Центрального окружного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центрального окружного управления



ОКРУЖНОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 

 

В ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКУ.

КАК УСПЕШНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

ВЫПУСК 6

Составители:

Карпова И.И. – руководитель СП предметов гуманитарного цикла

Глухова С.В. – методист ОМЦ

Мухина Н.Н. - методист ОМЦ

Панова Ю.А. - методист ОМЦ

 

Москва, 2009

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Интернет – ресурсы в рамках подготовки к ЕГЭ

http://som.fio.ru

http://www.gramma.ru/

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html#0035

http://www.ege.ru/

http://www.kros.ru/_info/russ7-3.php

http://video.1september.ru/marafon/?video=45

http://www.egeru.ru/

http://www.fipi.ru

 

Издательства, выпускающие материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:

«Эксмо»

«Русское слово»

«Интеллект-центр»

«Астрель»

 

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку рекомендуется использовать:

- учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2002-2004;

2) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2002-2004;

3) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика. 5-9 классы. – М., Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа, 2004;

4) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003;

5) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004-2007;

6) Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 класс. – М.: Просвещение, 2004;

7) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2001;

пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;

− пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

 

Структура экзаменационной работы

В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1 – А30) содержит задания с выбором ответа.

Часть 2 (В1 – В8) содержит задания с кратким ответом.

Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 60 баллам Тип заданий
Часть 1     50% С выбором ответа
Часть 2     15% С кратким ответом
Часть 3     35% С развернутым ответом
Итого     (100%)  

 

 

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За выполнение экзаменационной работы выпускник получает две отметки: в аттестат об окончании средней школы – по 5-балльной шкале и в сертификат для поступающих в вуз – по 100-балльной шкале.

За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы (кроме задания В8) выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов: 2 балла: задание выполнено, ошибок нет; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).

Максимальная сумма баллов, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы, – 21 балл.

 

Время выполнения работы

Кодификатор элементов содержания по русскому языку

Для составления контрольных измерительных материалов

ЧАСТЬ А

 

Орфоэпический словарик

(рекомендовано ФИПИ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку)

Задание А1

агЕнт, алфавИт, аэропОрты, балОванный, баловАть, балУясь, бАнты, бОроду, бралА, бралАсь, бухгАлтеров, вЕрба, вернА, вероисповЕдание, взялА, взялАсь, включЁн, включЁнный, включИм, включИт, включИшь, влилАсь, вОвремя, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, вручИт, газопровОд, гналА, гналАсь, граждАнство, давнИшний, дефИс, диспансЕр, добелА, добралА, добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, дождалАсь, дозвонИтся, дозвонЯтся, дозИровать, докраснА, докумЕнт, донЕльзя, дОнизу, досУг, дОсуха, еретИк, жалюзИ, ждалА, жилОсь, завИдно, зАгнутый, зАгодя, закУпорив, закУпорить, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый, заселЁн, запертА, зАтемно, звалА, звонИм, звонИт, звонИшь, знАчимость, знАчимый, зимОвщик, зАсветло, избалОванный, Иксы, импЕрский, инстИнкт, исключИт, Исстари, исчЕрпать, каталОг, квартАл, киломЕтр, клАла, клЕить, кОнусы, кОнусов, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, красИвее, красИвейший, кремЕнь, кренИтся, кровоточАщий, кровоточИть, кУхонный, лгалА, лЕкторы, лЕкторов, лилА, лилАсь, ловкА, лыжнЯ, мЕстностей, мозаИчный, молЯщий, мусоропровОд, навЕрх, навралА, наделИт, надОлго, надорвалАсь, нажИвший, нажитА, назвалАсь, накренИт, налилА, налИвший, налитА, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, нАчал, началА, нАчали, началсЯ, начАв, начАвший, начАвшись, нАчатый, начАть, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, низведЁн, нОвости, новостЕй, нОгтя (Р.п. ед.ч.), обеспЕчение, обзвонИт, облегчИт, облегчИть, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, ободрИть, ободрЁнный, ободрЁн, ободренА, ободрИшься, обострЁнный, обострИть, одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИт, опломбировАть, опОшлят, определЁн, оптОвый, освЕдомиться, освЕдомишься, отбылА, отдалА, отдАв, отключЁнный, откУпорил, отозвалА, отозвалАсь, Отрочество, партЕр, перезвонИт, перелилА, плодоносИть, повторЁнный, поделЁнный, поднЯв, позвалА, позвонИт, позвонИшь, полилА, положИл, положИть, понЯв, понЯвший, пОнял, понялА, портфЕль, пОручни, послАла, прибЫв, прИбыл, прибылА, прИбыло, придАное, призЫв, прИнял, прИняли, принУдить, прИнятый, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт, рвалА, свЁкла, сверлИт, сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, сорИт, срЕдства, срЕдствами, стАтуя, столЯр, созЫв, тамОжня, тОрты, тОртов, тОтчас, убралА, убыстрИть, углубИть, укрепИт, цемЕнт, цЕнтнер, цепОчка, чЕрпать, шАрфы, шофЁр, щавЕль, щемИт, щЁлкать, экспЕрт.

 

ЧАСТЬ В

 

ЧАСТЬ С

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.  
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.  

 

К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована.  
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.  
Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе.  
II Речевое оформление сочинения
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
К 6 Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли.  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
III Грамотность
К 7 Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущена 1 ошибка  
допущено более 1 ошибки  
К 8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  

* Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.

К 9 Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет  
допущены 1 – 2 ошибки  
допущено более 2 ошибок  
К 10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки  
допущены 2 – 3 ошибки  
допущено более 3 ошибок  
К 11 Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют  
допущены этические ошибки (1 и более)  
К 12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)  

 

Анализ текста

Виды анализа текста:

1) смысловой анализ текста (уяснение основных тезисов автора, на основе которых необходимо развернуть свое собственное рассуждение);

2) речеведческий анализ текста (определение стиля речи: разговорного, художественного, публицистического, научного, официально-делового; определение типа речи: описания, повествования, рассуждения-доказательства);

3) языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в организации текста; определение языковых средств выразительности в тексте).

Задания, связанные с анализом текста, входят во все три час­ти тестов.

Каждому выпускнику предлагается один из вариантов текста для осмысления, комплексного анализа, а затем написания на его основе сочинения.

 

 

Часть С

Композиционная часть О чём? Максимальный балл Что и как писать. Примеры Примерное количество предложений
Вступление 1. Какая проблема? (основная авторская идея) – 1 балл   1. В качестве первого предложения можно использовать цитату из текста (одно или часть предложения), в котором сформулирована основная мысль. Можно дать определение основного понятия, о котором идет речь в тексте, а затем поставить вопрос по предложенной в тексте проблеме. Например: Милосердие – это готовность оказать помощь. Почему же в наше время это чувство в людях заметно снижается? Этот вопрос волнует автора текста. 2-3 предложения  
2. Комментарий- 2 балла   2. Прокомментировать проблему. Потеря милосердия может привести к духовному обнищанию общества, его моральной деградации. Милосердие и нравственность – два основных неразрывных качества человека. Разве мы хотим жить в безнравственном мире, мире жестокости и эгоизма? 3-4 предложения    
3. Позиция автора (как автор относится к поднимаемой проблеме) 3. – Говоря о проблеме (…), автор даёт понять, что.. - Автор текста не скрывает своего отношения к… - В тексте явно прослеживается отношение автора к… - Несмотря на то что автор впрямую не пишет о своем отношении к поднимаемой проблеме, но… - (…) вызывает сочувствие (возмущение, осуждение) автора текста. 2-3 предложения    
Подкрепление примерами из текста.   -1 балл - Писатель подкрепляет свои рассуждения яркими примерами. Так, … - Стоит обратить внимание на то, что герой … - Автор дает характеристику… - Автор находит такие слова, которые … (дать примеры из текста). - Использование автором научных терминов (ссылка автора на мнение крупных ученых придает весомость и значимость сказанному (проблеме). 3-4 предложения    
Переход от вступления к основной части «Сцепить» вступление с основной частью. - Трудно не согласиться с позицией автора, ведь… - Я готов разделить точку зрения автора на… - С первых же строк автор приглашает нас принять участие в размышлении над вопросами …(Например: О снижении милосердия в обществе, о взаимоотношениях людей, о нетерпимости к людям, о бережном отношении к окружающему миру, о влиянии человека на окружающую среду, о роли чтения в детском возрасте, о выборе жизненного пути, о необходимости образования и другими вопросами нравственно-этического характера).  
Собственно основная часть Мое отношение к этой проблеме (согласен или нет с позицией автора). Подкрепляем аргументами, примерами из своего читательского или жизненного опыта -3 балла -Действительно, эта проблема (волнует, заставляет задуматься, не может оставить равнодушным, задевает душу каждого, не кажется мне злободневной, важной). -На мой взгляд, …В самом деле, …. Безусловно,…Разумеется,…и т.д. - Подобные поступки совершают герои (назвать произведения, авторов, кинофильмы, исторические лица и т.д.) - Аналогичное отношение к (…) встречается в книге (кинофильме, исторических хрониках). - Вспоминаются слова поэта (писателя, сатирика, политика, полководца, ученого): «…». - В качестве подтверждения можно привести следующие аргументы: во-первых,… во-вторых… -Позиция автора вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, …. С другой - … 5-6 предложений
Вывод Связно завершить сочинение-рассуждение Можно ещё раз сформулировать свое отношение, свою позицию. Можно использовать цитату из текста (или другого произведения, высказывания известных деятелей науки и искусства, политиков). Можно завершить риторическим вопросом. Можно «заглянуть в будущее» и поразмышлять, «что будет, если…». Можно предположить, «как не допустить, чтобы…». Хорошо, если вывод будет носить обобщенно-нравственный характер (т.к. всё рассуждение, как правило, будет связано с какой-либо нравственно-этической проблемой). 2-3 предложения

 

 

Проблема текста

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления.

Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства жизни и общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.

Определяя проблему, учащийся должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.д. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Проблему текста следует не только выявить, но и сформулировать. Можно предложить 2 наиболее простых способа формулировки проблемы:

1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой воспитания; в тексте поднимается проблема одиночества; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии.

2. Формулировка в виде вопроса (*проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.

Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Типы аргументов

1. Естественные доказательства – это показания свидетелей, документы, данные экспертизы и т.п.: ссылка на общезначимый опыт, который имеет каждый человек; свидетельства самого автора сочинения; ссылки на авторитет (поскольку точного текста цитаты у выпускника не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так пишущий избежит обвинения в искажении цитаты); пословицы, поговорки; примеры из художественной литературы.

 

2. Логические доказательства. Подобная аргументация строится на определении, уточнении какого-либо понятия, когда необходимо установить существенные (самые важные) признаки какого-либо предмета или явления. Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем даётся неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Такие рассуждения могут стать эффектным вступлением к сочинению. В этом случае уточняется ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.

 

 

3. Чувственные аргументы. Используя эти аргументы, мы строим речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.

Виды аргументов

  1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев, о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай. Обязательно указать место, время, подробные обстоятельства, источник информации.

Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много даёт школьное образование знаний, которых, казалось бы, мы никогда не используем…

  1. Научные знания: законы, теории, аксиомы, гипотезы, открытия, исследования в разных областях знаний, эксперименты.

Учёные открыли способ превращения солей воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.

  1. Статистика: количественные данные об общественном мнении, о фактах общественной жизни или показатели развития общества.

В среднем 70% школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.

  1. Законы природы.

Вымирание одного из видов в пищевой цепочке неминуемо ведёт к гибели другого вида.

  1. Определение понятия или термина.

Свобода – это право на самостоятельный выбор.

  1. Официальные документы, законы, постановления.

Конституция РФ возлагает ответственность за образование ребёнка на родителей.

  1. Читательский опыт: цитаты, аналогичные поступки, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.

По словам А.С. Пушкина, «на свете счастья нет, но есть покой и воля».

  1. Ссылки на авторитетное мнение известных людей (артисты, исторические и общественные деятели, деятели культуры и политики…): высказывания, афоризмы.

Как тут не вспомнить слова Ницше: «Никогда истина не повисала на руке безусловного».

  1. Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.

Всем известно, что предательство – самый низкий поступок, однако никто из нас не задумывался, что самое сильное оружие – шантаж – может заставить любого человека пойти на предательство.

  1. Факты из биографии известных и замечательных людей.

Когда завистники подрезали струны на скрипке великого Паганини, он сыграл концерт на одной оставшейся струне, потому что настоящий гений не может быть побеждён ничтожествами.

  1. Культура и национальные особенности разных народов: обычаи, традиции, обряды, легенды, предания, сказки, приметы, песни.

В культуре индейцев существует обряд инициации: это испытание подростка, пройдя которое он имеет право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не пройдено, то, сколько бы ни было лет юноше, он продолжает считаться несовершеннолетним и сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определяется не количеством лет, а физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…

  1. Исторический факт. Сравнение или противопоставление явлений и фактов, чтобы сделать вывод о преимуществах или недостатках.

И в Англии, и во Франции, и в России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.

  1. Научно-популярные, публицистические передачи и ток-шоу.

Одна из передач канала ТВЦ «Времечко» была посвящена утилизации отходов. Вывод был неутешительный: русский менталитет таков, что, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», поэтому никто всерьёз не занимается проблемой, которая представляется далёкой перспективой.

  1. Сведения из Интернета.

Всемирная паутина так перегружена пошлостью и насилием, что всерьёз задумались о разработке программ, блокирующих проникновение подобной информации в школьный компьютер.

  1. Мировая художественная культура: живопись, музыка, архитектура.

После смерти последнего патриарха Тихона художник Корин пишет картину «Уходящая Россия», на которой изображает портреты тех верующих, которые присутствовали на похоронах. Здесь есть и святые, и убогие, и страдальцы, и праведники… После того как Россия была объявлена страной атеистов, такая вера, которая изображена на полотне Корина, утрачена нами навсегда.

  1. Мифология и религия.

Даже праведники могут оступиться. Апостол Пётр, один из учеников Христа, трижды отрёкся от своего учителя. Однако он получил прощение Христа, который доверил ему создание одного из Евангелиев. Библия учит тому, что ни у кого нет права судить и осуждать человека за проступок. Надо учиться понимать и прощать, потому что раскаянье в корне изменяет человека. Это и есть его наказание и искупление.

  1. Фильмы.

В фильме «Апокалипсис» показывается гибель цивилизации майя, причиной которой стала утрата человечности, гуманности. Одно только интеллектуальное развитие не является гарантией будущего народа, если утрачены нравственные основы.

  1. Предположение: что могло бы быть при определённых условиях. Доказательство от противного: сначала даётся пример того, как не должно быть, затем делается вывод о том, как надо.

Если любить себя, это приведёт к тому, что человек будет много позволять себе и прощать. Если уважать себя, то человек будет стремиться к тому, чтобы совершить что-то, за что можно было бы себя уважать. Ведь любят ни за что, а уважают за что-то. Себялюбие – конец пути, в то время как самоуважение – начало.

  1. Ирония: скрытая насмешка, когда говорится одно, а имеется в виду прямо противоположное.

Государство так заботится о тех, кто является национальной гордостью, что всё чаще и чаще приходится слышать, как в нищете умирают прославленные артисты, великие открытия остаются не востребованы, пророческие слова не услышаны.

 

«Магниты» для вступлений

Приём Пример
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) Часто ли мы задумываемся о том, как мы говорим? (К тексту о языке)
Интересное наблюдение Средний россиянин не знает ни одного языка, кроме русского. Однако он слушает англоязычные музыкальные группы, носит турецкую рубашку и брюки из Китая. На его обеденном столе американские куриные ножки и финское масло. В его доме стоит японская электроника. (К тексту об интернационализме)
Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы и т.д. «Даже когда невозможно остаться человеком, невозможно не остаться им» - эти слова И. Смоктуновского, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к данному тексту. (К тексту о нравственности)
Восклицание Какое счастье после долгого путешествия вновь оказаться дома! (К тексту о том, что человек должен иметь корни)
Ассоциация Представьте себе книгу, из которой вырваны почти все страницы. В ней есть только обложка, а внутреннего содержания нет. Когда я читал текст…, у меня возникла эта ассоциация. Казалось бы, какая тут связь? Но, на мой взгляд, человек, который знает мало слов своего родного языка, напоминает такую книгу. (К тексту об обеднении русского языка)
«Маска» Прочитав этот текст, многие люди недоуменно спросят: «Какое отношение имеют размышления из текста к нашей сегодняшней жизни? Сегодня люди не получают правительственных наград за труд, как это было при социализме». Но на самом деле проблема текста гораздо глубже, чем это может показаться. (К тексту о наградах)

 

Примеры написания вступления

Приём Пример
Обоснование актуальности проблемы Проблема, поднятая в тексте (…), актуальна, как никогда: ведь сегодня русский язык находится в плачевном состоянии.
Рассказ о впечатлении, которое произвёл текст (но без пафоса) *Если впечатление отрицательное, лучше об этом умолчать, чтобы не было снижения баллов за этику Текст (…) о разных манерах ведения спора мне очень понравился. Раньше я никогда не задумывался над этой темой.
Начало с ключевого слова текста Родина… Главное, что есть у человека.
Описание ситуации, аналогичной изображённой в тексте Часто бывает так, что мы не следим за своей речью, засоряем её ненужными словами. (К тексту о языке)
Сообщение сведений об авторе текста или о его книгах (если автор вам знаком) Д.С. Лихачёв – талантливый публицист. Многие его тексты посвящены нравственным проблемам.

 

Приёмы написания заключения

Приём Пример
Риторический вопрос Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки, беречь и любить природу?
Восклицание Сколько же мудрости и света подарил А.П. Чехов людям! (О чеховских пьесах) Жизнь всё время посылает нам испытания, но как же приятно выходить из них человеком!
Высказывание своего мнения, предположения Родина, по моему глубокому убеждению, начинается именно с букваря. (К тексту о русском языке)
Призыв к действию, совет, пожелание Давайте же делать то, что от нас зависит. Сохраним нашу планету! (К тексту об экологии)
Подведение итогов Таким образом, наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души и ума.
«Ход в будущее» (что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.) Если не ввести жестокого ограничения продолжительности рекламных пауз, можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшее время количество физически и психически больных людей сильно возрастёт. (К тексту о телевидении)
Высказывания известных людей, пословицы и т.д. Закончить хочется словами Н. Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…» (К тексту о том, что человек должен всё время самосовершенствоваться)
Сравнение, образ Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, её гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. (К тексту об экологии)
«Ниточка» (позволяет передать эффект присутствия героев, событий, впечатлений от текста в своей жизни) Уже прочитан текст (…), отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же, оказывается, велика роль знаков препинания.

 

«Копилка мудрых мыслей»

Темы Цитаты
Язык и слово «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ) «Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего» (А. Кони) «Богатство языка есть богатство мыслей» (Н. Карамзин) «Язык всем знаниям и всей природе ключ» (Г. Державин) «Каков человек, такова его и речь» (Сократ)
Родина «Чужбина родиной не станет» (Гёте) «На чужой стороне и весна не красна» (Пословица) «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки» (Т. Шевченко)
Чтение «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро) «Всё бледнеет перед книгами» (А.П. Чехов) «Милее книги в жизни друга нет» (Навои)
Наука «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек» (А. Полежаев) «Не будь наук и искусств, не было бы человека» (Л.Н. Толстой) «Науки юношей питают, отраду старым подают. В счастливой жизни украшают, в несчастный случай берегут» (М.В. Ломоносов)
Поступки людей «Человек отражается в своих поступках» (Шиллер) «Поступки - плоды помыслов. Будут разумные помыслы – будут хорошие поступки» (Грасиан)
Нравственность «Даже когда невозможно остаться человеком, невозможно не остаться им» (И. Смоктуновский) «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях» (Эпиктет) «Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя» (Демокрит)
Смысл жизни «Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы её использовали» (Монтень) «Станьте солнцем – и вас все и увидят» (Ф.М. Достоевский) «Без пользы жизнь – безвременная смерть» (Гёте)
Совесть «Самое главное украшение – чистая совесть» (Цицерон) «Чистая совесть есть постоянный праздник» (Сенека) «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (А.С. Пушкин)
Доброта, милосердие «Доброта – качество, излишек которого не вредит» (Голсуорси) «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан) «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» (В. Гюго)

 

*Этими цитатами можно воспользоваться как аргументами (использовать в качестве читательского опыта).

* * Материалы взяты из газеты «Русский язык» (№№ 17-24 за 2007-2008 учебный год);

из книги Т.Е. Тимошенко «Готовимся к экзаменам. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С».

 

 

Классификация ошибок,

исправляемых и учитываемых в системе оценивания задания С1

Грамматические ошибки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.063 с.)