Коммуникативного развития учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативного развития учащихся



 

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ КОЛЛЕКТИВА

Полюса отношений.

Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям: взаимоотношения, организация деятельности, общее настроение, авторитетность руководителей, взаимопонимание старших и младших, уровень самоуправления, чувство достоинства, защищенность.

Цель: Выявить межличностные отношения в группе, коллективе.

Ход проведения: Каждому учениеку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по семибальной системе.

Оцениваются полярные качества:

1. Дружелюбие +3+2+1 0-1 -2 -3 Враждебность

2. Согласие +3+2+1 0-1 -2 -3 Несогласие

3. Удовлетворенность +3+2+1 0-1 -2 -3 Неудовлетворенность

4. Увлеченность +3+2+1 0-1 -2 -3 Равнодушие

5. Результативность +3+2+1 0-1 -2 -3 Нерезультативность

6. Теплота взаимоотношений+3+2+1 0-1 -2 -3 Холодность

7. Сотрудничество +3+2+1 0-1 -2 -3 Отсутствие сотрудничества

8. Взаимная поддержка +3+2+1 0-1 -2 -3 Недоброжелательность

9. Занимательность +3+2+1 0-1 -2 -3 Скука

10.Успешность +3+2+1 0-1 -2 -3 Неуспешность

Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата.Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление значения средней для коллектива оценки атмосферы.

 

Социометрия

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения следующее.

Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Ход опроса

Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одноклассников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных

На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).

Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:

С = М / (n – 1),

где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.

Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7: 9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.007 с.)