Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта формирования регулятивных ууд.
Вид УУД
| Нормативные показатели
| Класс
| Уровни сформированности и рекомендации
| Диагностика
| низкий
| средний
| высокий
| учитель
| психолог
| целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё
неизвестно
| Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Формулировать и удерживать учебную задачу
|
| -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
-Нуждается в пошаговом контроле со стороны учителя.
-Не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятии, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| -Предъявляемое требование осознается лишь частично.
-Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
-Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов решения
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| -Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи регулирует весь процесс выполнения.
-Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания
|
наблюдение
|
|
| -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
-Может принимать лишь простейшие цели.
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Охотно осуществляет решение познавательной задачи.
-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
Развитие понятийного мышления.
| - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения.
-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания
|
| -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.
- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| -Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
-Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
Развитие понятийного мышления.
| -Столкнувшись с новой задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней, может выходить
за пределы требований программы.
-Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения.
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
|
| - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя
-Включаясь в работу, быстро отвлекается.
- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
| - Четко выполняет требование познавательной задачи.
-осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи
- Самостоятельно формулирует познавательные цели.
-Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования.
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
-необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
Развитие понятийного мышления.
| -Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия
Рекомендации:
поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
| контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона;
| 1. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
|
| -Низкие показатели объема и концентрации внимания.
- Не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.
- Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.
Рекомендации:
консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.
| -Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности.
- Средние показатели объема и концентрации внимания.
- Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
| -Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
-Высокие показатели объема и концентрации внимания.
-Осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.
- Ошибки исправляет самостоятельно.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля
|
| -Методика «Рисование по точкам»
-Методика «Корректурная проба» (буквенная, значки)
|
| - Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий
- Предугадывает правильное направление действия, сделанные ошибки исправляет неуверенно.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, включить в урок упражнения, развивающие внимание.
| - Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
| -осознает правило контроля.
- Ошибки исправляет самостоятельно
-контролирует процесс решения задачи другими учениками
- Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля
|
| -Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.
-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.
| -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.
-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.
| - Ошибки исправляет самостоятельно.
-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.
- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
Рекомендации: в групповых формах работы предлагать роль эксперта.
|
| -Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям.
-Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля.
| -Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.
-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля, усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности.
| - Ошибки исправляет самостоятельно.
-Контролирует процесс решения задачи другими учениками.
- Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения.
Рекомендации:
в групповых формах работы предлагать роль эксперта.
| оценка - выделение и осознание
обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы.
| Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Степень развития
произвольного внимания.
|
| -Неумение опираться на образец.
-Низкий уровень развития произвольного внимания.
-Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Рекомендации: консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля
| -Может ориентироваться на образец, но делает ошибки.
-Может оценить выполненное задание по параметрам: легко выполнить или возникли сложности при выполнении.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки
| -Работает точно по образцу.
- Может оценить действия других учеников.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки.
|
|
|
| - не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Рекомендации:
консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, инвидуальный подход
| -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуции успеха на уроках
| - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
- Может оценить действия других учеников.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, предлагать роль эксперта.
|
|
|
| - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.
Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания
| -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.
-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.
Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.
| - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
|
|
|
| - Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения.
Рекомендации: консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания.
| -Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения.
-Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи,.
Рекомендации: отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач
| - Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.
- Может оценить действия других учеников.
- Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д..
|
Технологическ ая карта формирования познавательных УУД
Вид УУД
| Нормативные показатели
| класс
| Уровни сформированности
| диагностика
| низкий
| средний
| высокий
| педагог
| психолог
| Общеучебные универсальные действия
| Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
|
| Большинство умений
не сформированы
| Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога
| Выполняет самостоятельно
| наблюдение
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности
| Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях
|
| Большинство умений
не сформированы
| Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией
| Выполняет самостоятельно
| Наблюдение опрос
Выделять самостоятельность мышления
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Побуждение к действию, стимулирование Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания
| Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
|
| Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом
| Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера
| Выполняет самостоятельно
| Наблюдение, опрос, контрольные задания
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Побуждение к действию. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя, или с помощью наводящих вопросов
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания
| Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
|
| Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом
| Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера
| Выполняет самостоятельно
| Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Составлять сложный план текста по заданному алгоритму. Привлечение к работе с разными источниками информации, а также к проектно- исследовательской деятельности.
| Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности.
| Логические учебные действия
| Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков
|
| Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена
| Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков
| Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков
|
| «Найди отличия» (сравнение картинок)
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов
| Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу
|
| Не сформированы логические операции
| Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам
| Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности
|
|
Выделение существенных признаков
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.
| Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
|
| Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей
| Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.
| Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач
|
| Тест «Логические закономерности»
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков
| Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах
| Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
|
| Логические связи устанавливать не может. Недостаотчно развита аналитико- синтетическая деятельность.
| Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе.
| Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно
|
| «Исследование словесно-логического мышления младших школьников
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
| Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах
| Постановка и решения проблем
| Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
|
| Самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела
Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. Задает много вопросов
Рекомендации:
Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера
| самостоятельно ориентируется в учебнике.
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.
| Задания проблемно-поискового характера
|
| Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
|
| Самостоятельно не может определять круг своего незнания. Не может делать самостоятельные выводы
| Не всегда может определить круг своего незнания и найти нужную информацию в дополнительных источниках.
| Хорошо ориентируется в изученном материале. Может самостоятельно найти нужный источник информации. Умеет самостоятельно наблюдать и делать простые выводы.
| Самостоятельные и практические работы
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы.
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания, участие в олимпиадах
| Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,
иллюстрация и др.), для решения проблем
планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
| Делать самостоятельно не может
| Делает частично самостоятельно, частично с помощью
| Делает самостоятельно
| Самостоятельные и практические работы. Творческие задания
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания
| Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
|
| Делать самостоятельно не может
| Делает частично самостоятельно, частично с помощью
| Делает самостоятельно
| Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты
|
| Рекомендации:
Консультации специалистов
Индивидуальный подход в обучении
| Рекомендации:
Стимулирование к участию в проектно- исследовательской деятельности
| Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности, проблемные задания
|
|