Методы диагностики воспитательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы диагностики воспитательного



КОМПОНЕНТА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – способ, посредством которого познаётся предмет науки, путь построения и обоснования научного знания.

Остановимся на общей характеристике отдельных методов.

Наблюдение - целенаправленное и определённым образом фиксируемое восприятие поведения исследуемого объекта.

Наблюдение может быть:

· непосредственным и опосредованным (факты фиксируются по нескольким косвенным показателям);

· сплошным (педагогический процесс охватывается от начала и до конца) или дискретным (выборочное фиксирование изучаемых явлений);

· не включенным (позиция исследователя открыта) и включенным (исследователь выступает участником деятельности);

Нам кажется, что мы наблюдаем всегда, но смотреть и видеть, как известно, разные вещи. Чтобы видеть, нужно превратить наблюдение в научный метод познания, а для этого необходимо:

- определение параметров, критериев наблюдения;

- объективность (возможность повторного наблюдения);

- разработка карт наблюдения для фиксации условий и результатов.

При организации наблюдения следует придерживаться следующего плана:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура)

В протоколе обязательно должны быть указаны: дата наблюдения; учебная группа; учащийся (ребенок); педагог; условия наблюдения;; цель наблюдения; наблюдаемые объекты; содержание и характер наблюдаемых действий; критерии их оценки.

3. Сбор данных наблюдения (записи, таблицы протоколов, стенограмм, дневников, видео-, аудио-, кинозаписей и т.д.)

4. Обработка и оформление результатов наблюдения.

5. Анализ результатов и выводы из наблюдения.

Опросные методы.

Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

В педагогических исследования используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Беседа - метод выявления осведомлённости учащихся о какой-либо проблеме, теме, их способности применять свои знания для отстаивания своих взглядов, позиций.

Виды беседы:

по характеру: репродуктивная (состоит из вопросов на воспроизведение знаний и ответов на них); проблемная (начинается с проблемного вопроса), дискуссионная (начинается с демонстрации противоположных позиций).

по способу организации: индивидуально – фронтальная, фронтальная, групповая (вопросы обсуждаются в группах), коллективная.

Требования к проведению диагностической беседы:

- Способность ведущего беседу принимать и уважать различные аргументированные точки зрения, признавать множественность истин.

- Фиксация во время беседы качественных показателей, характеризующих высказывания учащихся.

Анкетирование – предложенная по какой-то системе система вопросов, направленная на выяснения преобладающих у ребёнка мнений суждений. Анкета может предлагать варианты ответов на выбор (закрытые вопросы) или иметь свободную форму, предлагая опрашиваемым самим полностью формулировать ответ.

Анкеты с закрытыми вопросами ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Требования к проведению анкетирования:

- определение цели;

- подбор вопросов по интересующим проблемам;

- чёткость, понятность формулировок;

- использование данных анкеты только в целях педагогической диагностики.

Вопросы не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать чужое мнение; допускать слишком большую вариативность ответов.

Наибольшее значение в педагогической диагностике имеет анонимное анкетирование, так как в этом случае респондент не боится говорить то, что он действительно думает.

Вопросы, составляющие анкету, можно сгруппировать:

1. п о с о д е р ж а н и ю

1.1 вопросы о фактах сознания (на выявление мнений, пожеланий, суждений). Например: «Какого человека можно назвать нравственным?» или «Что, по вашему мнению, является причиной детской лжи?»

1.2 вопросы о фактах поведения (на выявление поступков, результатов деятельности, поведения). Например: «Если вы точно знаете, что Вас уличат во лжи, то в каких ситуациях будете обманывать?»

1.3 вопросы о личности респондента;

2. п о т р е б у е м о й о т к р о в е н н о с т и

2.1 прямые вопросы - требуют однозначного ответа. («Считаете ли вы допустимой ложь?»). На самом деле с помощью подобных вопросов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает, по его мнению, «правильные ответы», которых, как он думает, от него ждут.

2.2 косвенные вопросы («Могли бы Вы простить человека, который Вам солгал?», «Как вы посоветовали бы повести себя человеку, если …») Истинное отношение с большей достоверностью можно выявить с помощью косвенных вопросов.

Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично перекрывать друг друга, что позволяет проверять достоверность ответов. Самые сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты. Количество вопросов может варьироваться в зависимости от возраста респондентов.

При составлении анкеты в целом следует придерживаться приведенной структуры:

Вводная часть (или предпоследняя) – “паспортичка”. Она содержит сведения о респонденте (фамилия, имя, отчество, в случае не анонимной анкеты; пол; возраст; образование и другие данные, необходимые для анализа результатов).

Инструкция.

Основная часть, содержащая вопросы.

Заключительная часть: выражение благодарности за труд по заполнению анкеты.

Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна располагать к откровенности, для обеспечения большей искренности анкеты лучше делать анонимными.

Метод незаконченных предложений -проективныйметод диагностики, представляющий собой дополнение, завершение испытуемым какой-либо фразы до целого предложения. Метод основан на отражении испытуемым в придуманном им окончании своих мотивов, представлений, переживаний, связанных содержанием фразы.

Виды метода: устный; письменный.
Требования к проведению:

- небольшое количество фраз;

- отсутствие установок, демонстрируемых ожиданий со стороны педагога;

Например, фраза: «Когда я прихожу на занятия, я...» может быть продолжена:

а) «радуюсь встрече с друзьями»

б) «сажусь на свое место»

в) «начинаю хотеть домой» и т.д.

В полученных ответах педагог может увидеть в случае а) - позитивное отношение, б) - нейтральное, в) - негативное. Анализ смысла фраз позволяет понять, что особенно значимо для ребенка на занятиях.

Анализ творческих работ - методическое выявление личностного отношения ребенка к какому-либо предмету или явлению через изучение его отклика на данное явление в творческой деятельности.

Виды творческих работ:сочинение-размышление;отзыв;эссе;рисунок;запись в личном дневнике;музыкальная импровизация;танцевальная импровизация;сказка;стихотворение.

Требования кпроведению диагностики:

- добровольность участия детей в творческой деятельности;

- отсутствие критики, шаблона в оценке работ;

- наличие критериев для качественного анализа творческой работы, например: глубина восприятия проблемы, широта видения темы и т.д.

Особым методом диагностики является изучение результатов деятельности учащихся: сочинений, эссе, рисунков, поделок, моделей и др.

Изучение результатов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представления о первоначальном уровне, о характере задач и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы.

В случае, когда результаты деятельности носят проективный характер, следует разработать шкалы их оценивания.

 

Пример 2. Протокол оценки выполнения рисунка первоклассников на свободную тему.

№ п/п   Ф.И. уче-ника Оценка оригинальности замысла 2 – оригинальная общая идея 1 – оригинальные элементы 0 – оригинальность отсутствует Доведение замысла до результата 2 – работа выполнена полностью 1 – работа выполнена, но не весь замысел реализован 0 – работа не доведена до конца Аккуратность выполнения изделия 3 – высокая 1 – средняя 0 - низкая
11.      
2.2.      
3.3.     -

Метод экспертных оценок (экспертный метод)

Этот метод является разновидностью опроса, с привлечением к оценке, изучаемых явлений наиболее компетентных людей, специалистов, мнение которых позволяет объективно оценивать изучаемое.

Использование этого метода требует соблюдения ряда условий:

§ тщательный подбор экспертов – людей, знающих оцениваемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке;

§ выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадение или близкие оценки или высказывают в основном совпадающие мнения, есть основание полагать, что эти оценки и мнения близки к истине.

В нашей работе в качестве экспертов могут выступать родители наших воспитанников. Ниже мы приводим анкету для родителей по итогам обучения в течение года, разработанную Натальей Евгеньевной Флегонтовой.

 

АНКЕТА

для родителей Школы творчества «Теремок».

 

Уважаемые родители!Это анкетирование проводится в целях объективной оценки эффективности и результативности обучающей программы педагога и дает представление об уровне развития каждого ребенка за время обучения в Школе Творчества. В этой анкете представлены параметры развития ребенка, определенные педагогом в его программе. Подумайте и оцените по пятибальной системе, в какой мере развилось то или иное качество у Вашего ребенка за время обучения.

Фамилия, имя ребенка ___________________возраст_____

 

Название программы: «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ» (педагог Флегонтова Н.Е.)

1. Формирование познавательного интереса к конструированию из бумаги и природных материалов_______

2. Формирование знаний об основных природных материалах_____

3. Освоение приемов работы с бумагой и природными материалами____

4. Развитие речевой и умственной деятельности на основе развития моторики мелких мышц руки______

5. Развитие аккуратности_______

6. Воспитание внимательности, наблюдательности_______

7. Развитие самостоятельности______

8. Проявление фантазии_______

9. Формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми______

 

Дата ________________Подпись родителя________ Спасибо!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.021 с.)