Возрастная динамика становления личностных ууд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика становления личностных ууд



Личностные УУД Личностное самоопределение 7-8 лет.Ребенок отличается остротой свежестью восприятия, любознательностью. Интересные события, явления вызывают эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Представления о Родине, о людях, природе формируются на основе объяснения взрослых – родителей, учителей. Процесс самоопределения строится внутри значимых для ребенка социальных ситуаций развития – в семье, школе, классе, при непосредственном участии взрослых. 9-10 лет.К 3-4 классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. Это происходит потому, что у учащегося появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Самоопределение актуализируется в сфере общения. Ребенка волнуют качества, на которые обращают внимание сверстники в школе и во дворе. Развивается рефлексия относительно деятельности, устанавливается половая стереотипизация. 11 лет.Младшего подростка отличает стремление к самопознанию на основе самоанализа. В самопознании главное - выявление подростком своих положительных качеств, потенциалов, способностей. Подросток испытывает потребности принятия, поддержки и одобрения своего внутреннего мира другими людьми, стремится занять достойное место средисверстников. У младшего подростка появляется чувство индивидуальности, а вместе с ним – потребность в принятии этой индивидуальности. У ребят появляется интерес к способам выражения своей уникальности.  
  Смыслообразование 7 лет.Овладение ролью ученика, вытекает из желания поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение ученика. Вскоре после начала обучения важнейшим мотивом обучения становится стремление получить хорошую отметку, одобрение, похвалу со стороны учителя. Формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. 8-9 лет.Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Одни из них возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной деятельности. Другие лежат как бы за пределами учебного процесса. Они делятся на широкие социальные мотивы (хорошо работать, после окончания школы поступить в институт и т.д.) и личные. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку). К III классу значимым фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. По мере овладения учебной деятельностью развиваются и мотивы, заложенные непосредственно в процессе обучения. Это интерес к овладению способами деятельности, процессу чтения, рисования, а в дальнейшем к самому учебному предмету. Формируется стремление к достижению результата, умение адекватно оценивать свои успехи и неудачи. 10-11 лет.Формирование мотивов учения связано с удовлетворением познавательных интересов, которые определяют положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным» предметам. Если подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение для подростков имеет осознание и переживание ими неуспехов в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у них бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. Благоприятной ситуацией учения для них является успех, который обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводят их к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.
  Нравственно-этическое оценивание 7-8 лет. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Моральные суждения первоклассников основываются на опыте собственного поведения и на конкретных разъяснениях учителя и родителей. Дети совершают положительные моральные поступки чае всего следуя указаниям старших. 9-10 лет. Моральные понятия и суждения школьников заметно обогащаются, становятся более четкими, определенными. У учащихся 3-4 классов помимо собственного опыта поведения и указания старших, появляется стремление самим оценивать анализировать поведение других людей свое собственное. Школьники совершают моральные действия уже по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны. 11 лет. Продолжается формирование нравственных представлений, понятий, убеждений, которыми подросток руководствуется в поведении. Подросткам свойственно ориентироваться на некий идеал, которым может стать герой фильма, компьютерной игры, человек, общение с которым становится значимым. Они становятся более критичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику не только сверстника, но и взрослого. Подростки стараются избегать непосредственного влияния, стремясь к самостоятельности и независимости.

 

Учебные действия Основные критерии оценивания   Типовые диагностические задачи Возрастная категория
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД 1. Самоопределение
Внутренняя позиция школьника   - положительное отношение к школе; - чувство необходимости учения,- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; 1. Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.) 2. Методика «Отношение к школе» Н. Лускановой 3. Тест «Мое отношение к учению» 1, 2 класс   1, 2 класс 5 класс
Сформированность Я-концепции и самооценки   действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. 1. Методика КТО Я? (модификация методики Куна) 2. Перспективная методика «Школа зверей» 3. Тест «Какой я» 3-5 класс 1-2 класс 3-5 класс
Самооценка - когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);   - регулятивный компонент формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Когнитивный компонент: - широта диапазона оценок; - обобщенность категорий оценок; - представленность в Я-концепции социальной роли ученика; - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». Регулятивный компонент: - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием 1. Методика «Лесенка» 2. Методика изучения общей самооценки Г.Н.Казанцевой 3. Методика «Хороший ученик» 4. Методика «Кто Я?» 5. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн) 6. Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха   1-3 класс 4-5 класс   3-5 класс 3-5 класс   3-5 класс   3-5 класс
2. Смыслообразование
Мотивация учебной деятельности - сформированность познавательных мотивов; - сформированность социальных мотивов; - сформированность учебных мотивов 1. Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) 2. Отношение школьников к учению (анкета для учителей и учащихся) 3. Тест «Мое отношение к учению» 1-2 класс   5 класс   5 класс
Мотивация учебной деятельности Уровень развития познавательных интересов, учебных мотивов; - интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - сформированность социальных мотивов; - стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью 1. Методика диагностики типа школьной мотивации Е. Лепешовой 2. «Незавершенная сказка» 3. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). 4. Опросник мотивации 5. Анкета «Мотивация к успеху» 4-5 класс   1-2 класс 3-4 класс   3-4 класс   5 класс
Личностное и профильное самоопределение интерес к изучаемым областям знания и видам деятельности, 1. Анкета оптанта. Карта интересов А.Е. Голомштока 2. Анкета «Необитаемый остров» 5 класс   5 класс
Эмоциональное состояние Уровень адаптации к новым условиям обучения 1. Опросник дезадаптации (Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко) 2. Опросник адаптации (для учителя) 3. Методика САН или цветотест Люшера 1-2 класс   1 класс 5 класс
3. Нравственно-этическое оценивание
Дифференциация конвенциональных и моральных норм Понимание конвенциальных норм Анкета «Оцени поступок» Э. Туэриля, в модификации О.А. Карабановой, Е.А. Кургановой 1 - 3 класс
Понимание норм взаимопомощи, ответственности, решения конфликтных ситуаций Ребенок учитывает нормы взаимопомощи, ответственности, решений конфликтных ситуаций. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) 1-3 класс
Толерантность Уровень предубежденного отношения к другим этническим группам Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик) 5 класс
Ценностные ориентации, социальные эмоции Сфера социальной приспособленности ребенка, его межличностные отношения, их особенности, восприятие внутрисемейных отношений, характеристик его поведения 1. Проективный тест «Домики» (по Эткинду) 2. Методика Рене Жиля 3. Опросник (З. Гильбух) 1-5 кл.   3-5 кл.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Логические - умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие; - сохранение дискретного множества. 1. Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска) 2. Методика «Нахождение схем к задачам (по А.Н. Рябинкиной) 3. Тест Керна Ирасека 4.ГИТ   1- 2 класс     3-4 класс   1-2 класс 4-6 класс
Действия постановки и решения проблем умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи. 1. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой) 3-4 класс
Моделирование кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов); - декодирование/ считывание информации; - умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач. 1. Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова) 2. Методика «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслерав версии А. Ю. Панасюка) 3. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной) 1-2 класс     3-4 класс   2-3 класс
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Прогнозирование принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней); 1. Выкладывание узора из кубиков 1-2 класс    
Планирование план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; 1. Графический диктант (по Д.Б. Эльконину) – умение действовать строго по инструкции 2. Методика «Логические задачи» (А.3. Зак) 1-2 класс   4-5 класс
Контроль контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений); 1. Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) 2. Режим работы учащихся 3-4 класс   5 класс
Оценка оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче); мера разделенности действия (совместное или разделенное); темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. Диагностика уровня интеллектуального развития   4 - 5 класс
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция). Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное. 1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). 2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) 3. Тест- опросник педагогов «Оценка коммуникативных умений младших школьников» 4. «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967) 1 класс   2-4 класс 1-4 класс   4-5 класс
2. Коммуникация как кооперация. - умение договариваться, находить общее решение; - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания 1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман) 2. Задание «Совместная сортировка» 1-2 класс   3-4 класс
3. Коммуникация как условие интериоризации.   Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; - способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. 1. Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант) 2. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»   2-4 класс   1 класс
         

Диагностический раздел

Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий на 1 ступени

Личностные результаты Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация) Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе) Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)   Определять и формулировать цель деятельности(понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его   Извлекать информацию. Ориентироватьсяв своей системе знаний иосознавать необходимостьнового знания. Делатьпредварительный отбористочников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.). Добыватьновые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) Перерабатывать информацию(анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта Преобразовывать информацию из одной формы в другую(текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.011 с.)