Комментирование проблемы и выявление авторской позиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции



Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Можно выделить 2 типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.

В любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Помните! Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Следует помнить, что речь от 1 лица в художественном тексте обычно принадлежит герою, рассказчику, которого не следует путать с автором, - их позиции могут не совпадать. Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов

Сформулировав позицию автора, выпускник должен выразить своё отношение к его точке зрения на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно лишь формальнозаявить о своём мнении (Я согласен/не согласен с автором). Позиция пишущего должна быть подкреплена двумя аргументами (лучше «сильными» аргументами: из художественного, научного или публицистического произведений). В этой части работы нужно строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств: тезис, аргументация, вывод.

Поддерживающая и опровергающая аргументация.

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы.

Аргументы «за» должны быть:

- правдивыми, опираться на авторитетные источники;

- доступными, простыми, понятными;

- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором выпускнику придётся выстраивать опровергающую информацию, что требует от него такта, подчёркнутой корректности.

 

Типы аргументов

1. Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п.: ссылка на общезначимый опыт, который имеет каждый человек; свидетельства самого автора сочинения; ссылки на авторитет (поскольку точного текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так пишущий избежит обвинения в искажении цитаты); пословицы, поговорки; примеры из художественной литературы.

 

2. Логические доказательства. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем даётся неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Такие рассуждения могут стать эффектным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.

 

 

3. Чувственные аргументы. Используя эти аргументы, мы строим речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Виды аргументов

  1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев, о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай. Обязательно указать место, время, подробные обстоятельства, источник информации.

Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много даёт школьное образование знаний, которых, казалось бы, мы никогда не используем…

  1. Научные знания: законы, теории, аксиомы, гипотезы, открытия, исследования в разных областях знаний, эксперименты.

Учёные открыли способ превращения солей воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.

  1. Статистика: количественные данные об общественном мнении, о фактах общественной жизни или показатели развития общества.

В среднем 70% школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.

  1. Законы природы.

Вымирание одного из видов в пищевой цепочке неминуемо ведёт к гибели другого вида.

  1. Определение понятия или термина.

Свобода – это право на самостоятельный выбор.

  1. Официальные документы, законы, постановления.

Конституция РФ возлагает ответственность за образование ребёнка на родителей.

  1. Читательский опыт: цитаты, аналогичные поступки, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.

По словам А.С. Пушкина, «на свете счастья нет, но есть покой и воля».

  1. Ссылки на авторитетное мнение известных людей (артисты, исторические и общественные деятели, деятели культуры и политики…): высказывания, афоризмы.

Как тут не вспомнить слова Ницше: «Никогда истина не повисала на руке безусловного».

  1. Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.

Всем известно, что предательство – самый низкий поступок, однако никто из нас не задумывался, что самое сильное оружие – шантаж – может заставить любого человека пойти на предательство.

  1. Факты из биографии известных и замечательных людей.

Когда завистники подрезали струны на скрипке великого Паганини, он сыграл концерт на одной оставшейся струне, потому что настоящий гений не может быть побеждён ничтожествами.

  1. Культура и национальные особенности разных народов: обычаи, традиции, обряды, легенды, предания, сказки, приметы, песни.

В культуре индейцев существует обряд инициации: это испытание подростка, пройдя которое он имеет право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не пройдено, то, сколько бы ни было лет юноше, он продолжает считаться несовершеннолетним и сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определяется не количеством лет, а физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…

  1. Исторический факт. Сравнение или противопоставление явлений и фактов, чтобы сделать вывод о преимуществах или недостатках.

И в Англии, и во Франции, и в России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.

  1. Научно-популярные, публицистические передачи и ток-шоу.

Одна из передач канала ТВЦ «Времечко» была посвящена утилизации отходов. Вывод был неутешительный: русский менталитет таков, что, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», поэтому никто всерьёз не занимается проблемой, которая представляется далёкой перспективой.

  1. Сведения из Интернета.

Всемирная паутина так перегружена пошлостью и насилием, что всерьёз задумались о разработке программ, блокирующих проникновение подобной информации в школьный компьютер.

  1. Мировая художественная культура: живопись, музыка, архитектура.

После смерти последнего патриарха Тихона художник Корин пишет картину «Уходящая Россия», на которой изображает портреты тех верующих, которые присутствовали на похоронах. Здесь есть и святые, и убогие, и страдальцы, и праведники… После того как Россия была объявлена страной атеистов, такая вера, которая изображена на полотне Корина, утрачена нами навсегда.

  1. Мифология и религия.

Даже праведники могут оступиться. Апостол Пётр, один из учеников Христа, трижды отрёкся от своего учителя. Однако он получил прощение Христа, который доверил ему создание одного из Евангелиев. Библия учит тому, что ни у кого нет права судить и осуждать человека за проступок. Надо учиться понимать и прощать, потому что раскаянье в корне изменяет человека. Это и есть его наказание и искупление.

  1. Фильмы.

В фильме «Апокалипсис» показывается гибель цивилизации майя, причиной которой стала утрата человечности, гуманности. Одно только интеллектуальное развитие не является гарантией будущего народа, если утрачены нравственные основы.

  1. Предположение: что могло бы быть при определённых условиях. Доказательство от противного: сначала даётся пример того, как не должно быть, затем делается вывод о том, как надо.

Если любить себя, это приведёт к тому, что человек будет много позволять себе и прощать. Если уважать себя, то человек будет стремиться к тому, чтобы совершить что-то, за что можно было бы себя уважать. Ведь любят ни за что, а уважают за что-то. Себялюбие – конец пути, в то время как самоуважение – начало.

  1. Ирония: скрытая насмешка, когда говорится одно, а имеется в виду прямо противоположное.

Государство так заботится о тех, кто является национальной гордостью, что всё чаще и чаще приходится слышать, как в нищете умирают прославленные артисты, великие открытия остаются не востребованы, пророческие слова не услышаны.

 

«Магниты» для вступлений

Приём Пример
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) Часто ли мы задумываемся о том, как мы говорим? (К тексту о языке)
Интересное наблюдение Средний россиянин не знает ни одного языка, кроме русского. Однако он слушает англоязычные музыкальные группы, носит турецкую рубашку и брюки из Китая. На его обеденном столе американские куриные ножки и финское масло. В его доме стоит японская электроника. (К тексту об интернационализме)
Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы и т.д. «Даже когда невозможно остаться человеком, невозможно не остаться им» - эти слова И. Смоктуновского, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к данному тексту. (К тексту о нравственности)
Восклицание Какое счастье после долгого путешествия вновь оказаться дома! (К тексту о том, что человек должен иметь корни)
Ассоциация Представьте себе книгу, из которой вырваны почти все страницы. В ней есть только обложка, а внутреннего содержания нет. Когда я читал текст…, у меня возникла эта ассоциация. Казалось бы, какая тут связь? Но, на мой взгляд, человек, который знает мало слов своего родного языка, напоминает такую книгу. (К тексту об обеднении русского языка)
«Маска» Прочитав этот текст, многие люди недоуменно спросят: «Какое отношение имеют размышления из текста к нашей сегодняшней жизни? Сегодня люди не получают правительственных наград за труд, как это было при социализме». Но на самом деле проблема текста гораздо глубже, чем это может показаться. (К тексту о наградах)

 

Примеры написания вступления

Приём Пример
Обоснование актуальности проблемы Проблема, поднятая в тексте (…), актуальна, как никогда: ведь сегодня русский язык находится в плачевном состоянии.
Рассказ о впечатлении, которое произвёл текст (но без пафоса) *Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику Текст (…) о разных манерах ведения спора мне очень понравился. Раньше я никогда не задумывался над этой темой.
Начало с ключевого слова текста Родина… Главное, что есть у человека.
Описание ситуации, аналогичной изображённой в тексте Часто бывает так, что мы не следим за своей речью, засоряем её ненужными словами. (К тексту о языке)
Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах (если автор вам знаком) Д.С. Лихачёв – талантливый публицист. Многие его тексты посвящены нравственным проблемам.

 

Приёмы написания заключения

Приём Пример
Риторический вопрос Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки, беречь и любить природу?
Восклицание Сколько же мудрости и света подарил А.П. Чехов людям! (О чеховских пьесах) Жизнь всё время посылает нам испытания, но как же приятно выходить из них человеком!
Высказывание своего мнения, предположения Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (К тексту о русском языке)
Призыв к действию, совет, пожелание Давайте же делать то, что от нас зависит. Сохраним нашу планету! (К тексту об экологии)
Подведение итогов Таким образом, наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души и ума.
«Ход в будущее» (что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.) Если не ввести жестокого ограничения продолжительности рекламных пауз, можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшее время количество физически и психически больных людей сильно возрастёт. (К тексту о телевидении)
Высказывания известных людей, пословицы и т.д. Закончить хочется словами Н. Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…» (К тексту о том, что человек должен всё время самосовершенствоваться)
Сравнение, образ Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. (К тексту об экологии)
«Ниточка» (позволяет передать эффект присутствия героев, событий, впечатлений от текста в своей жизни) Уже прочитан текст (…), отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же, оказывается, велика роль знаков препинания.

 

«Копилка мудрых мыслей»

Темы Цитаты
Язык и слово «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ) «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего» (А. Кони) «Богатство языка есть богатство мыслей» (Н. Карамзин) «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г. Державин) «Каков человек, такова его и речь» (Сократ)
Родина «Чужбина родиной не станет» (Гёте) «На чужой стороне и весна не красна» (Пословица) «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Т. Шевченко)
Чтение «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро) «Всё бледнеет перед книгами» (А.П. Чехов) «Милее книги в жизни друга нет» (Навои)
Наука «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек» (А. Полежаев) «Не будь наук и искусств, не было бы человека» (Л.Н. Толстой) «Науки юношей питают, отраду старым подают. В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут» (М.В. Ломоносов)
Поступки людей «Человек отражается в своих поступках» (Шиллер) «Поступки - плоды помыслов. Будут разумные помыслы – будут хорошие поступки» (Грасиан)
Нравственность «Даже когда невозможно остаться человеком, невозможно не остаться им» (И. Смоктуновский) «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях» (Эпиктет) «Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя» (Демокрит)
Смысл жизни «Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы её использовали» (Монтень) «Станьте солнцем – и вас все и увидят» (Ф.М. Достоевский) «Без пользы жизнь – безвременная смерть» (Гёте)
Совесть «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон) «Чистая совесть есть постоянный праздник» (Сенека) «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А.С. Пушкин)
Доброта, милосердие «Доброта – качество, излишек которого не вредит» (Голсуорси) «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан) «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» (В. Гюго)

 

*Этими цитатами можно воспользоваться как аргументами (использовать в качестве читательского опыта).

* * Материалы взяты из газеты «Русский язык» (№№ 17-24 за 2007-2008 учебный год);

из книги Т.Е. Тимошенко «Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С».

 

 

Классификация ошибок,

исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1

Грамматические ошибки

№№ пп Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться
  Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время
  Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
  Ошибочное образование формы числительного С пятистамирублями
  Ошибочное образование формы местоимения Ихнегопафоса, ихи дети
  Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
  Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимисяджазом.
  Нарушение управления Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей.
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство…
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон.
  Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

 

*Знание грамматических норм поможет правильно выполнить задания части А: А3, А4, А5.

 

 

Речевые ошибки

№№ пп Вид ошибки Примеры
  Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актёров. Мысль развивается на продолжении всего текста.
  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
  Неразличение синонимичных слов Вконечномпредложении автор применяет градацию.
  Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удаётся объегорить других.
  Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства).
  Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный
  Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своёмвоображении.

ЛИТЕРАТУРА

 

При подготовке к ЕГЭ по литературе рекомендуется использовать:

1. Единый государственный экзамен: Литература: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1. / С.А.Зинин, О.Б.Марьина – М.: Вентана-Граф, 2006

2. Единый государственный экзамен: Литература: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2. / С.А.Зинин, О.Б.Марьина – М.: Вентана-Граф, 2006

3. Единый государственный экзамен: Литература: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3. / С.А.Зинин, О.Б.Марьина – М.: Вентана-Граф, 2007

4. Единый государственный экзамен: Литература: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 4. / С.А.Зинин, О.Б.Марьина – М.: Вентана-Граф, 2007

5. Единый государственный экзамен: Литература: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 5. / С.А.Зинин, О.Б.Марьина – М.: Вентана-Граф, 2007

 

Время выполнения работы


Первая и вторая части работы (анализ фрагмента эпического (драматического) произведения и стихотворения) требуют 2 часов. Выполнение третьей части работы требует также 2 часов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.14.164 (0.045 с.)