Структуры темперамента В. М. Русалова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структуры темперамента В. М. Русалова



 

Опросник Структуры темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельсностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.

ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) – 9 вопросов.

 

Бланк

ФИО _________________________________________________

Дата __________________________________________________

 

№ п/п Да Нет № п/п Да Нет № п/п Да Нет № п/п Да Нет № п/п Да Нет
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Ключ:

Шкала предметная эргичность:

«Да» - 4,8,15,22,42,50,58,64,96

«Нет» - 27,83,103

 

Шкала социальная эргичность:

«Да» - 11,30,57,62,67,78,86

«Нет» - 3,34,74,90,105

 

Шкала пластичность:

«Да» - 20,25,35,38,47,66,71,76,101,104

«Нет» - 54,59

 

Шкала социальная пластичность:

«Да» - 2,9,18,26,45,68,85,99

«Нет» - 31,81,87,93

 

Шкала темп или скорость:

«Да» - 1,13,19,33,46,49,55,77

«Нет» - 29,43,70,94

 

Шкала социальный темп:

«Да» - 24,37,39,51,72,92

«Нет» - 5,10,16,56,96,102

 

Шкала эмоциональность:

«Да» - 14,17,28,40,60,61,69,79,88,91,95,97

 

Шкала социальная эмоциональность:

«Да» - 6,7,21,36,41,48,53,63,75,80,84,100

 

Шкала «К»:

«Да» - 32,52,89

«Нет» - 12,23,44,65,73,82

 

Каждый вопрос относится к одной из 9 шкал: 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала – 9 вопросов.

 

  1. Шкала предметной эргичности характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.

Высокие значения (ВЗ) (9 – 12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения;

Низкие значения (НЗ) (3 – 4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание умственного напряжения, низкую вовлеченность в процесс деятельности.

  1. Шкала социальной эргичности отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение различных социальных форм деятельности, стремление к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.

ВЗ – коммуникативная эргичность, потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию

НЗ – незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.

  1. Шкала пластичности отражает степень легкости, или наоборот, трудности переключения с одного предмета деятельности на другой, быстроту перехода с одного способа мышления на другой в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.

ВЗ – легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.

НЗ – склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.

  1. Шкала социальной пластичности помогает выяснить степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.

ВЗ – широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.

НЗ – трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.

  1. Шкала темп характеризует скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.

ВЗ – высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.

НЗ – замедленность действий, низкая скорость моторно-двигательных операций.

  1. С помощью шкалы социального темпа можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.

ВЗ – речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигательго аппарата.

НЗ – слабо развита речедвигательная система, речевая медлительность, медленная вербализация.

  1. Шкала эмоциональность оценивает эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.

ВЗ – высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущение неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.

НЗ – незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.

  1. Шкала социальной эмоциональности отражает чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.

ВЗ – высокая эмоциональность в коммуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.

НЗ – низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.

  1. Шкала «К» - показатель искренности ответов – выявляет степень искажения информации о себе. Чем больше показатель «К», тем меньше искренность в ответах, и наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что ответы искренны и честны, если «К» не превышает 5 баллов. Результаты испытуемых, получивших высокий (7 и более) балл по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению

ВЗ – неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

НЗ – адекватное восприятие своего поведения.

 

Процедура проведения:

Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараюсь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующей графе «Да» или знаком «-» в графе «Нет» бланка ответов.

 

Обработка данных:

Проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.

Результаты испытуемых, получивших высокий балл (7 и более) по контрольной шкале, не подлежат рассмотрению.

 

Текст опросника ОСТ

 

10.Проворный ли ты человек?

11.Готов ли ты обычно, не раздумывая, включиться в разговор?

12.Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

13.Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

14.Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

15.Задевают ли тебя замечания других людей?

16.Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

17.Хочется ли тебе заниматься каким-нибудь ответственным делом в свободное от занятий время?

18.В разговоре с товарищем твоя речь часто опережает твою мысль?

19.Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

20.Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

21.Ты когда-нибудь опаздывал на урок?

22.Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

23.Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

24.Легко ли тебе выполнять школьное задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?

25.Утомительно ли тебе быстро говорить?

26.Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

27.Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

28.Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости и ловкости?

29.Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

30.Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

31.Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

32.Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

33.Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

34.Легко ли тебе одновременно делать несколько дел?

35.Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

36.Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?

37.Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

38.Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

39.Легко ли тебе общаться с людьми?

40.Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться на уроке?

41.Все твои привычки хороши?

42.Быстры ли твои движения?

43.Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

44.Легко ли тебе перейти от игры к выполнению уроков?

45.Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?

46.Разговорчивый ли ты человек?

47.Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?

48.Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

49.Волнуешься ли ты, если не сможешь выполнить порученное задание?

50.Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?

51.Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний на уроках?

52.Считаешь ли ты свои движения медленными, неторопливыми?

53.Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?

54.Легко ли тебе сходу, без особых раздумий задавать вопросы?

55.Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?

56.Легко ли тебе переключиться на новое дело?

57.Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?

58.Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?

59.Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?

60.Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

61.Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?

62.Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

63.Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

64.Любишь ли ты быстрые игры?

65.Много ли в твоей речи пауз?

66.Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?

67.Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?

68.Трудно ли тебе переключиться с одного задания на другое?

69.Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил низкий балл?

70.Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?

71.Любишь ли ты бывать в большой компании?

72.Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

73.Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?

74.Злишься ли ты иногда по пустякам?

75.Склонен ли ты делать много дел одновременно?

76.Держишься ли ты свободно в большой компании?

77.Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?

78.Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишь уроки?

79.Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?

80.Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?

81.Быстро ли ты читаешь вслух?

82.Ты иногда сплетничаешь?

83.Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

84.Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили в трудную минуту?

85.Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?

86.Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?

87.В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?

88.Бывает ли у тебя бессонница из-за неудач в школе?

89.Долго ли ты переживаешь ссору с товарищами?

90.Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?

91.Есть ли в твоем классе ученики, которые тебе очень не нравятся?

92.Обычно ты предпочитаешь легкую работу?

93.Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?

94.Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

95.Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?

96.Склонен ли ты сначала подумать, а после говорить?

97.Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

98.Всегда ли ты платил за проезд, если бы не опасался проверки?

99.Держишься ли ты скованно в компании ребят?

100.Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

101.Нравится ли тебе быстро говорить?

102.легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?

103.Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?

104.Переживаешь ли ты из-за мельчайших неудач в учебе?

105.Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

106.Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

107.Легко ли тебе выполнять работу, занимающую много времени?

108.Легко ли тебе, не долго думая, обратиться с просьбой к взрослому человеку?

109.Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?

110.Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?

111.Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?

112.Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?

113.Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?

114.Любишь ли ты подолгу оставаться один?

 

 

После проведения диагностики врожденных индивидуально-типологических свойств психики, т.е. практически не изменяющихся в течение жизни, психолог может дать рекомендации следующего плана:

- как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;

- от каких профессий следует отказаться, т.к. их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;

- что такое индивидуальный стиль деятельности, как его выработать, чтобы предотвратить его стихийное формирование путем проб и ошибок.

БУДЬ ГОТОВ!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.087 с.)