Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика и мониторинг универсальных учебных действийСтр 1 из 10Следующая ⇒
Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий На 1 ступени обучения Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция. Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (0 класс) – поступление ребенка в школу. Он начинается в мае месяце одновременно с записью детей в школу в подготовительный класс и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в сентябре. 2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. 3. Консультация педагога будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к развитию учащихся класса, динамика личностного развития педагога, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации ФГОС в 1 классе. II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается: 1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. 4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. 5. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе. 6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее: 1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. 2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 3. Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации; 4. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности. 5. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения. 7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы. В контексте решения задач Российского образования актуальной является проблема создания условий для успешного обучения и развития учащихся. В связи с разработкой и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возникает необходимость организации мониторинга становления универсальных учебных действий, требующая уточнения и осмысления основных компонентов УУД, определения способов их оценивания и управления процессом развития. Мониторинг востребован в образовательных учреждениях, в нем заинтересованы учителя, психологи, руководители методических объединений, администрация школы.
Цель мониторинга: оценка основных компонентов УУД, создание условий для личностного, познавательного, социального развития учащихся. Задачи мониторинга:
Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС – достаточно молодое направление в образовании. Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на его основе Программа развития универсальных учебных действий позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
При этом все же отдельные стороны программы оказались не достаточно разработанными. Среди выделенных проблем и противоречий наиболее важные и значимые:
Программа мониторинга отражает оценку и формирование личностных универсальных действий. Содержание мониторинга регулятивных, познавательных и коммуникативных действий уточняется и дорабатывается. Мониторинг личностных универсальных действий включает 4 раздела:
Информационный раздел
Материалы данного раздела содержат описание понятия «универсальные учебные действия», компонентов УУД. В разделе представлены возрастные особенности, которые показывают актуальность формирования конкретных универсальных учебных действий на определенной ступени начального или основного общего образования. Технологические карты УУД представлены в Приложении1. Основные понятия раздела В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный. 1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, п ланирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. 3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. 4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Диагностический раздел Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий на 1 ступени
Диагностические методики «Лесенка» Цель: выявление уровня развития самооценки. Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс. Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос. Учащимся предлагается следующая инструкция: Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске). На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка; 4-7 ступени – адекватная самооценка; 8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (Н. Лусканова) Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 1—4-х классов. Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося. Форма: анкета. 1.Тебе нравиться в школе? · Нравиться · Не очень нравиться · Не нравиться 2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? · Иду с радостью · Бывает по-разному · Чаще всего хочется остаться дома 3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? · Не знаю точно · Остался бы дома · Пошел бы в школу 4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки. · Доволен · Бывает по-разному · Не доволен 5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? · Хотел бы · Не хотел бы · Не знаю точно 6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены? · Хотел бы · Не хотел бы · Не знаю точно 7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе? · Часто · Иногда · Почти никогда не рассказываю 8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? · Точно не знаю · Не хотел бы · Хотел бы 9.Много ли у тебя друзей в классе? · Не очень много · Много · Почти нет 10.Тебе нравятся твои одноклассники? · Нравятся · Некоторые нравятся, а некоторые – не очень · Большинство не нравится КЛЮЧ:
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву: За первый ответ – 3 балла, За второй ответ – 1 балл, За третий ответ – 0 баллов. 5 основных уровней школьной мотивации. 1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. 2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. 3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. 4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. 5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья. ДИАГНОСТИКА «МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ» (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева. Возраст: 9- 14 лет Форма проведения: фронтальный письменный опрос Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.______________________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Обработка результатов. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке: На бланке 1 2 3 4 Вес для подсчета 4 3 2 1 Такими «обратными» пунктами являются: По шкале познавательной активности: 14,30,38 По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33 По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32. Ключ
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28. При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов. Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле: ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА- балл по шкале познавательной активности; МД- балл по шкале мотивации достижения; Т- балл по шкале тревожности; Г- балл по шкале гнева. Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60. Выделяются следующие уровни мотивации учения: I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему; II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу; III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению; V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель. В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ. Интерпретация данных
Ключ 1. Растение, земля. 2. Берег, вода. 3. Здание, улица. 4. Крыша, стены. 5. Глаза, печать. 6. Бумага, редактор. 7. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор.
10) 3, 6, 8, 16, 18, 36. Правильные ответы 8; 9 24; 27 64; 128 16; 17 4; 1 8; 1 0.25, 0.125 49; 64 9; 6 Задания 1-го субтеста «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?» 1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы) (80 % первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ на этот вопрос). Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются. 2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86 %). 3. В году... (24 месяца, 3 мес, 12 мес.,4 мес, 7 мес.) (96 %). 4. Месяц зимы...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93 %). 5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85 %). 6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85 %). 7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69 %). 8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%). 9. Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75 %).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.181 с.) |