СЛОВАРИК литературоведческих терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЛОВАРИК литературоведческих терминов



классицизм – литературное направление 17-го - начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых норм и правил

сентиментализм – литературное направление 2-ой половины 18-го века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира

романтизм – литературное направление; принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)

реализм – литературное направление, основанное на правдивом, объективном отражении действительности

символизм – литературное направление конца 19-го - начала 20-го века, передающее собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое

акмеизм – одно из течений модернизма 20 века, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности; характеризуется острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего

имажинизм – одно из течений литературы в начале 20 века, которое утверждало самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов

футуризм – литературное течение модернизма начала 20 века; ориентируется на преображение мира путём разрушения старого и создания нового сверхискусства
эпос –
род литературы. Эпическое произведение повествует о характере и системе событий, в которых этот характер проявляется и развивается, что требует наличия сюжета и конфликта

лирика – один из литературных родов. Предметом художественного претворения в лирике является внутренняя жизнь человека: мир идей, переживаний и чувств. Объектом изображения является субъект речи, его мысли, чувства, стремления

драма – а) один из родов литературы. Драма как род литературы воспроизводит внешний мир и лишена повествовательной речи; драматические произведения обычно предназначены для постановки в театре; б) один из основных жанров драмы как литературного рода. Драма как жанр построена на острых, драматических столкновениях и ситуациях, чем обусловлена большая напряжённость действия

историзм – а) в широком смысле историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далёкое прошлое; б) понятие, сложившееся в литературе 19 века для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдалённой эпохи, особенности характеров и поступков людей, иначе говоря, писатель стремится подойти к прошлому исторически

тема – круг событий и явлений, положенных писателем в основу художественного произведения

роман – эпический жанр, повествование в котором сосредоточено на становлении и развитии личности в её отношениях с окружающим миром

роман-эпопея – жанр масштабного эпического произведения, в котором соотносятся образы объективно-исторических событий и повседневной жизни частного человека

повесть – жанр повествовательной литературы, история одной человеческой жизни, рассказанная от имени автора или самого героя

рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя

очерк – прозаический документальный жанр; характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью её воспроизведения

притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме

поэма – лиро-эпический жанр, основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя

баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай

элегия – жанр лирики медитативного характера. Как правило, лирический монолог, размышление лирического героя

послание – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в виде обращения к какому-либо лицу, группе лиц

эпиграмма – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

ода – торжественное стихотворное произведение

сонет – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы

комедия – вид драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех

трагедия – вид драмы, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героя

тема – круг событий и явлений, положенных писателем в основу художественного произведения

идея – обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения; характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям

проблематика – совокупность проблем, поставленных в художественном произведении или творчестве писателя

сюжет – последовательное и связное изображение событий автором в художественном произведении

фабула – последовательное изображение событий художественного произведения в хронологической последовательности

композиция – структура художественного произведения как целого, расположение его частей в пространстве или во времени

подтекст – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и отношения автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям

лирическое отступление – авторская речь, выражающая отношение автора к изображаемому или в связи с ним

конфликт – противоборство, столкновение сторон, мнений, сил, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении; непосредственно раскрывается в сюжете и развёртывается в его движении

автор – создатель литературного или иного художественного произведения

персонаж – действующее лицо в литературном произведении

тип, или типичный характер – в реалистических литературных произведениях – художественный образ человека, определённой личности, выступающей в её индивидуальном своеобразии и живом многообразии присущих ей черт и свойств, существеннейшие из которых симптоматичны для людей того или иного времени, общественного класса, народа

лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в лирическом произведении, от имени которого оно написано

диалог – вид устной речи, разговор двух или более лиц, одна из основных форм речевой характеристики персонажа

монолог – в литературно-художественном произведении речь одного персонажа, в которой раскрывается его внутренний мир в критический момент

портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа

внутренний монолог – психологический приём, основанный на изображении мыслей персонажа

деталь художественная – выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку; отличается повышенной ассоциативностью

символ – образ, воплощающий какую-нибудь идею; его нельзя выразить однозначной словесной формулой; основная эстетическая категория символизма

сатира – способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными

юмор – способ проявления комического, который может сочетать забавную трактовку с внутренней серьёзностью, насмешку и сочувствие

ирония – насмешливо-скептическая оценка изображаемого (как эстетическая категория); непрямое выражение насмешки, прикрытое маской одобрения к тому, что осмеивается (как художественный приём)

сарказм – высшая степень иронии

гротеск - художественный приём, обобщающий и обостряющий изображение человека или картин человеческой жизни при помощи контрастного сочетания реального и фантастического, трагического и комического, прекрасного и безобразного

сравнение – сближение двух явлений с целью пояснения одного из них с помощью другого

эпитет – художественно-образное определение предмета или явления, вызывающее у читателя зримый образ изображаемого: человека, природы, предмета, события. С другой стороны, с помощью эпитета создаётся то или иное эмоциональное впечатление, психологическое настроение от изображаемого

оксюморон, оксиморон – стилистический приём, основанный на сочетании несовместимых по значению слов в одном словосочетании

метафора – троп, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства

метонимия – обозначение предмета или явления по одному из его признаков, при этом прямое значение сочетается с переносным

гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении каких-либо признаков изображаемого, на которых сфокусировано внимание автора

литота – троп, обратный гиперболе: нарочитое преуменьшение; двойное отрицание

анафора – повтор одних и тех же звуков, слов, сочетаний слов в начале нескольких стихов или нескольких предложений

аллегория – изображение отвлечённого понятия в наглядном образе

аллюзия – стилистическая фигура, содержащая намёк на историческое, литературное, художественное явление

антитеза – контрастное сопоставление слов, образов, персонажей, ситуаций, композиционных элементов и т.п.

эзопов язык – использование намёков и иносказаний в художественном произведении, позволяющее обойти цензуру и высказать запрещённые идеи, чаще политического свойства

онегинская строфа – стихотворная композиция, созданная А.С. Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин»; состоит из 14-ти строк четырёхстопного ямба, расположенных по схеме: 3 четверостишия (перекрёстной рифмовки, смежной, кольцевой) и заключительное двустишие

звукопись – художественный приём, состоящий в таком сочетании звуков и слов, которое имитирует реальные звуки

аллитерация – приём звукописи, состоящий в повторе одинаковых или близких по звучанию согласных звуков

ассонанс – а) повтор гласных звуков, чаще всего ударных; б) неточная рифма, в которой совпадают ударные гласные и не совпадают согласные звуки

неологизм – новое слово, языковое новшество
рифма –
повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк

ритм стихотворный – повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей; силлабо-тоническое стихосложение основано на соотнесённости стихов по равномерному размещению ударных слогов

хорей – двусложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе стихосложения

ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе стихосложения

дактиль - трёхсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе стихосложения

амфибрахий - трёхсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе стихосложения

анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе стихосложения

дольник – вид стихосложения, являющийся промежуточной формой между силлабо-тоническим стихом и тоническим; строки его, совпадая по числу ударений, сравнительно свободно располагают безударные слоги; сочетания ударных и безударных слогов образуют не «стопы», а «доли», где количество безударных колеблется от 1-го до 3-4-х

верлибр – вид стихосложения, стоящий на грани между стихом и прозой; в нём не сохраняются особенности стихотворной речи

белый стих – нерифмованный, книжный стих

 

Типичные ошибки, допущенные выпускниками на ЕГЭ по литературе:

- слабое знание литературоведческих понятий, неумение ими пользоваться;

- неумение выразить свои суждения в письменной форме;

- неумение правильно определить жанр произведения (например, «Недоросль» определяется как трагедия);

- неумение различать тропы (например, путают эпитет и метафору):

- несформированность у учащихся навыков целостного анализа стихотворения в единстве его содержания и формы;

- плохое знание текстов художественных произведений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.019 с.)