Й субтест. Классификация, способность к обобщению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Й субтест. Классификация, способность к обобщению



«Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»

При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95 % первоклассников с нормальным развитием дают правиль­ный ответ).

2. Река, озеро, море, мост, пруд (100 %).

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99 %).

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90 %).

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина (85 %).

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк (93 %).

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90 %).

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91 %).

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90 %).

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

 

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

«Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

1. Огурец Гвоздика
Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля (87 %)
2. Огород Сад
Морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка (87 %)
3. Учитель Врач
Ученик Очки, больница, палата, больной, лекарство (67 %)
4. Цветок Птица
Ваза Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост (66 %)
5. Перчатка Сапог
Рука Чулки, подошва, кожа, нога, щетка (80 %)
6. Темный Мокрый
Светлый Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный (55 %)
7. Часы Градусник
Время Стекло, больной, кровать, температура, врач (95 %)
8. Машина Лодка
Мотор Река, маяк, парус, волна, берег (89 %)
9. Стол Пол
Скатерть Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди (85 %)
10. Стул Игла
Деревянный Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная (65 %)

 

Й субтест. Обобщение

«Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?» При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

1. Окунь, карась... (99 % первоклассников дают правильный ответ)

2. Метла, лопата... (43 %)

3. Лето, зима... (84%)

4. Огурец, помидор... (97 %)

5. Сирень, орешник... (74 %)

6. Шкаф, диван... (96 %)

7. Июнь, июль... (95 %)

8. День, ночь... (45%)

9. Слон, муравей... (85 %)

10. Дерево, цветок... (73 %)

 

Обработка результатов

Максимальное количество баллов, которые можно на­брать за решение всех четырех субтестов, - 40 (100 % оценки успешности).

Оценка успешности определяется по формуле: ОУ = X 100%/40,

где X — сумма баллов по всем тестам.

Высокий уровень успешности — 4-й уровень — равен 32 баллам и более (80-100 % ОУ).

Нормальный — 3-й уровень — 31,5—26 баллов (79— 65 %).

Ниже среднего — 2-й уровень — 25,5—20,0 баллов (64,9— 50 %).

Низкий — 1-й уровень — 19,5 и ниже (49,9 % и ниже).

Среди нормально развивающихся первоклассников не встречаются дети с 1-м и 2-м уровнем успешности. Для ребенка 7—8 лет низкая успешность 1-го и 2-го уровня обусловлена наличием отклонений в умственном развитии, недоразвитием речи, а также социально-бытовой запущен­ностью.

Краткий вариант методики (по 5 проб в каждом субте­сте) для первоклассников анализируется следующим обра­зом: наивысший 4-й уровень успешности — 25-20 баллов; нормальный уровень — 19,5—17,5 балла; ниже среднего (2-й уровень) - 17,5-15 баллов; низкий (1-й уровень) — 12 баллов и ниже.

Коммуникативные действия, направленные

На организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

 

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

· продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

· умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

· взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

· взаимопомощь по ходу рисования,

· эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

(интеллектуальный аспект общения)

 

Методика «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

· понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

· соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.119.159 (0.641 с.)