Методика «выделение существенных признаков» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «выделение существенных признаков»



Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос

Возраст: младшие школьники.

Критерии оценивания: высокий уровень – 6-7. (правильных ответов)

Средний уровень- 3-5.

Низкий уровень 1-2.

Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла – за одно правильно выбранное слово.

Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второ­степенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинако­вых по характеру выполнения, позволяет судить о после­довательности рассуждений испытуемого.

Для исследования пользуются либо специальным блан­ком, либо экспериментатор предлагает испытуемому зада­чи. Предварительно даются инструкции.

Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно сло­во, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и под­черкните их».

Слова в задачах подобраны таким образом, что обсле­дуемый должен продемонстрировать свою способность уло­вить абстрактное значение тех или иных понятий и отка­заться от более легкого, бросающегося в глаза, но невер­ного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

Стимульный материал:

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

6. Газета (правда, приложение, бумага, редактор).

7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

Ключ

1. Растение, земля.

2. Берег, вода.

3. Здание, улица.

4. Крыша, стены.

5. Глаза, печать.

6. Бумага, редактор.

7. Игроки, правила.

 

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.

 

Тест «ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп­ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Числовые ряды:

 

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7;

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21;

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32;

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13;

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6;

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14;

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36;

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Оценка результатов производится с помощью таблицы:

Время выполненвия задания (мин., сек.) Кол-во ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее     Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек.     Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.   3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек.     Средняя норма
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек. 2-3 3- Низкая норма
2 мин. 10 сек. — 15 мин.. 4-5   Ниже среднего уровня развития логического мышления
10-15 мин. 0-3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин. Более 5   Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

Обработка результатов

Предъявленные ряды

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7;

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21;

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32;

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13;

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6;

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14;

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36;

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.

Правильные ответы

8; 9

24; 27

64; 128

16; 17

4; 1

8; 1

0.25, 0.125

49; 64

9; 6

Методика «ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

(Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники

Задания 1-го субтеста

«Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?»

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80 % первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оцени­вается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 бал­ла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается поду­мать и дать правильный ответ. За правильный ответ пос­ле второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ непра­вильный, выясняется понимание слова «всегда». При ре­шении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопро­сы не задаются.

2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86 %).

3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.) (96 %).

4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93 %).

5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85 %).

6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85 %).

7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69 %).

8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %).

10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экс­каватор, тепловоз) (100 %).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.009 с.)