Методика диагности ценностных отношений чащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагности ценностных отношений чащихся



МЕТОДИКА РОКИЧА

Цель: изучение ценностных ориентации. Ценностные ориентации характеризуют направленность личности и составляют основу её отношений к окружающему миру, к другим людям и к себе. Для определения ценностных ориентации наиболее распространённой является методика М. Рокича, в которой использован принцип ран­жирования ценностей. Ценности сгруппированы в два списка — список терминальных ценностей (убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и список инструментальных ценностей (убеж­дений втом, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации). Первая часть ме­тодики (Тест 1) посвящена определению терминальных ценнос­тей, вторая часть (Тест 2) — определению инструментальных цен­ностей.

ТЕСТ 1

Инструкция: Перед Вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значи­мую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от неё поставьте цифру I. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2 и так далее. Наименее важная — получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА и в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРА­ВА от неё соответствующую цифру в процентах.

Ф. И. О._______________________________________Возраст, пол._____

 

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЦЕЛИ %
  Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенная жизнь)  
  Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)  
  Здоровье (физическое и психическое)  
  Интересная работа  
  Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)  
ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЦЕЛИ %
  Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)  
  Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)  
  Наличие хороших и верных друзей  
  Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)  
  Познание (возможность расширения своего образования, круго­зора, общей культуры, интеллектуальное развитие)  
  Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможнос­тей, сил и способностей)  
  Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)  
  Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)  
  Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)  
  Счастливая семейная жизнь  
  Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование дру­гих людей, всего народа, человечества в целом)  
  Творчество (возможность творческой деятельности)  
  Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних проти­воречий, сомнений)  

ТЕСТ 2

Перед Вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, ко­торую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛ ЕВА от нее цифру 1. Затем выберите следу­ющую по значимости и обозначьте цифрой 2 и т.д. Наименее важ­ная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из них уже реализована в Ва­шей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от неё соответствую­щую цифру в процентах.

Ф. И. О_______________Возраст, пол._________

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЦЕЛИ %
  Аккуратность (чистоплотность) (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)  
  Воспитанность (хорошие манеры)  
  Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  
  Жизнерадостность (чувство юмора)  
  Исполнительность (дисциплинированность)  
  Независимость (способность действовать самостоятельно, реши­тельно)  
  Непримиримость к недостаткам в себе и в других  
  Образованность (широта знаний, высокая общая культура)    
  Ответственность (чувство долга, умение держать слово)    
  Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обду­манные, рациональные решения)  
  Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
  Отстаивание своего мнения, своих взглядов, твёр­дая воля (умение настоять на своём, не отступать перед труд­ностями)  
  Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
  Чуткость (заботливость)  
  Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  
  Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  

Обработка результатов.

Сравните результаты среднегруппового ранжирования ценнос­тей с личным. Примечания.

1. Ввиду того, что в данном издании предлагается использовать эту методику для школьников, следует ожидать, что попытки опре­делить степень реализации ценностей-целей (Тест 1) могут вызвать затруднения — некоторые из представленных в списке целей и не могут быть реализованы в школьном возрасте. Здесь нужно пояс­нить детям, что такую оценку нужно провести «по возможности», не считая обязательным иметь в графе большой процент реализации, а в некоторых графах естественно иметь 0 %.

2. Недостатком методики является влияние социальной жела­тельности, а значит, возможна неискренность. Поэтому особую роль играет добровольный характер тестирования, наличие соответству­ющего настроя и доверительного контакта между тестером и рес­пондентами.

3.Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно
и групповое тестирование.

 

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.007 с.)