, что сумма этих чисел всегда равно 10 (что соответствует 100%), это позволяет подсчитать вероятность успешной работы по профессии в целом.
Каждый психолог, использующий данную методику, может по своему усмотрению усовершенствовать соотношение действий и показателей их значимости для той или иной профессии.

1. Автослесарь   7 — 2 9 — 1 10 — 3 15 — 2 17 — 2
2. Агроном   2 — 2 5 — 2 11 — 2 20 — 2 21 — 1 26 — 1
3. Артист драматического театра   2 — 1 6 — 2 13 — 1 17 — 1 19 — 1 26 — 1 30 — 2 33 — 1
4. Археолог, этнограф   2 — 2 5 — 2 10 — 1 11 — 1 13 — 1 18 — 1 20 — 1 22 — 1
5. Библиотекарь   2 — 2 5 — 2 7 — 2 18 — 3 22 — 1
6. Бомж, бродяга, попрошайка   6 — 1 7 — 1 16 — 2 17 — 3 19 — 2 20 — 1
7. Водитель городского автобуса   9 — 2 14 — 2 16 — 2 19 — 1 20 — 1 23 — 1 26 — 1
8. Водитель-«дальнобойщик»   9 — 1 10 — 1 12 — 1 13 — 1 14 — 1 16 — 1 18 — 2 22 — 1
9. Воспитатель в детском саду, яслях   6 — 3 14 — 2 21 — 3 24 — 1 32 — 1
10. Врач-терапевт   5 — 1 6 — 2 7 — 1 12 — 1 15 — 2 17 — 1 19 — 1 26 — 1
11. Врач-хирург   6 — 1 10 — 2 14 — 1 15 — 1 16 — 1 19 — 1 20 — 1 26 — 1 27 — 1
12. Геолог   5 — 1 10 — 1 11 — 2 13 — 1 16 — 1 17 — 1 2 — 2 28 — 1
13. Дизайнер (техническая эстетика)   3 — 3 4 — 4 18 — 1 32 — 1 33 — 1
14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа)   7 — 1 17 — 2 19 — 1 21 — 1 23 — 1 26 — 1 30 — 1 33 — 1 34 — 1
15. Животновод (зоотехник)   10 — 1 16 — 1 17 — 4 20 — 1 26 — 2 34 — 1
16. Инженер на промышленном производстве   1 — 1 3 — 3 9 — 1 15 — 1 18 — 1 28 — 3
17. Инспектор ГИББД   6 — 1 11 — 2 14 — 2 15 — 1 16 — 2 19 — 1 26 — 1
18. Кассир-оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке)   3 — 4 7 — 1 19 — 3 23 — 1 24 — 1
19. Квартирный вор   10 — 2 12 — 1 15 — 1 16 — 2 19 — 1 23 — 1 25 — 2
20. Коммерсант   3 — 2 7 — 2 13 — 1 16 — 1 19 — 1 21 — 1 27 — 2
21. Конструктор (чертежник-конструктор)   3 — 2 4 — 2 9 — 1 10 — 1 13 — 1 15 — 1 32 — 2
22. Продавец в кооперативном ларьке   3 — 1 7 — 1 12 — 1 13 — 1 14 — 1 16 — 3 19 — 2
23. Лесник, инспектор рыбнадзора   10 — 3 11 — 3 16 — 1 17 — 1 20 — 2
24. Летчик (пилот гражданской авиации)   1 — 1 9 — 2 13 — 2 16 — 1 18 — 1 20 — 2 28 — 1
25. Манекенщица, фотомодель   6 — 2 13 — 2 19 — 1 26 — 1 30 — 3 33 — 1
26. Мастер телеателье   7 — 1 10 — 5 15 — 3 18 — 1
27. Матрос, рыбак на сейнере   8 — 1 10 — 2 11 — 1 13 — 2 16 — 1 17 — 1 20 — 1 18 — 1
28. Машинист поезда   1 — 1 9 — 3 10 — 2 13 — 1 17 — 2 18 — 1
29. Металлург   9 — 1 10 — 1 16 — 2 17 — 2 20 — 3 28 — 1
30. Монах, человек-отшельник, послушник   8 — 1 11 — 1 17 — 1 18 — 1 29 — 2 30 — 1 31 — 3
31. Офицер армии (десантные войска)   6 — 1 8 — 1 9 — 1 11 — 1 16 — 1 20 — 1 26 — 1 27 — 1 30 — 1
32. Официант   3 — 2 7 — 3 12 — 1 17 — 1 19 — 1 22 — 1 24 — 1
33. Парикмахер   7 — 2 10 — 1 17 — 1 19 — 1 20 — 2 32 — 1 33 — 2
34. Переводчик (текстовый перевод)   2 — 1 5 — 2 12 — 1 15 — 1 18 — 2 22 — 3
35. Писатель, поэт, публицист, журналист   2 — 1 5 — 1 16 — 1 13 — 1 19 — 1 24 — 1 26 — 1 29 — 1 31 — 1 33 — 1
36. Повар (в престижном ресторане)   7 — 1 10 — 3 15 — 1 17 — 3 20 — 1 34 — 1
37. Пограничник (сухопутная граница)   8 — 2 9 — 1 11 — 1 16 — 2 20 — 1 26 — 1 27 — 1 30 — 1
38. Пожарник, спасатель   8 — 1 9 — 1 14 — 1 16 — 2 17 — 1 20 — 1 27 — 1 30 — 2
39. Политический деятель, дипломат   6 — 1 13 — 2 16 — 1 19 — 2 22 — 1 23 — 1 24 — 1 27 — 1
40. Портной по пошиву верхней одежды   4 — 1 7 — 3 10 — 4 15 — 1 33 — 1
41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке   3 — 2 7 — 2 15 — 5 19 — 1
42. Программист   1 — 2 3 — 4 18 — 2 28 — 1 32 — 1
43. Продавец   3 — 1 7 — 2 11 — 1 15 — 1 17 — 1 19 — 2 20 — 1 24 — 1
44. Проводник железнодорожных составов   6 — 1 7 — 3 10 — 1 13 — 2 17 — 1 19 — 1 20 — 1
45. Проститутка   7 — 2 16 — 1 17 — 1 19 — 2 20 — 1 22 — 1 25 — 1 30 — 1
46. Психолог, психотерапевт   6 — 3 7 — 1 15 — 1 19 — 1 21 — 1 24 — 1 32 — 2
47. Редактор, корректор   2 — 3 5 — 1 15 — 1 18 — 2 22 — 1 24 — 1 33 — 1
48. Руководитель, менеджер   6 — 1 13 — 1 15 — 1 19 — 2 21 — 3 23 — 1 26 — 1
49. Рэкетир   3 — 1 8 — 1 14 — 2 16 — 2 19 — 1 25 — 2 30 — 1
50. Священнослужитель   2 — 1 6 — 1 7 — 1 19 — 1 24 — 1 26 — 1 29 — 1 30 — 1 31 — 2
51. Секретарь-референт   2 — 1 3 — 1 5 — 2 7 — 1 12 — 2 19 — 1 22 — 1 26 — 1
52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист)   9 — 2 10 — 1 11 — 2 17 — 1 20 — 2 26 — 1 34 — 1
53. Слесарь-ремонтник   9 — 1 10 — 3 15 — 1 16 — 2 17 — 2 20 — 1
54. Спортсмен-профессионал (командный спорт)   13 — 2 14 — 1 16 — 1 19 — 1 20 — 3 26 — 1 28 — 1
55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик)   3 — 1 9 — 5 10 — 1 15 — 2 34 — 1
56. Строитель-монтажник   10 — 2 11 — 1 16 — 1 17 — 2 20 — 3 26 — 1
57. Стюардесса   6 — 1 7 — 2 13 — 2 14 — 1 19 — 1 20 — 2 22 — 1
58. Таксист   7 — 2 9 — 1 12 — 1 14 — 2 16 — 1 19 — 1 23 — 1 26 — 1
59. Телохранитель, охранник   7 — 1 8 — 1 14 — 3 16 — 2 19 — 1 25 — 1 30 — 1
60. Торговец наркотиками   7 — 2 8 — 1 12 — 1 16 — 2 17 — 1 19 — 1 25 — 2
61. Участковый милиционер   6 — 1 12 — 2 15 — 1 16 — 2 19 — 2 23 — 1 26 — 1
62. Ученый-теоретик (биолог)   2 — 2 5 — 2 22 — 1 26 — 1 29 — 1 31 — 1 32 — 2
63. Ученый-экспериментатор (научный сотрудник на био-, метеостанции)   2 — 2 3 — 1 5 — 1 11 — 1 15 — 1 24 — 1 29 — 1 29 — 1 32 — 1
64. Учитель средней школы   2 — 1 5 — 2 6 — 3 15 — 1 19 — 1 21 — 1 23 — 1
65. Фотокорреспондент   11 — 1 12 — 1 14 — 2 16 — 2 20 — 1 22 — 1 24 — 1 26 — 1
66. Художник, скульптор   2 — 1 4 — 1 7 — 1 17 — 1 24 — 1 26 — 1 29 — 1 31 — 1 33 — 2
67. Чиновник, служащий, инспектор   2 — 2 5 — 3 7 — 1 13 — 1 15 — 1 18 — 1 21 — 1
68. Шахтер, проходчик   9 — 1 10 — 1 16 — 3 17 — 2 20 — 2 34 — 1
69. Экономист   3 — 3 12 — 1 18 — 3 28 — 2 34 — 1
70. Экскурсовод-переводчик   2 — 1 6 — 2 7 — 1 13 — 1 19 — 1 22 — 2 26 — 1 33 — 1
71. Ювелир   7 — 1 10 — 3 15 — 2 18 — 2 33 — 2
72. Юрист (адвокат)   2 — 1 6 — 1 7 — 2 12 — 1 13 — 1 16 — 1 19 — 1 24 — 2

 

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

( Автор С. С. Гриншпун)

Цель: исследование причин выбора профессии школьниками, структуры их мотивационной сферы.

 

Особенности процедуры проведения: предложена модификация методики. К мотивам авторского варианта методики (престижные, материальные, деловые) мы добавили еще одну группу мотивов (творческие), используя для этого вопросы методики «Творческий потенциал» Е. С. Жарикова и А. Б. Золотова.

 

Инструкция: Вы выбрали профессию. Каковы причины, определяющие ваш выбор? Из перечисленных ниже выберите наиболее значимые для вас. На листе ответов напротив соответствующего номера отметьте выраженную в баллах степень значимости для вас того или иного мотива:

4 балла – очень значим;

3 балла – имеет значение;

2 балла – скорее значим, чем незначим;

1 балл – скорее незначим, чем значим;

0 баллов – не имеет значения.

Опросник:

Причинами выбора вами профессии являются:

1. Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.

2. Влияние семейных традиций.

3. Желание руководить другими людьми.

4. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.

5. Возможность получить профессию без длительного обучения.

6. Желание работать в престижном месте.

7. Желание иметь модную профессию.

8. Возможность быть в центре внимания, путешествовать, носить специальную форму одежды и т. п.

9. Желание приобрести материальную независимость от родителей.

10. Возможность индивидуальной трудовой деятельности.

11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.

12. Возможность предпринимательской деятельности.

13. Необходимость материально обеспечить семью.

14. Желание приобрести экономические знания.

15. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.

16. Интерес к материальной стороне профессии или должности.

17. Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.

18. Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.

19. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.

20. Мечта заниматься любимой работой.

21. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.

22. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.

23. Возможность проявить самостоятельность в работе.

24. Желание приносить пользу людям.

25. Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.

26. Возможность привлечь свои разнообразные знания, напрямую с профессией не связанные.

27. Стремление узнать новое о давно известном и возможность усвоить трудное.

28. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые проблемы для решения, реализовывать их независимо от работающих рядом.

29. Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного дела на другое.

30. Стремление решать профессиональные задачи самому, а не следовать указаниям других.

31. Возможность самовыражения, проявления своих способностей.

32. Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.

Лист ответов

Дата ___________Ф. И. О. _______________Группа ______________

Ответ Ответ Ответ Ответ
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Обработка результатов проводится путем суммирования баллов по столбцам. Сравнение четырех полученных сумм позволит выявить соотношение мотивов выбора профессии:

вопросы 1–8 – мотивы престижности профессии;

9–16 – мотивы материального благополучия;

17–24 – мотивы делового характера;

26–32 – мотивы творческой реализации в труде.

 

Тест Кеттелла 16 PF
(Форма А)

Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе (форма А).
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Длительность выполнения задания - 50-60 минут.
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Тест может быть использован для многостороннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темперамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моральных, коммуникативных и других особенностей, что предполагает его применение в областях профориентации и расстановки кадров, медицинской психодиагностики, семейного консультирования, педагогики, научных исследований и т.д.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых – выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» – перечеркните крестиком левый символ, если ответ «в», то средний символ, ответу «с» соответствует правый символ. Отвечая, помните: не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову; старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов; не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.

Текст опросника

1.Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:
а) да;
b) не уверен;
с) нет.

2.И готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как только возможно:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

3.Я бы предпочел временами жить в доме, который находится:
а) в обжитом городе;
в) нечто среднее;
с) одиноко в глухих лесах.

4.Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями:
а) всегда;
в) обычно;
с) редко.

5.Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

6.Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

7.Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают:
а) обычно;
в) иногда;
с) никогда.

8.Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

9.Если бы я увидел дерущимися соседских детей, то я:
а) дал бы им возможность договориться самим;
в) не уверен;
с) рассудил бы их.

10.При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор;
в) нечто среднее;
с) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

11.По-моему, интереснее быть:
а) инженером-строителем;
в) не уверен;
с) драматургом.

12.Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмотреть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

13.Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

14.По лицу человека всегда можно заметить, что он нечестный:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

15.Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать:
а) согласен;
в) не уверен;
с) не согласен.

16.Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:
а) согласен;
в) не уверен;
с) не согласен.

17.Я говорю о своих чувствах:
а) только если это необходимо;
в) нечто среднее;
с) охотно, когда представится возможность.

18.Время от времени у меня возникает чувство неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

19.Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не виноват, я:
а) не испытываю чувства вины;
в) нечто среднее;
с) все же чувствую себя немного виноватым.

20.За деньги можно купить почти все:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

21.Моим решением руководит больше:
а) сердце;
в) сердце и разум в равной степени;
с) разум.

22.Большинство людей были бы больше счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали так же, как все:
а) да;
в) не уверен;
с)нет.

23.Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно разобраться, где у меня правая, а где левая сторона:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

24.При разговоре я предпочитаю:
а) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову;
в) нечто среднее;
с) сначала сформулировать получше свои мысли.

25.После того как меня что-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

26.При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать:
а) плотником или поваром;
в) не уверен;
с) официантом в хорошем ресторане.

27.На общественные должности меня выбирали:
а) очень редко;
в) иногда;
с) много раз.

28.«Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к:
а) «острый»;
в) «резать»;
с) «указывать».

29.Иногда я не могу заснуть потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

30.В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных целей:
а) верно;
в) не уверен;
с) неверно.

31.Устаревший закон следует изменить:
а) только после основательного обсуждения;
в) не уверен;
с) как можно скорее.

32.Я чувствую себя «не в своей тарелке», когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты которых могут повлиять на других людей:
а) верно;
в) нечто среднее;
с) неверно.

33.Большинство знакомых считают меня интересным рассказчиком:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

34.Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я:
а) принимаю их такими, как они есть;
в) нечто среднее;
с) испытываю отвращение и возмущение.

35.Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

36.Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, коллективной встрече:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

37.В школе я предпочитал (или предпочитаю):
а) заниматься музыкой, пением;
в) нечто среднее;
с) выпиливать и мастерить что-либо.

38.Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой работы:
а) да;
в) иногда;
с) нет.

39.Важнее, чтобы родители:
а) помогали детям развивать свои чувства;
в) нечто среднее;
с) обучали детей сдерживать свои чувства.

40.Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:
а) постараться улучшить организацию работы;
в) нечто среднее;
с) следить за результатами и соблюдением правил.

41.Время от времени у меня появляется потребность в интересной физической деятельности:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

42.Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людьми, чем с грубоватыми и любящими возражать:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

43.Я чувствую себя очень униженным, когда меня критикуют в присутствии группы людей:
а) верно;
в) нечто среднее;
с) неверно.

44.Если меня вызывает начальство, то я:
а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нужном мне;
в) нечто среднее;
с) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в моей работе.

45.В наше время требуется:
а) больше спокойных, солидных людей;
в) не уверен;
с) больше «идеалистов», планирующих лучшее будущее.

46.При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения хочет меня в чем-то убедить:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

47.В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях:
а) иногда;
в) довольно часто;
с) многократно.

48.Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

49.Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня:
а) да;
в) нечто среднее;
с) нет.

50.Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю:
а) да;
в) не уверен;
с) нет.

51.Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:
а) лесником;
в) не уверен;
с) учителем средней школы.

52.На праздники и дни рождения я:
а) люблю делать подарки;
в) неопределенно;
с) считаю, что делать подарки – довольно неприятная вещь.

53.«Усталый» относится к «работе», как «гордый» к:
а) «улыбка»;
в) «успех»;
с) «счастливый».

54.Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других:
а) свеча;
в) луна;
с) электрический свет.

55.Друзья меня подводили:
а) очень редко;
в) иногд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.242.249 (0.084 с.)